Риторические приемы диалогизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторические приемы диалогизации



Эффективность ораторского выступления зависит от диалогического взаимодействия участников речевой ситуации. Аристотель в своем трактате «Риторика» утверждал, что «слушатель и есть конечная цель всего». Чтобы сделать слушателя деятельным, активным субъектом общения, оратор имеет в своем распоряжении много известных риторических приёмов. Это обращение, в опросно-ответный ход, заимословие, риторические вопросы и риторические восклицания, антиципация.

Обращение то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа.

Уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня ради великого события...

 

Риторический вопрос – восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-либо утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

Кто же не хочет заработать побольше денег? А вы знаете, сколько у нас в стране алкоголиков? Есть ли в России более популярный поэт, чем Пушкин?

 

Риторическое восклицание высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

Ехать в деревню, в глушь, учить там детей пьяниц, нет уж этот подвиг не для меня!

 

Заимословие приём включения мыслей в воображаемую чужую речь. С его помощью автор как бы отдаёт другому говорить то, что хочет сказать сам.

 

Если бы вы спросили Базарова: «Выйдет ли что-нибудь путное из вашего друга?» - Базаров отвечал бы вам с полным убеждением: «Ничего путного не выйдет; будет рафинированным Маниловым и больше ничего» (Д.И. Писарев. Реалисты).

 

В риторике используется также приём речи, называемый антиципацией, когда оратор формулирует вероятные или воображаемые возражения или другие мысли своих слушателей, а затем даёт на них ответ. Общение активизируется благодаря вопросам, на которые ответ даёт сам выступающий. Это вопросно-ответный ход.

 

Нравственные вершины и отношение к ним.

В «Заметках о русском» и в «Диалоге о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не принято обращать внимание: на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и прочие. Читатель вправе спросить: а куда же девались в «Заметках» отрицательные черты русского человека? Разве русским свойственны одни только положительные черты, а другие народы их лишены? Что касается первого вопроса о русских недостатках, то я вовсе не считаю русский народ их лишенным: напротив, их у него много, но… Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? Ведь когда пишется история искусств, в нее включаются только высшие достижения, лучшие произведения. По произведениям посредственным или плохим нельзя построить историю живописи или литературы. Если мы хотим получить представление о каком-либо городе, мы знакомимся прежде всего с его лучшими зданиями, площадями, памятниками, улицами…

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, даже самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Вообще говоря, любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Благожелательность, напротив, открывает пути правильного познания.

Самолет не падает на землю не потому, что он крыльями «опирается на воздух», а потому, что он подсасывает кверху, к небу… В народе самое главное его идеалы.

(Д. С. Лихачев)

 

Риторические приемы ритмообразования

■ Основу ритма составляет членимость речи, сочетание звучания и пауз (малых, средних и больших). В письменной речи это пробелы между словами, знаки препинания, абзац, кавычки, разные шрифты, выделения, размеры букв и т.д.

Всякое звучание, помимо расчленения ради восприятия, понимания или оценки, должно обладать той или иной степенью ясности. Это достигается темпом, громкостью и периодичностью речи. Различают медленный, средний, быстрый темп. Быстрый делает речь менее ясной, медленный утомляет. Излишне громкая речь или очень тихая уменьшает ясность, громкая речь ослабляет внимание, тихая и чрезмерно тихая речь усиливает внимание. Низкий голос воспринимается лучше, чем высокий. Оратор может воздействовать на аудиторию изменением темпа, громкости, периодичностью.

К специальным приемам ритмообразования относятся многосоюзие, бессоюзие, период, градация.

Многосоюзие (полисиндетон) - риторическая фигура, состоящая в присоединении посредством присоединяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что они выступают как параллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне.

Вы любите женщину, вас волнует и терзает и ее присутствие, и ее отсутствие, и ее слова, и ее взгляды, и ее холодность, и ее страстность. (Писарев, Реалисты)

Бессоюзие (асиндетон) – употребление большого ряда или нескольких знаменательных слов без соединительных словесных элементов, при этом подчеркивается значимость каждого присоединенного элемента, одновременно создается смысловой параллелизм. «Речь, не соединенная союзами, имеет следующую особенность: кажется, что в один и тот же промежуток времени сказано многое, потому что соединение посредством союзов объединяет многое в одно целое; отсюда ясно, что при устранении союзов, единое сделается, напротив, многим». (Аристотель)

Пришел, увидел, победил (Цезарь).

Меня всегда поражает, с какой смелостью мы обращаемся к Ней за милостью, за заступлением, за спасением. (Митрополит Антоний Сурожский)

 

Период – это риторическая фигура с особым построением фразы. Это структурно организованное, ритмизированное, достаточно длинное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей: восходящей (первой) и нисходящей (второй), каждая из них обычно делится на подчасти. Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтобы по началу фразы слушатели уже предчувствовали, ожидали, каково будет развитие мысли и ее завершение. Эта форма организации речи служит тому, чтобы адресат видел цель, понимал, куда ведет его говорящий.

Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтобы в начале фразы говорящий и слушающий уже предчувствовали и ожидали, каково будет ее развитие и завершение. Периодическое предложение состоит из двух частей: восходящей и нисходящей по интонации, разделяет которые кульминация, отмеченная повышением голоса и паузой.

Типы периодов:

- временной: в одной из частей имеем когда…, когда…, когда…, в другой – тогда

- условный: если…, если…, если…, т

- определительный: кто…, кто, кто…, тот

Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что все это пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку.

 

Перестань думать о том, как бы сыскать славу, богатства в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучше, чем у прочих, платьем одеться, как бы мудрее и славнее других показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проезжаться, как бы более земли и крестьян достать, как бы угоднейшие сады построить, как бы красивые в них галереи сделать и выгодные пруды выкопать и прочее, – но думать, как бы вечное спасение получить.

 (Святитель Тихон Задонский)

 

5. Прочитайте примеры периодов.

1. Если молодой исполнитель роли старика вдумается, поймет, усвоит все эти составные элементы большого и трудного действия, если он сознательно, честно, выдержанно, без лишнего напора и подчеркивания начнет продуктивно и целесообразно действовать в тех «предлагаемых обстоятельствах», в которых живет сам старик, если он выполнит все, как указано мною, раздробив по составным частям большое действие, то молодой человек поставит себя в одинаковые условия со старцем, уподобится ему, попадет в его ритм и темп, которые играют громадную роль и имеют первенствующее значение при изображении старика. (К. С. Станиславский).

2. Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…; когда жертва его – слабая девушка…; каждый из нас, возмущенный, становится на сторону обиженных. (Сергеич. Пример начала речи по делу Ла Ронсьера)

3. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие стихи в этой поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней отзываются юношеской незрелостью мысли, - поэма чрезвычайно замечательна в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии.

(В. Г. Белинский)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.008 с.)