Концепции происхождения воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции происхождения воспитания



 

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Первая теория – эволюционно‑биологическая. Ее авторы – Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Суть теории: сближение воспитательной деятельности людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Вторая теория – психологическая. Ее автор П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В обеих теориях сходно утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро утверждал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.

Современные исследования учитывают при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и человека. В настоящее время ученые делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов:

• орудия труда и быта;

• примитивные детские игрушки;

• наскальные изображения и пр.

Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, доносят народные игры, обряды, развлечения, фольклор.

 

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

 

К периоду 40–35 тысяч лет назад относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания, сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Как отмечает А. Н. Джуринский, воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно‑эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде оно возникло в эпоху выделения человека из животного мира, то есть 2–3 миллиона лет назад.

Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение, являясь частью повседневной борьбы за выживание, начало приобретать черты особого вида деятельности.

 

Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

 

Непременное условие существования древнего человека – изготовление и использование орудий. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание основывалось на общинном образе жизни.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась общественная направленность развития человека.

 

Воспитание детей в семье

 

Приблизительно в 9–8‑м тысячелетиях до н. э. воспитание превращается в сословно‑семейное. Дети воспитываются на примере родителей. В зависимости от принадлежности к той или иной страте – вождей, жрецов, воинов или остальных членов общины – воспитание ребенка приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и, соответственно, усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. Например, у африканских готтентотов матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственные назидания родителей также наделялись чудотворным значением. «Так, у австралийских туземцев был ритуал, когда ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: “Будь добрым, не бери чужого”».[1]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.004 с.)