Характеристики социальных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики социальных изменений



1) Социальные изменения неизбежны.

2) Иногда социальные изменения намерены, однако чаще всего они происходят безо всякого плана.

3) Социальные изменения противоречивы.

4) Некоторые изменения имеют большую важность, чем другие.

 

Теории социальных изменений

 

 

2.1. Эволюционизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, социальный дарвинизм). Общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу.

 

 

2.2. Неоэволюционизм (50-е гг. ХХ в. Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др.).

Признание уникальности, внимание механизмам изменений, отказ от отождествления изменений и прогресса. Перемещение акцента на системность и локальную индивидуальность изменяющихся социальных форм, вводит принцип прерывности изменений и исходит из многолинейности эволюции.

 

 

2.3. Теории циклических изменений (П.Сорокин, А. Тойнби). Теория жизненных циклов цивилизаций (А.Тойнби): всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций.

Сорокин: «Социокультурные флук­туации, т. е. повторяющиеся процессы в социальной и культур­ной жизни и в человеческой истории, — это основной объект настоящего исследования». «Большинство социокультурных изменений имеют характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов». Процес­сы часто меняют свое направление и повторяют сами себя. «На короткое или длительное время, в одной и той же или в несколь­ких социальных системах процесс движется в определенном ко­личественном, качественном или пространственном направлении, или во всех этих направлениях, достигает «точки насыщения», а затем зачастую идет в обратном направлении». Наиболее важным принципом такой периодизации является смена доми­нирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалисти­ческой и чувственной культур.

 

 

Представления о социальных изменениях в трудах классиков

 

 

О. Конт (1798–1857)

Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

 

 

3.2. Г. Спенсер (1820-1903гг.)

Эволюция -процесс перехода от состояния относительной неопределенности, несвязанности, однородности к состоянию относительной определенности, связанности, многогранности.Это универсальный процесс, объясняющий все изменения.

Сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании «неприспособленных» индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании «приспособленных».

 

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

 

3.3. Э. Дюркгейм (1858–1917)

Причина социальных изменений: разделение труда и социальная дифференциация.

Модернизация обусловлена усиливающимся разделением труда.

Механическая и органическая солидарность.

 

Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

 

 

3.4. К. Маркс (1818-1883гг.)

Причины социальных изменений: рост производительных сил общества, который ведет к смене способа производства и общественно-экономической формации.

Новая общественно-экономическая формация может возникнуть лишь в результате социальной революции.

Современное общество – синоним капитализма. Критика современности.

 

Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

 

 

3.5. М. Вебер (1864-1920гг.)

Причина социальных изменений: рост рациональности во всех сферах общественной жизни

Суть перехода к современности замена традиционного мировоззрения традиционным мышлением.

В доиндустриальных обществах традиции препятствуют изменениям.

Движущую силу социальых изменений Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что характерно для стран Востока.

 

 

3.6. Ф. Тённис (1855-1936гг.)

«Община и общество» (1887): объяснение процесса модернизации.

Модернизация – прогрессирующая утрата человеческой общности.

Современность: люди становятся обособленными, несмотря на объединяющие их факторы.

 

Гемейншафт (община) характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать «естественным» обществом, базирующимся на «сущностной воле» (воля, в которой содержится мышление).

Гезельшафт (общество) представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает «избирательная воля» (мышление, т.к. в нем содержится воля).

Воля – аналог способа восприятия и мотивации.

 

3.7. Т. Парсонс (1902-1979гг.)

В основе социальной эволюции культурные инновации.

4 основных механизма эволюционных изменений:

1) дифференциация, связанная с усложнением строения общества;

2) повышение адаптивной способности общества, связанное с развитием производства;

3) увеличение объема членства в обществе и усложнение социальных структур;

4) генерализация ценностей

Типологизация обществ по переменным социального действия:

Ø партикуляризм (стремление к частным моментам, обособлению, партикуляризм встречается в различных областях) / универсализм;

Ø приписывание / достижение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)