Правила резьбы по дереву при выполнении рельефа с прорезями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила резьбы по дереву при выполнении рельефа с прорезями



Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умения работать обеими руками и владения разнообразными резчицкими инструментами. Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента, чеканка фона.

Последовательность выполнения рельефной резьбы: надрезание по контуру; подрезание к основанию надреза; черновая выборка фона, разработка рельефа, моделирование рельефных элементов, уточнение пластики, зачистка фона.

Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры изображения, переходят к его деталировке. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.

Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне.

В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Резак углубляют во время подрезания.

Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.

Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и подрезание, с них снимают основную фаску под углом, а потом поочередно верхнюю и нижнюю фаски, и, в заключение, зачищают отлогой стамеской). Некоторые элементы получаю за счет углубления, выборки материала, срезания по наклонной к плоскости фона. При этом используют полукруглые стамески, клюкарзы. Работают с учетом направления волокон.

Зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру.

Далее на орнамент наносят тонкие и мелкие выемки, т. е. выявляют мелкий рельеф, для чего более всего подходят приемы контурной резьбы, а в качестве инструмента – нож-косяк и церазики.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Прорезной, или пропильной, называется резьба, у которой фон удален. Применяли прорезную резьбу для мебели в конце XVII - начале XVIII в, А также старинной русской мебели. Применяется она и в настоящее время. Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой. Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Выполнение прорезной резьбы ножовкой делится на этапы:

– запиливание;

– окончательная обработка стамеской.

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий. Выполнение ажурной резьбы начинают с нанесения рисунка с использованием шаблона; далее идет опиливание, разметка направляющих углублений; затем идет выполнение отверстий; после этого выполняется выпиливание по внутреннему контуру; в конце происходит отделка изделия.

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно шлифовальную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу [12].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.005 с.)