Тема 13. Социальные изменения в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Социальные изменения в современном мире



 

План

1. Теории социальных изменений.

2. Социальные изменения: типы, виды, факторы, влияющие на сопротивление им, эффекты инновации.

3. Концепция социального прогресса.

4. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

 

1. Теории социальных изменений

В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. В этом случае мы говорим, что система подвергается изменению. Проблемы социальных изменений находились в центре внимания ученых с момента возникновения социологии как самостоятельной науки. Для изучения социальных изменений были разработаны различные теоретические подходы.

Теория социальных изменений Т. Парсонса раскрывается с позиции системно-функционального анализа: «изменения равновесия» и «изменения структуры». Его методологический подход обозначен в его словах: «Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она не совершается одним определенным способом, но каждый следующий уровень включает множество различных форм и типов». Т. Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс. Именно с этой позиции рассматриваются им исторические изменения (например, переход от агрокультурного, крестьянского общества к индустриальному, возникновение молодежных проблем). По Парсонсу, изменения и конфликты интерпретируются в понятиях эволюционного приспособления различных подсистем по отношению друг к другу, затрагивающего отношения между культурной, социальной личностной системами. Отсюда теория Т. Парсонса равновесия, которое постоянно нарушается в связи с конфликтами на разных уровнях.

Наряду с Т. Парсонсом Э. Дюркгейм также является представителем структурно-функционалистического учения, относящегося к сторонникам равновесия. В большинстве обществ постоянно происходят различные конфликты, особенно конфликты интересов. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями – конфликты и разногласия. Э. Дюркгейм причину социального изменения видел в социальных фактах, которые являются причиной друг друга. Так, рост населения приводит к увеличению его физической «плотности», что в свою очередь, ведет к повышению социальных связей. Развитие человеческой цивилизации идет эволюционно от «механической солидарности» к «солидарности органической». При этом Э. Дюркгейм не исключал революционные периоды в развитии обществ, называя их «новаторскими» по сравнению с «обычными».

К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в середине второй половины XIX в. была создана теория социального изменения общества. Отметим три принципиальных соображения их взглядов. Первое – их идеи необходимо рассматривать в контексте социокультурных ценностей того времени. Второе – с изменением общественных реалий взгляды Маркса и Энгельса на характер социальных изменений становятся другими. Третье — Маркс и Энгельс — одни из первых, которые стали использовать эмпирические социологические исследования, результаты которых закладывались в анализ социальных изменений («анкета для рабочих», «положение рабочего класса в Англии»). Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. Противоречия между производительными силами общества и производственными отношениями – очень важный методологический момент. Данные противоречия ведут к социальной революции, которая необходима как проявление исторической необходимости.

О. Конт и Г. Спенсер придерживались парадигмы понимания социального изменения как естественной эволюции общества, т.е. отождествляли понятие социальных изменений с понятием социального развития и социального процесса. При этом О. Конт дал общие представления о процессах такой эволюции, а Г. Спенсер создал историю эволюции, в том числе отдельных социальных институтов.

П. Сорокин не принял ни эволюционистское, ни историко-материалистическое обоснование социальных изменений. По мнению Сорокина, социальные изменения по большому счету связаны с макропроцессами, происходящими в социокультурных суперсистемах, которые конкретизируются на микро уровне в поведении и образе жизни людей. Он выделяет три суперсистемы: религиозную или идейную, чувственную и интегральную. Теорема Сорокина флуктуации, согласно которой циклические колебания суперсистем по невыявленной ритмической регулярности детерминируют флуктуацию обществ между процессом и регрессом, экономическим бумом и спадом, развитием демократических свобод и переходом к авторитарным режимам, мирным периодам и военным, революционным и эволюционным и т.д. Социальные изменения в любой сфере происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения». Прогноз ученого на обозримое будущее крайне пессимистичен. Наступит ценностная дезинтеграция, которая приведет к хаосу идей, мнений, верований. Механизмы социального контроля дадут сбой и социальный порядок будет поддерживаться не моралью и нравственностью, а принуждением. Однако пессимизм у Сорокина не фатальный. Согласно теореме флуктуации, у обществ начнется новый цикл, и социальные изменения приобретут оптимистическую направленность, что ученый связывал не только с производством красоты и истины, но особенно с производством доброты.

А. Гидденс в концепции структурации указывал на три основных источника социальных изменений.

· Социальные действия людей обретают способность свободно перемещаться в самых широких пространственно-временных рамках.

· Социальная жизнь «высвобождается» от привязанности к локализованным социальным контекстам, в результате чего социальные отношения организуются по всему объему пространства и времени.

· Усвоение знания осуществляется параллельно с отслеживанием людьми социальной жизни, которые вносят корректировки, как в знания, так и в условия жизни.

По Гидденсу конечным двигателем социальных изменений являются сами люди. Он считает, что ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.004 с.)