Автономная не коммерческая организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономная не коммерческая организация



АВТОНОМНАЯ НЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Русская академия мастерства – Восточнее единоборства»

Монография

Тема

Управление тренерской деятельности айкидзютсу

Выполнил: Лаптев В.М.

Старший тренер

Магнитогорск 2020

Оглавление

Глава 1…………………………………………………………………………С.3.

Параграф 1. Научно теоретические основы как средство профессионально–педагогической подготовки тренеров в системе восточных единоборств ………………………………………………………………………………….. С.3.

Параграф 2. Виды и основные технологические операции управления…. С.6.

Параграф 3. Контроль в системе подготовки спортсменов ………………..С.9.

Глава 2………………………………………………………………………..С.11.

Параграф 1. Системная практика соревновательной деятельности айкидзютсу…………………………………………………………………… С.11.

Параграф 2. Мотивационно–ценностные ориентации в айкидзются…… С.12.

Параграф 3. Методы спортивной тренировки ……………………………. С.13.

Список источников и литературы………………………………………..С.18.

Глава 1

Параграф 1

Научно теоретические основы как средство профессионально–педагогической подготовки тренеров в системе восточных единоборств

Написание данного монографии предполагает вычленения из темы основных понятий и сведение их к научным трактовкам. Общие научные основы теории и методики выражают четкое представление содержания данных определений, для рационального использования их в понятийном аппарате работы, развивая педагогическое мышление, в успешной тренерской деятельности.

Владение понятийно–категориальным аппаратом является:

· инструментарием анализа и проектирования,

· системой знаний, сущности, содержания и структуре образовательных процессов,

· объективной связью обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме,

· технологиями и способами применения педагогической теории в различных сферах жизни.[1]

1. Педагогическое управление.

Составляющие этого понятия  педагогика и управление берут своё начало из двух смежных научных отраслях. Объединяя эти системы научного познания, придем к точным объединяющим трактовкам.   Педагогика

· (в узком смысле) – наука о воспитании и обучении человека.

· (в широком смысле) – наука о влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

· (узком смысле) – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно–воспитательных учреждений.

· (в узком смысле) – наука о закономерностях воспитания и образования человека, изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. [2]

Управление

в самом общем виде:

 – это перевод объекта (процесса, явления и т. п.) из одного состояния в другое, заранее заданное.

Объединяя содержание трактовок в единое целое приходим к выводу что:

Педагогическое управление – это воздействие на обучающегося в (нашем случае айкидзютсу как виде спорта) в отношении моделирования его поведения в организации тренировочного процесса по нагрузкам психическим, физическим в спортивной деятельности, с целью контроля знания, умений, навыков оцениваемыми в этом виде спорта. Данное определение в значительной степени соответствует целям спортивной подготовки, которая заключается в том, чтобы перевести спортсмена из одного состояния (уровня подготовки) в другое.[3]

Педагогическое управление сложными динамическими системами осуществляется по трёхкратному принципу:

· Прямой связи от управляющей подсистемы (тренера, врача, психолога и др.) к управляемой подсистеме (спортсмену, функциональным системам его организма);

· Обратной связи (от состояния спортсмена и его систем тренеру)

Виды управления

 


этапное
текущее
оперативное

 

 


Схема №1. Основные виды управления в системе спортивной тренировки [4].

Этапное управление направлено на оптимизацию подготовки в крупных структурных образованиях тренировочного процесса (макроциклах, периодах, этапах многолетней подготовки).

Задача текущего управления заключается в таком планировании, при котором структура и характеристика нагрузок соответствовали ли бы текущим (повседневном) колебаниям в состоянии спортсменов в пределах микро- и мезо циклов).

Реализация возможного текущего управления осуществляется двумя путями:

· первый путь, связан с применением стандартных «блоков» из серии тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро- и мезоциклов (такие типовые структурные элементы тренировочного процесса разработаны экспериментально, апробированы в практике подготовки спортсменов);

· второй путь основывается на постоянном текущем контроле за работоспособностью спортсмена, развитием процессов утомления и восстановления, приспособления к факторам тренировочного воздействия, возможностям основных функциональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки.

Оперативное управление связано с необходимостью воздействия на оперативное состояние спортсменов осуществляется в пределах одного тренировочного занятия или старта и т. д. Данный вид управления связан с использование показателей, составляющих арсенал средств оперативного контроля (диагностика функционального состояния, кардиолидеры, ритмолидеры, разбор соревновательных ситуаций, учёт технико – тактических действий и т. д.), сопоставление полученных данных с заданием, и выработкой на этой основе, путей коррекции тренировочной и соревновательной деятельности.

 

Характеристика структуры соревновательной деятельности и подготовленности

 

Планирование корректирующих воздействий     Разработка моделей соревновательной деятельности и подготовленности

 

Поэтапное сравнение фактических и плановых результатов     Диагноз индивидуальных возможностей спортсмена (оценка уровня его подготовленности)

 

Построение тренировочного процесса     Сопоставление индивидуальных данных с модельными и разработка общей технологии
Определение направлений работы и путей достижения заданного эффекта
Подбор средств и методов спортивной тренировки  

 

 

Таблица № 1. Основные операции в цикле управления при подготовке спортсменов к высшим достижениям (В.Н. Платонов, 1977)

Параграф 2

Таблица № 2. Виды прогнозирования и их краткая характеристика

Виды прогнозирования Краткая характеристика
Краткосрочное (от нескольких минут до нескольких недель) Направлено на предвидение функционального состояния спортсмена, его возможности реализации поставленных задач. Соответствия предлагаемых нагрузок заданным сдвигам в деятельности соответствующих функциональных систем, хода развития в отдельном соревновании, поединке.
Среднесрочное (от нескольких недель до нескольких месяцев) Связано с определением наиболее вероятных темпов развития тренированности в результате применяемых средств и методов, системы построения тренировки в микроциклах, периодах и на отдельных этапах (прогноз развития периодов адаптации и деадаптации, установка наиболее эффективного режима соревновательной деятельности, техника–тактических действий и др.)
Долгосрочное (от 1 до 4 лет) Направлено на решение задач отбора и спортивной ориентации спортсмена; определение оптимальной структуры тренировочного процесса динамики нагрузок, формирование различных компонентов спортивного мастерства; выбор основных средств технико–тактических действий, физической и психической подготовленности.
Сверхдолгосрочное (6 и более лет) Направлено на выявление общих тенденций развития спорта в мире, его роли в жизни современного общества, изменения структуры соревновательной деятельности т. п.

 

Эффективное управление тренировочным процессом связано с использование различных моделей.

Под моделью принято понимать образец (стандарт, эталон) того или иного объекта, процесса или явления.

Моделирование – процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизацией процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях.

Принято выделять две группы модельных построений:

1. модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов;

морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности и возможности отдельных функциональных систем организма, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства.

2. Модели структурных образований тренировочного процесса, различных по длительности и содержанию макроциклов, периодов, мезоциклов и микроциклов, отдельных занятий или частей.

Модели, используемые в практике тренировочной и соревновательной деятельности. Могут быть подразделены на три уровня:

· обобщенные модели, отражающие характеристику объекта или процесса на основе исследования относительно большой группы спортсменов определённого пола, возраста, квалификации, вида спорта;

· групповые модели – изучаются на основе совокупности спортсменов (команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта.

· индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузку.

Под планированием принято понимать состояние конкретной тренировочной документации на основе закономерностей построения и предусматривающие описания структуры тренировки в макро–, мезо– микроциклах, выявление определённых взаимосвязей между этими структурами и различными компонентами нагрузок, составом тренировочных средств и индивидуальным календарём.

Выделяют: командные планы, разработанные как правило для сборных команд в виде комплексных и индивидуальные планы, которые имеют методический характер и учитывают индивидуальные особенности спортсмена. С учётом выбора интервалов выделяют три вида планирования:

· перспективное (4 года и более),

· оперативное,

· текущее.

Параграф 3

Контроль в системе подготовки спортсменов

Эффективность процесса подготовки спортсменов во многом обусловлена использованием средств и методов контроля как инструментов управления, позволяющих осуществить обратную связь между тренером и спортсменами.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки к соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической и психической) их работоспособности, возможности функциональных систем организма.

Объектом контроля в спорте является содержание учебно–тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности, работоспособности, функциональное состояние.

Таблица № 3. Классификация видов контроля в спорте по различным признакам

Признаки Виды контроля Краткая характеристика

Исходя из задач управления подготовкой

Оперативный Направлен на оценку реакций на нагрузки, качество использования технических приёмов и комбинаций в целом, настрой и поведение спортсменов в отдельном тренировочном занятии.
Текущий Направлен на изучение следовых процессов после выполнения нагрузок различной направленности, совершенствования технико–тактических навыков.
Этапный Связан с оценкой кумулятивного эффекта в продолжительных циклах, периодах этапах, выраженного в спортивных результатах и показателях тестов.

В зависимости частных задач, объёма показателей, включенных в программу обучения

Углубленный Использование круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности или тренировочного процесса на прошлом этапе.
Избирательный Проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую–либо из сторон подготовленности, работоспособности, соревновательной деятельности, тренировочного процесса.
Локальный Основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем.

В зависимости от применяемых средств и методов контроля

Педагогический Позволяет оценить уровень технико–тактической и физической подготовленности, выступления в соревнованиях, динамику спортивных результатов, структуру и содержание тренировочного процесса.
Социально– психологический Связан с изучением особенностей личности спортсменов их психического состояния и психической подготовленности, отношений в коллективе и др.
Медико– биологический Предусматривает оценку здоровья, возможностей различных функциональных систем организма.

Комплексный контроль–параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля, при условии использования педагогических, социально–психологических и методико–биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности. Содержания тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Глава 2

Параграф 1

Параграф 2

Мотивационная

· процесс формирования соревновательной установки, мотивирования её на основе осмысления потребности, интересов и самооценки спортсменом своих достиженческих возможностей, моделирования предстоящей соревновательной деятельности, эмоциональной «настройки» и практической разминки непосредственно предшествующей состязанию.

Ценностная

· целостная воспитательная система всестороннегосовершенствования человека, укрепляющая  его тело и дух.

Таблица № 4. Содержание соревновательной деятельности

Параграф 3

Строго регламентированные

а. стандартные – вариативные

б. непрерывные – интервальные

в. моделирования: целостного–частичного

г. обучения:

целостно–конструктивные

расчётно–конструктивные

д. избирательного и комплексного воздействия

е. круговой: интенсивный–экстенсивный

Игровой

Соревновательный

Общепедагогические

Таблица №. 5. Виды нагрузок

Нагрузка Критерии величины нагрузки Решаемые задачи
Малая Наступление первой фазы периода устойчивой работоспособности (15–20% объёма работы, выполняемой до наступления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, ускорение процессов восстановления после предшествовавших нагрузок
Средняя Наступление второй фазы устойчивой работоспособности (40–60% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, решение частных задач подготовки
Значительная Наступление скрытого (компенсируемого утомления (60–75 % объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления) Стабилизация и дальнейшее повышение тренированности
Большая Наступление явного утомления Повышение тренированности

 

Зоны интенсивности нагрузок

Таблица № 6. Классификация нагрузок

Зоны интенсивности Субстраты энергообеспечения ЧСС во время работы Эффективное время роботы
1.Аэробная восстановительная Жиры (50%и более), гликоген, глюкоза крови 140 Исходя из задач тренировки
2.Аэробная развивающая Гликоген, жиры, глюкоза 170 до 3–4 часов
3.а.Смешанная б.Аэробно–анаэробная Гликоген, жиры, глюкоза 180 0,5–2 часов 10–30 мин
4.а.Анаэробная б. Гликолитическая Гликоген Свыше 180 5–10 мин 2–3 мин до 2 мин (в 1 повторе)
5.Анаэробная– алактатная Креатин–фосфат, АТФ, гликоген Минимальное до 10–15 сек (в 1 повторении)

Отдых в процессе упражнений [7]

Целесообразное использование нагрузок в процессе тренировок предполагает нормированные интервалы отдыха между ними. При этом отдых вводится в двух разновидностях:

Пассивный – относительный       Активный – переключение

покой,    сменяющий                 на деятельность, отличную от

двигательную активность              той, которая вызвала утомление,

                                                          способствует восстановлению работы

Таблица № 7. Типы интервалов отдыха

Место включения Тип интервала Краткая характеристика интервалов отдыха

Между повторениями упражнений

Полные (ординарные) Обеспечивающие практически полное восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего восстановления
Напряженные (неполные) Очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления

Между занятиями

«Минимакс» Наименьшие интервалы между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (супер компенсация
Ординарный К началу следующего занятия уровень работоспособности успевает возвращаться к тому, который был в начале предыдущего
Жесткий Происходит значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия
Супер компенсационный Соразмерен по времени, достаточном для наступления фазы супер компенсации, что позволяет в очередном занятии выполнить более значительную, чем в предыдущем нагрузку

АВТОНОМНАЯ НЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Русская академия мастерства – Восточнее единоборства»

Монография

Тема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.055 с.)