Солнечное и искусственное освещение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солнечное и искусственное освещение



 

Существует два основных вида освещения – естественный (солнечный) свет и искусственный. Каждый из них по‑своему определяет характер изображения, создаёт в кадре определённое настроение, диктует свои условия съёмки.

Наиболее предпочтительное освещение это солнечный свет. Было бы ошибкой считать, что он всегда одинаковый. Свойство солнечного света непрерывно меняться следует обязательно учитывать.

Искусственный свет это свет от всех источников света, кроме Солнца и отражённого солнечного света от Луны.

 

 

 

Рис.4.1. Объект снят при солнечном освещении

 

 

 

Рис.4.2. Объект снят при искусственном освещении

 

Прямой и отражённый свет

 

В объектив попадает свет, который может быть как прямым – идущим от источника света непосредственно в камеру, так и отражённым от какой‑либо поверхности.

Отражённый свет всегда более мягкий и рассеянный, он делает объекты объёмными, переходы выглядят плавными и мягкими.

 

 

Рис. 4.3. Объект освещён прямым источником света

 

 

Рис. 4.4. Объект освещён отражённым светом

 

Освещённость и контраст

 

Освещённость – распределение света в пространстве, меняется в зависимости от того, где расположен источник света и от яркости источника. Наименьшая освещённость в ночное время, максимальная соответственно в солнечный полдень.

Контраст – диапазон между наиболее светлыми и наиболее тёмными областями сцены.

При максимальной разнице между ними кадр окажется наиболее контрастным. На контраст влияют многие факторы – облачность, поверхность объектов. Контраст увеличивается при разной отражательной способности объектов. Большие пространства плоской формы способствуют низкому контрасту. Также контраст зависит и от направления света.

На восприятие контраста в кадре оказывают влияние и цвета. Цветовые оттенки, расположенные на противоположных концах спектра создают ощущение более высокого контраста. Соседние, то есть близкие друг к другу цвета создают впечатление, что фотография не совсем контрастна.

 

 

 

Рис.4.5. Объект освещён достаточно

 

 

 

Рис.4.6. Объект освещён недостаточно, из‑за нехватки света изображение получилось зернистым, на снимке присутствуют шумы

 

 

 

Рис.4.7. Сильный контраст

 

 

 

Рис.4.8. Слабый контраст

 

Фронтальное освещение

 

Источник света находится за спиной фотографа. Обычно этим правилом руководствуются люди, впервые взявшие в руки камеру – солнце должно находиться за спиной, тогда снимки получатся удачными. Фронтальное освещение не единственное и интересные результаты можно получать и при контровом и при боковом освещении. Фронтальное освещение делает картинку более плоской. Фронтальный свет хорошо вырисовывает детали объекта, выявляются все неровности и шероховатости, но при этом теряется передача фактуры. Если часть сцены имеет сильную отражающую способность – гладкие белые или светлые поверхности, то эта часть может оказаться пересвеченной, либо оставшаяся часть кадра окажется слишком тёмной, но этот светлый участок окажется хорошо проработанным, когда экспозамер проводится именно по этому участку.

Снимая при фронтальном освещении, помните, что при этом вы не сможете придать объем снимку, передать ощущение глубины. Объекты получатся плоскими, тени будут отброшены назад.

 

 

Рис. 4.9. Фронтальное освещение

 

Съёмка против света

 

Свет, идущий от источника, расположенного напротив объектива, т.е. идущий со стороны объекта съёмки, называется контровым (задним). Такое освещение используйте творчески.

При контровом свете контуры объекта на фотографии передаются ярко подсвеченными, выделяя его на окружающем фоне.

 

 

 

Рис. 4.10. Контровой свет высвечивает контуры

Тени при этом, направленные от источника света к камере, сильно удлиняются.

 

 

 

Рис.4.11. Тени при контровом освещении удлиняются

Но это ещё не все – задний план выглядит ярче переднего.

 

 

 

Рис.4.12. Задний план ярче переднего

Неплохо, когда контровой свет рассеянный – к примеру, в пейзаже. Ранним утром туман может быть красиво подсвечен солнцем. Когда солнце уже достаточно яркое объекты хорошо прорисовываются, чем ярче свет, тем резче прорисовываются тени.

Контровой свет не способствует лучшей передачи объёма. Поэтому, если вам нужно сделать снимок объёмным, стоит подобрать другое освещение.

Контровое освещение создаёт высокий контраст, на снимке присутствует широкий диапазон тонов – светлых и тёмных.

Когда солнце расположено напротив камеры вы можете сфотографировать красивый пейзаж. Особенно когда на небе облака интересной формы, при этом неплохо большую часть кадра уделить пейзажу, оставляя минимум для нижней части кадра, особенно, если снизу нет ничего привлекательного.

Контровое освещение позволяет эффектно снимать водные поверхности – на гребешках играют «солнечные зайчики».

 

 

 

Рис. 4.13. Контровое освещение позволяет снять блики на водной поверхности

Если замер экспозиции производится по объекту, то снимок получится достаточно мягким, светлый ореол окажется не совсем резким и будет сливаться на снимке, как с самим объектом, так и с фоном. При уменьшении экспозиции световой ореол вокруг объекта приобретёт чёткость и яркость. Объект получится силуэтом, окружённым этим ореолом. При съёмке прозрачных объектов, контровое освещение не создаст ореол вокруг объекта, кажется, что они светятся изнутри. Особенно эффектно получаются фотографии, когда такие объекты расположены на тёмном фоне.

При съёмке в контровом свете часто получаются блики на изображении. Так как бленду, как в фотоаппаратах использовать не получится, вы можете прикрыть сверху или сбоку камеру рукой или книгой, газетой, журналом и т.д.

 

Боковое освещение

 

При боковом освещении контраст высокий, но ниже, чем при контровом свете. Боковое освещение способствует повышению выразительности снимка. Хорошо прорабатывается фактура поверхностей, боковое освещение способствует плавным переходам от света к тени, чётко выявляются контуры объектов.

Тени получаются достаточно заметными. Чем ниже источник света, тем длиннее образуются тени.

Чем больше вбок смещён источник света, тем более объёмно передаётся в кадре объект.

 

 

Рис. 4.14. Боковое освещение

 

Верхнее освещение

 

В этом случае источник света находится над головой или почти над головой. Тени при таком освещении получаются короткими и резкими. Объекты при этом теряют объем, освещение не способствует передаче фактуры. Контраст при верхнем освещении становится высоким.

При верхнем освещении хорошо получаются на снимках виды городов южных стран, в кадре как раз передаётся ощущение жаркого дня. Также, когда передний план заполнить нечем, тени от веток вносят разнообразие.

 

 

 

Рис.4.15. Верхнее освещение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.016 с.)