По курсу новая история стран Европы и америки (1815-1918) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу новая история стран Европы и америки (1815-1918)



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (1815-1918)

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Основные тенденции развития стран Западной Европы и Северной Америки

в XIX – начале XX вв.

Задание 1. Работа с терминами.

Дать определение о сновным терминам и понятиям: индустриальное общество, инфраструктура, капиталистический способ производства, миграция, монополизм, пролетариат, промышленный переворот, профсоюз (тред-юнионы), урбанизация, эксплуатация.

Задание 2. Ответьте на вопросы (письменно)

1. В 1835 г. длина железных дорог в Англии составляла 500 км, а в 1850 г. – более 10 500 км. Во сколько раз она выросла за 15 лет длина железнодорожных линий? Определите все возможные последствия такого бурного железнодорожного строительства.

2. До 1826 г. английское правительство запрещало вывозить за границу многие машины, а в этом году сняло запрет. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии вырос в 6 раз. Как вы думаете, почему правительство сначала запрещало вывозить в другие страны машины, а затем сняло этот запрет? О чем свидетельствует резкое увеличение вывоза машин?

3. В отчете парламентской комиссии за 1842 г. сказано: «Встречаются случаи, когда дети начинают работать в возрасте 3 – 4 лет, тогда как в общем они обыкновенно начинают работать в 7 или 8 лет». Что вынуждало рабочих посылать на фабрики своих детей в столь раннем возрасте? Почему капиталисты могли широко применять на фабриках детский труд?

4. О каких признаках капитализма в Англии свидетельствуют перечисленные ниже факторы: а) в 1820 г. 20 крупных металлургических заводов (1/ 5 часть предприятия отрасли) давали половину выплавляемого в стране чугуна; б) когда в Англии начали строить железные дороги, владельцы экипажей на конной тяге (дилижансов) повели в печати агитацию против железных дорог; в) в 30 – 40-х гг. XIX в. 16 % рабочих оставалось без работы, а в период кризисов – до 50 %.

5. Газетные сообщения о состоянии экономики Англии в 1825 – 1826 гг.:

а) «За год разорилось 3500 фирм – в 2,5 раза больше, чем в предыдущем; 80 банков потерпели крах».

б) «В двух графствах Англии цена на чугун понижена на 10 шиллингов с тонны. Потушено 17 доменных печей. Многие шахты работают всего три дня в неделю, а другие совсем закрыты».

в) «Потребление угля сократилось наполовину … шахтерам объявлено о снижении ставок».

г) «Положение бедняков во всем хлопчатобумажном районе самое плачевное. Число безработных больше, чем когда-либо, но и те, кто немного работает, живут в величайшей нужде».

Определите, какие признаки кризисов перепроизводства проявились в этих фактах. Какова связь между этими признаками?

6. Первый кризис перепроизводства, охвативший сразу многие отрасли промышленности, произошел в Англии в 1825 г. В дальнейшем кризисы повторялись каждые 10 – 11 лет. Почему первый кризис перепроизводства произошел в Англии? Объясните, каким образом спад в одной отрасли промышленности неизбежно распространялся на другие. Как вы думаете, почему кризисы повторялись периодически. Чем объясняется, что кризисы перепроизводства были невозможны при феодализме?

7. Выберите правильный ответ.

Первый мировой экономический кризис разразился в: а) 1788 г.; б) 1825 г.; в) 1858 г.

8. Во время кризисов разоряются, как правило, мелкие и средние предприятия, а крупные поглощают их. Чем вы можете это объяснить? Какая черта капитализма проявляется в этом факторе?

9. Выход из кризиса капиталисты обычно находят в том, что обновляют оборудование предприятий и уничтожают часть производственных товаров. Объясните, почему эти меры способствуют выходу из кризиса. Почему капиталисты не раздают бесплатно «избыток» товаров голодным и нуждающимся людям?

10. Какие новые средства транспорта, появившиеся в XIX в. вы знаете? Когда и где построена первая железная дорога? Как вы думаете, в чем был главный недостаток парусного флота?

11. Какие в XIX в. появились новые средства связи?

12. Какие принципиально новые источники энергии стали активно использоваться в XIX в. С чем связано использование такого источника, как нефть? С чем связано активное использование электричества?

13. Как европейский и североамериканский обыватель воспользовались плодами «технического процесса»?

 

Задание 3. Работа с таблицами

1. Проанализируйте диаграммы о развитии ткацкого производства в Англии.

Количество ткачей в тысячах

 

240

     

 

150

60   15
  1820 г.   1844 г.     1820 г.   1844 г.

На ручных станках                               На механических станках

Объясните, почему изменилась численность ткачей, работавших на ручных и механических станках. Почему общее число ткачей уменьшилось к 1844 г. по сравнению с 1820 г.?

2. Капитализму присущ общественный характер производства; проявляющийся в развитом разделении труда. Подумайте, какие виды разделения труда, существующие при капитализме, вам известны:

Виды разделения труда

3. Составьте таблицу: «Важнейшие изобретения XIX века».

4. На основе анализа приведенных ниже таблиц определите, какие процессы происходили в экономическом развитии стран Европы и США в XIX – начала XX века. Вывод запишите.

Выплавка чугуна

Год В Англии В мире
1780 40 тыс. т 180 тыс. т
1870 6 млн. т 12 млн. т

Тема 3. Образование национальных государств: Италия, Германия.

Задание 1. Ответьте на вопросы (письменно) к разделу темы «Италия»

1. Проанализируйте факты и сделайте вывод о том, почему развитие капитализма требовало объединения Италии: 1) с 1850 по 1870 г. продукция шелкоткацкой промышленности выросла в 2 раза, хлопчатобумажной – в 4 раза, торговый оборот – в 3 раза, длина железных дорог – в 15 раз. 2) Австрийские власти навязывали владельцам мануфактур мелочный контроль: устанавливали толщину нити, способы обработки сырья, маршруты перевозки сырья и готовых изделий. 3) В Италии было много таможенных границ, при переезде через которые надо было платить пошлины и сборы: например, при перевозке товаров из Пармы в Модену на расстоянии нескольких десятков километров надо было 6 раз платить пошлины, а по реке По – 21 раз.

2. В «Мемуарах» Гарибальди так объяснял свою позицию во время борьбы за объединение Италии: «С того момента, когда я убедился, что Италия должна идти вместе с Виктором Эммануилом, чтобы избавиться от власти иностранцев, я счел своим долгом подчиняться его приказам, чего бы это мне ни стоило, заставляя даже молчать мою республиканскую совесть... Таково было мое убеждение в 1859 году». Какой государственный строй мечтал установить Гарибальди в Италии? Правильной ли была позиция Гарибальди в ходе борьбы за объединение страны? Дайте обоснование своему ответу.

3. Перед походом Гарибальди на юг Италии в 1860 г. Кавур писал своему другу: «Я приложу все усилия, чтобы помешать итальянскому движению стать революционным... Я готов на все ради этого». Приведите факты, которые свидетельствуют о стремлении Кавура помешать народной революции. Почему он так поступал, хотя и был сторонником объединения Италии?

4. Гарибальди принадлежат высказывания: «Я могу с гордостью сказать: я был и остаюсь республиканцем», «Я привык подчинять любые свои политические убеждения цели объединения Италии, каким бы путем это ни происходило», «Сначала построим свой дом, выгоним непрошеных гостей, а потом уж станем наводить в нем порядок». Какие последствия для объединения Италии имела такая позиция Гарибальди? Почему, несмотря на республиканские убеждения Гарибальди, в Италии победила монархия?

5. В 1860 г. при взятии Палермо Гарибальди имел 4 тыс. человек против 20 тыс. неаполитанских войск, а при высадке на юге Апеннинского полуострова – 25 тыс. против 100-тысячной армии короля. Чем объясняется, что Гарибальди в это время одерживал замечательные победы над многократно превосходящими его силами?

6. Ф. Энгельс писал об армиях Гарибальди: «...ему приходилось самому всегда дисциплинировать свои боевые силы, и притом не муштрой, не постоянной угрозой расстрела, как это делает официальная военщина, а прямо перед лицом врага». Какие особенности войск Гарибальди позволяли ему налаживать дисциплину в ходе боевых действий. Почему методы воздействия на воинов у него были иными, чем в обычных постоянных армиях?

7. После освобождения Сицилии в 1860 г. король Пьемонта написал Гарибальди письмо: «Генерал! Вы знаете, что я не одобрял вашей экспедиции и оставался абсолютно чуждым ей... В случае, если неаполитанский король согласится на полную эвакуацию своих войск из Сицилии,... мне кажется наиболее разумным отказаться от дальнейших враждебных действий в отношении Неаполитанского королевства. Если вы другого мнения, то я оставляю за собой свободу действий...». Гарибальди ответил: «Если теперь... буду медлить, я не выполню своего долга и подвергну опасности святое дело освобождения Италии. Поэтому разрешите государь, на этот раз вам не повиноваться». Какие выводы на основе письма короля можно сделать о его отношении к действиям Гарибальди? Можно ли предположить, какими были его тайные планы и намерения? Как проявил себя Гарибальди в отношениях с королем Пьемонта?

8. В письме к своему стороннику Кавур писал перед вступлением Гарибальди в Неаполь: «...придется отказаться от мысли действовать без генерала Гарибальди... Правительство считает неизбежным занятие Неаполя войсками Гарибальди. Но постарайтесь, чтобы... он призвал к власти достойных людей, преданных порядку, свободе и единению. Все-таки, если удастся, овладейте фортами и всем флотом». Какую политику проводил Кавур в отношении Гарибальди? Какую роль он отводил Гарибальди в объединении Италии? Дайте ответы на основании письма.

9. В 1866 г. Италия в союзе с Пруссией начала войну против Австрии. Гарибальди по предложению правительства создал опять корпус добровольцев, о котором он рассказал в «Мемуарах»: «Это было... прекрасное молодое войско, полное энтузиазма, всегда готовое сражаться за Италию, не требуя награды. Зато пушек не было и в помине. Добровольцы должны были добывать их сами. Им опять дали... скверные ружья старой системы. Правительство, враждебное добровольцам, защитникам прав и свободы Италии, относилось к ним с недоверием и страхом». В начавшейся войне регулярная армия Италии терпела поражения, тогда как добровольцы во главе с Гарибальди одерживали одну победу за другой. Почему правительство Италии привлекло Гарибальди к участию в военных действиях в 1866 г.? Чем объясняется, что оно относилось с недоверием и страхом к добровольцам? Почему добровольцы, несмотря на плохое вооружение, одерживали победы?

10. В начале 50-х гг. XIX в. Италия состояла из 7-ми государств. Назовите их и найдите на карте «Объединение Италии» в атласе. Укажите, когда и в результате каких событий происходило присоединение этих государств к Сардинскому, а затем к Итальянскому королевству. Какие области были объединены «снизу», а какие – «сверху»? Чем объясняется, что в конечном счете победил путь объединения «сверху»?

 

Задание 2. Ответьте на вопросы (письменно) к разделу темы «Германия»

1. На основе приведенных фактов сделайте выводы об особенностях экономического развития Германии в 50-60-х гг. XIX в.: 1) Промышленное производство и длина железных дорог в 50-х гг. (за 10 лет) выросли вдвое. 2) К 1860 г. Германия вышла на третье место в мировом промышленном производстве (после Англии и Франции). 3) Число ремесленных и мануфактурных рабочих в Пруссии и других 5 крупных германских государствах составляло 2 млн., а фабричных рабочих – 1,5 млн. человек.

2. Дайте характеристику личности и деятельности Бисмарка.

3. Для Германии характерен путь объединения «сверху», а развитие капитализма в сельском хозяйстве происходило по «прусскому» пути. Объясните, какая связь существует между указанным путем объединения страны и развитием капитализма в сельском хозяйстве.

4. Найдите «Объединение Германии» в атласе, какие территории захватила Пруссия в 1864–1866 гг.; территорию государств, вошедших в Северогерманский союз в 1866–1867 гг., границы Германской империи. Какие войны имели решающее значение для объединения Германии?

5. В специальном докладе I Интернационалу в 1865 г. В. Либкнехт сообщал: «...до конца 1862 г. немецкие рабочие лишь играли роль хора при партии либеральной буржуазии». Как следует понимать эту мысль? Был ли такой период в истории английского и французского рабочего движения? До какого времени?

6. Как вы оцениваете план объединения Германии, предложенный Ф. Лассалем, который: а) добивался от Бисмарка всеобщего избирательного права в обмен на поддержку рабочим союзом объединения «сверху»; б) рассчитывал, что рабочие на выборах получат большинство в государственных органах; в) считал, что представители рабочих добьются от государства помощи производственным объединениям рабочих; г) был уверен, что эти объединения постепенно вытеснят капиталистов?

7. В 1869 г. на съезде в Эйзенахе образовалась социал-демократическая рабочая партия Германии, которая заявила о своей приверженности I Интернационалу. В чем состоит значение этого события? Чем эта партия отличалась от чартистской организации, а также от «Всеобщего германского рабочего союза», созданного Лассалем?

 

Задание 3. Составьте таблицу.

1. Проанализируйте процесс образования национальных государств в Италии и Германии. Составьте таблицы, где должны быть показаны группы причин, приведшие к процессам образования национальных государств в Италии и Германии.

2. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте сущность ключевого слова.

 

          1              
      2                  
3                        
  4                      
        5                
    6                    
        7                
          8              
        9                
  10                      

1. Видный деятель венгерского освободительного движения. 2. Французский социалист, «поэт социализма». 3. Королевский дворец в Париже. 4. Национальный герой Италии, деятель освободительного движения. 5. Область в Северной Италии, находившаяся под властью Австрии. 6. Крупный центр текстильной промышленности во Франции, где произошли восстания рабочих. 7. Итальянский революционер, борец за независимость Италии. 8. Город в Италии, где в начале 1849 г. вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. 9. Город Северной Италии, где в марте 1848 г. произошло восстание против господства Австрии. 10. Глава дипломатической службы в империи Наполеона.

 

3. Охарактеризуйте два возможных пути объединения Италии, заполнив таблицу.

План сравнения Объединение снизу Объединение снизу
1)Каким способом проводится?   2)Под руководством каких классов происходит?   3)Какой государственный строй будет установлен после объединения?    

 

4. Используя текст учебника по Новой истории стран Европы и Америки, составьте таблицу.

Последствия объединения Германии

Прогрессивные Реакционные
   

 

5. Составьте синхронистическую таблицу объединительного движения в Италии и Германии.

Даты Италия Германия
     

Какие связи существуют между этими событиями?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (1815-1918)

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Основные тенденции развития стран Западной Европы и Северной Америки

в XIX – начале XX вв.

Задание 1. Работа с терминами.

Дать определение о сновным терминам и понятиям: индустриальное общество, инфраструктура, капиталистический способ производства, миграция, монополизм, пролетариат, промышленный переворот, профсоюз (тред-юнионы), урбанизация, эксплуатация.

Задание 2. Ответьте на вопросы (письменно)

1. В 1835 г. длина железных дорог в Англии составляла 500 км, а в 1850 г. – более 10 500 км. Во сколько раз она выросла за 15 лет длина железнодорожных линий? Определите все возможные последствия такого бурного железнодорожного строительства.

2. До 1826 г. английское правительство запрещало вывозить за границу многие машины, а в этом году сняло запрет. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии вырос в 6 раз. Как вы думаете, почему правительство сначала запрещало вывозить в другие страны машины, а затем сняло этот запрет? О чем свидетельствует резкое увеличение вывоза машин?

3. В отчете парламентской комиссии за 1842 г. сказано: «Встречаются случаи, когда дети начинают работать в возрасте 3 – 4 лет, тогда как в общем они обыкновенно начинают работать в 7 или 8 лет». Что вынуждало рабочих посылать на фабрики своих детей в столь раннем возрасте? Почему капиталисты могли широко применять на фабриках детский труд?

4. О каких признаках капитализма в Англии свидетельствуют перечисленные ниже факторы: а) в 1820 г. 20 крупных металлургических заводов (1/ 5 часть предприятия отрасли) давали половину выплавляемого в стране чугуна; б) когда в Англии начали строить железные дороги, владельцы экипажей на конной тяге (дилижансов) повели в печати агитацию против железных дорог; в) в 30 – 40-х гг. XIX в. 16 % рабочих оставалось без работы, а в период кризисов – до 50 %.

5. Газетные сообщения о состоянии экономики Англии в 1825 – 1826 гг.:

а) «За год разорилось 3500 фирм – в 2,5 раза больше, чем в предыдущем; 80 банков потерпели крах».

б) «В двух графствах Англии цена на чугун понижена на 10 шиллингов с тонны. Потушено 17 доменных печей. Многие шахты работают всего три дня в неделю, а другие совсем закрыты».

в) «Потребление угля сократилось наполовину … шахтерам объявлено о снижении ставок».

г) «Положение бедняков во всем хлопчатобумажном районе самое плачевное. Число безработных больше, чем когда-либо, но и те, кто немного работает, живут в величайшей нужде».

Определите, какие признаки кризисов перепроизводства проявились в этих фактах. Какова связь между этими признаками?

6. Первый кризис перепроизводства, охвативший сразу многие отрасли промышленности, произошел в Англии в 1825 г. В дальнейшем кризисы повторялись каждые 10 – 11 лет. Почему первый кризис перепроизводства произошел в Англии? Объясните, каким образом спад в одной отрасли промышленности неизбежно распространялся на другие. Как вы думаете, почему кризисы повторялись периодически. Чем объясняется, что кризисы перепроизводства были невозможны при феодализме?

7. Выберите правильный ответ.

Первый мировой экономический кризис разразился в: а) 1788 г.; б) 1825 г.; в) 1858 г.

8. Во время кризисов разоряются, как правило, мелкие и средние предприятия, а крупные поглощают их. Чем вы можете это объяснить? Какая черта капитализма проявляется в этом факторе?

9. Выход из кризиса капиталисты обычно находят в том, что обновляют оборудование предприятий и уничтожают часть производственных товаров. Объясните, почему эти меры способствуют выходу из кризиса. Почему капиталисты не раздают бесплатно «избыток» товаров голодным и нуждающимся людям?

10. Какие новые средства транспорта, появившиеся в XIX в. вы знаете? Когда и где построена первая железная дорога? Как вы думаете, в чем был главный недостаток парусного флота?

11. Какие в XIX в. появились новые средства связи?

12. Какие принципиально новые источники энергии стали активно использоваться в XIX в. С чем связано использование такого источника, как нефть? С чем связано активное использование электричества?

13. Как европейский и североамериканский обыватель воспользовались плодами «технического процесса»?

 

Задание 3. Работа с таблицами

1. Проанализируйте диаграммы о развитии ткацкого производства в Англии.

Количество ткачей в тысячах

 

240

     

 

150

60   15
  1820 г.   1844 г.     1820 г.   1844 г.

На ручных станках                               На механических станках

Объясните, почему изменилась численность ткачей, работавших на ручных и механических станках. Почему общее число ткачей уменьшилось к 1844 г. по сравнению с 1820 г.?

2. Капитализму присущ общественный характер производства; проявляющийся в развитом разделении труда. Подумайте, какие виды разделения труда, существующие при капитализме, вам известны:

Виды разделения труда

3. Составьте таблицу: «Важнейшие изобретения XIX века».

4. На основе анализа приведенных ниже таблиц определите, какие процессы происходили в экономическом развитии стран Европы и США в XIX – начала XX века. Вывод запишите.

Выплавка чугуна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.072 с.)