Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Социальные изменения в современном мире
План 1. Теории социальных изменений. 2. Социальные изменения: типы, виды, факторы, влияющие на сопротивление им, эффекты инновации. 3. Концепция социального прогресса. 4. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
1. Теории социальных изменений В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. В этом случае мы говорим, что система подвергается изменению. Проблемы социальных изменений находились в центре внимания ученых с момента возникновения социологии как самостоятельной науки. Для изучения социальных изменений были разработаны различные теоретические подходы. Теория социальных изменений Т. Парсонса раскрывается с позиции системно-функционального анализа: «изменения равновесия» и «изменения структуры». Его методологический подход обозначен в его словах: «Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она не совершается одним определенным способом, но каждый следующий уровень включает множество различных форм и типов». Т. Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс. Именно с этой позиции рассматриваются им исторические изменения (например, переход от агрокультурного, крестьянского общества к индустриальному, возникновение молодежных проблем). По Парсонсу, изменения и конфликты интерпретируются в понятиях эволюционного приспособления различных подсистем по отношению друг к другу, затрагивающего отношения между культурной, социальной личностной системами. Отсюда теория Т. Парсонса равновесия, которое постоянно нарушается в связи с конфликтами на разных уровнях. Наряду с Т. Парсонсом Э. Дюркгейм также является представителем структурно-функционалистического учения, относящегося к сторонникам равновесия. В большинстве обществ постоянно происходят различные конфликты, особенно конфликты интересов. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями – конфликты и разногласия. Э. Дюркгейм причину социального изменения видел в социальных фактах, которые являются причиной друг друга. Так, рост населения приводит к увеличению его физической «плотности», что в свою очередь, ведет к повышению социальных связей. Развитие человеческой цивилизации идет эволюционно от «механической солидарности» к «солидарности органической». При этом Э. Дюркгейм не исключал революционные периоды в развитии обществ, называя их «новаторскими» по сравнению с «обычными».
К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в середине второй половины XIX в. была создана теория социального изменения общества. Отметим три принципиальных соображения их взглядов. Первое – их идеи необходимо рассматривать в контексте социокультурных ценностей того времени. Второе – с изменением общественных реалий взгляды Маркса и Энгельса на характер социальных изменений становятся другими. Третье — Маркс и Энгельс — одни из первых, которые стали использовать эмпирические социологические исследования, результаты которых закладывались в анализ социальных изменений («анкета для рабочих», «положение рабочего класса в Англии»). Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. Противоречия между производительными силами общества и производственными отношениями – очень важный методологический момент. Данные противоречия ведут к социальной революции, которая необходима как проявление исторической необходимости. О. Конт и Г. Спенсер придерживались парадигмы понимания социального изменения как естественной эволюции общества, т.е. отождествляли понятие социальных изменений с понятием социального развития и социального процесса. При этом О. Конт дал общие представления о процессах такой эволюции, а Г. Спенсер создал историю эволюции, в том числе отдельных социальных институтов. П. Сорокин не принял ни эволюционистское, ни историко-материалистическое обоснование социальных изменений. По мнению Сорокина, социальные изменения по большому счету связаны с макропроцессами, происходящими в социокультурных суперсистемах, которые конкретизируются на микро уровне в поведении и образе жизни людей. Он выделяет три суперсистемы: религиозную или идейную, чувственную и интегральную. Теорема Сорокина флуктуации, согласно которой циклические колебания суперсистем по невыявленной ритмической регулярности детерминируют флуктуацию обществ между процессом и регрессом, экономическим бумом и спадом, развитием демократических свобод и переходом к авторитарным режимам, мирным периодам и военным, революционным и эволюционным и т.д. Социальные изменения в любой сфере происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения». Прогноз ученого на обозримое будущее крайне пессимистичен. Наступит ценностная дезинтеграция, которая приведет к хаосу идей, мнений, верований. Механизмы социального контроля дадут сбой и социальный порядок будет поддерживаться не моралью и нравственностью, а принуждением. Однако пессимизм у Сорокина не фатальный. Согласно теореме флуктуации, у обществ начнется новый цикл, и социальные изменения приобретут оптимистическую направленность, что ученый связывал не только с производством красоты и истины, но особенно с производством доброты.
А. Гидденс в концепции структурации указывал на три основных источника социальных изменений. · Социальные действия людей обретают способность свободно перемещаться в самых широких пространственно-временных рамках. · Социальная жизнь «высвобождается» от привязанности к локализованным социальным контекстам, в результате чего социальные отношения организуются по всему объему пространства и времени. · Усвоение знания осуществляется параллельно с отслеживанием людьми социальной жизни, которые вносят корректировки, как в знания, так и в условия жизни. По Гидденсу конечным двигателем социальных изменений являются сами люди. Он считает, что ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.004 с.) |