Налог на имущество физических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налог на имущество физических лиц



Задача 1.

Федеральной налоговой службой получена жалоба Гражданина Н. (далее - Заявитель, Налогоплательщик) от 27.07.2020, направленная письмом Управления Федеральной налоговой службы (далее - Управление) от 06.08.2020, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

В указанной жалобе Заявитель сообщает, что является индивидуальным предпринимателем, применяет упрощенную систему налогообложения и использует в предпринимательской деятельности нежилое здание (далее - нежилое здание).

Заявитель сообщает, что письмами Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция) от 25.05.2020 и Управления от 18.06.2020 ему отказано в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц (далее - НИФЛ) на нежилое здание.

Согласно Приказу Комитета принадлежащее Налогоплательщику нежилое здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Налогоплательщик отмечает, что не обращался с заявлением о включении нежилого здания в перечень муниципального имущества и положения приказа Комитета по управлению имуществом субъекта Российской Федерации от 27.12.2018 "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ) на него не распространяются.

На основании изложенного Заявитель просит освободить его от уплаты НИФЛ на нежилое здание и отменить ответы Инспекции и Управления.

 

Вопрос: Дайте правовую оценку ситуации.

 

Ответ: Решение ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-9/13416@

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты налога на имущество в отношении используемых им в предпринимательской деятельности объектов недвижимости (п. 3 ст. 346.11 НК РФ), только если данные объекты не включены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Приказом Комитета по управлению имуществом Региона определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Из материалов жалобы следует, что принадлежащее Налогоплательщику нежилое здание согласно Приказу Комитета включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Согласно вышеуказанным положениям НК РФ Федеральная налоговая служба не уполномочена определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем данный вопрос не относится к компетенции Федеральной налоговой службы. Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба сообщает, что ответы Инспекции и Управления, соответственно, являются обоснованными. На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 НК РФ, оставляет жалобу налогоплательщика без удовлетворения.

 

Задача 2.

Учитывая принятие Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", освобождается ли государственный гражданский служащий (муниципальный служащий), имеющий в собственности жилую квартиру, от уплаты налога на имущество физических лиц?

 

Ответ: По общему правилу с 01.01.2015 государственный гражданский служащий (муниципальный служащий), имеющий в собственности жилую квартиру, от уплаты налога на имущество физических лиц не освобождается.

В то же время нормативным правовым актом соответствующего представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) может быть предусмотрена налоговая льгота для таких граждан.

 

Обоснование: С 01.01.2015 Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" утратил силу.

Одновременно Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" в Налоговый кодекс РФ введена гл. 32 "Налог на имущество физических лиц".

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 284-ФЗ данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. Таким имуществом признается расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя): жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение; жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства (относятся к жилым домам). Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не признается объектом налогообложения (ст. 401 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, гл. 32 НК РФ, в частности, п. 1 ст. 407 НК РФ, прямо не предусматривает освобождение (налоговую льготу) для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, они исполняют обязанности налогоплательщиков налога на имущество физических лиц в общем порядке.

Однако необходимо обратить внимание на п. 2 ст. 399 НК РФ, согласно которому при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

В связи с этим считаем, что муниципальные образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) вправе установить налоговую льготу для государственных гражданских служащих и/или муниципальных служащих, имеющих в собственности жилую квартиру.

 

 

Торговый сбор

 

Задача 1.

Признается ли муниципальное бюджетное (автономное) учреждение, осуществляющее в рамках приносящей доход деятельности розничную торговлю, плательщиком торгового сбора на территории муниципального образования, в котором действует сбор?

 

Ответ: По нашему мнению, если соответствующим нормативным правовым актом муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) закреплена нулевая ставка торгового сбора для бюджетных (автономных) учреждений, учреждение, осуществляющее в рамках приносящей доход деятельности розничную торговлю, не является плательщиком торгового сбора.

Если нормативным правовым актом муниципального образования бюджетные (автономные) учреждения не освобождены от уплаты торгового сбора, то сбор взимается в общеустановленном порядке.

 

Обоснование: На основании п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) Налоговый кодекс РФ дополнен гл. 33 "Торговый сбор".

При этом торговый сбор, в соответствии с гл. 33 части второй НК РФ, может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 382-ФЗ).

В соответствии со ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Как отмечено в п. 6 ст. 415 НК РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Бюджетное (автономное) учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из п. 2 ст. 11 НК РФ организацией является в том числе юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Таким образом, бюджетное (автономное) учреждение является для целей НК РФ организацией, и в гл. 33 НК РФ отсутствуют указания на освобождение бюджетных (автономных) учреждений от уплаты торгового сбора.

На основании изложенного считаем, что, если соответствующим нормативным правовым актом муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) закреплена нулевая ставка торгового сбора для бюджетных (автономных) учреждений, учреждение, осуществляющее в рамках приносящей доход деятельности розничную торговлю, не является плательщиком торгового сбора.

Например, п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" установлено, что автономные, бюджетные и казенные учреждения освобождаются от уплаты торгового сбора.

Разъяснения по рассматриваемому вопросу также даны в Письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе".

Если нормативным правовым актом муниципального образования бюджетные (автономные) учреждения не освобождены от уплаты торгового сбора, то сбор взимается в общеустановленном порядке.

 

 

Задача 2.

У плательщика торгового сбора три магазина, которые находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу. Как сообщить налоговому органу об изменении адреса при переезде одного магазина в соседний дом (территория, подведомственная этому же налоговому органу) и будут ли изменения в уплате торгового сбора?

 

Ответ: В данном случае необходимо в подведомственный налоговый орган подать уведомления по форме ТС-1 с указанием данных по возникновению нового объекта обложения торговым сбором и прекращению деятельности магазина.

При этом в одном квартале необходимо будет уплатить торговый сбор дважды - по-прежнему и новому магазинам.

 

Обоснование: В силу п. 2 ст. 416 Налогового кодекса РФ плательщик сбора обязан уведомлять налоговый орган о каждом объекте торгового сбора, а также о прекращении использования объекта осуществления торговли (не позднее пяти дней со дня возникновения/прекращения).

В рассматриваемом в вопросе случае происходит закрытие одного магазина и открытие другого. Указанные сведения необходимо внести в новое уведомление, представляемое налоговому органу. Уведомление необходимо подавать по форме ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (утв. Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@).

В соответствии с Порядком заполнения форм "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор", "Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (Приложение N 5 к Приказу ФНС России N ММВ-7-14/249@ (далее - Порядок)), а именно руководствуясь п. 8 Порядка, следует учитывать следующее.

При указании вида формы ТС-1 в начале формы необходимо проставить следующие цифры: 1 - возникновение объекта обложения сбора; 2 - изменение показателей объекта осуществления торговли; 3 - прекращение объекта обложения сбором.

При изменении количества объектов обложения торговым сбором (признак 3) в уведомлении указываются только те объекты обложения сбором, в отношении которых произошло прекращение.

В случае если в форме ТС-1 одновременно указывается о возникновении (прекращении) нескольких объектов обложения торговым сбором, по каждому из них заполняется отдельная страница, содержащая сведения об объекте обложения торговым сбором (п. 16 Порядка).

При этом следует учитывать, что форма ТС-2 подается только в случае прекращения осуществления всех видов торговой деятельности с использованием объектов осуществления торговли, в отношении которых установлен торговый сбор.

Соответственно, в данном случае необходимо подать уведомления по форме ТС-1 с двумя видами формы: 1 - возникновение объекта обложения сбора (в отношении нового магазина) и 3 - прекращение объекта обложения сбором (в отношении прежнего магазина).

При этом они предоставляются в налоговый орган, в котором организация стоит как плательщик торгового сбора (в данном случае в тот же налоговый орган, где и первичная постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора). Как указано в Письме Минфина России от 18.01.2017 N 03-11-06/4/1663, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

При этом, поскольку в силу п. 1 ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала, то получается, что в отношении двух магазинов необходимо уплатить торговый сбор. Так называемый принцип непрерывности деятельности, когда один магазин прекращает свою деятельность, а торговля продолжает осуществляться по другому адресу, здесь не может быть применен.

 

 

Задача 3.

Подлежит ли уплате торговый сбор в отношении склада (г. Москва), где осуществляется хранение лекарств, которые в дальнейшем поставляются в аптеки организации, если реализацию данной продукции потребителям осуществляют аптеки?

 

Ответ: Торговый сбор не уплачивается в отношении склада, на котором осуществляется хранение лекарств, которые в дальнейшем поставляются в аптеки организации.

Плательщиками торгового сбора являются аптечные организации, осуществляющие на территории г. Москвы розничную торговлю лекарственными средствами и лекарственными препаратами, а также прочими товарами.

 

Обоснование: Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (п. 2 ст. 411 НК РФ).

С 01.07.2015 торговый сбор введен на территории г. Москвы на основании Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе".

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ).

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, который связан с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, а также осуществляется через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, предоставленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

При этом постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются по месту нахождения объекта недвижимого имущества, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В иных случаях постановка на учет осуществляется по месту нахождения организации (п. 7 ст. 416 НК РФ).

Таким образом, торговый сбор необходимо уплачивать по месту ведения торговой деятельности вне зависимости от места постановки на налоговый учет.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Также Минфин России в своем Письме от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 (вопрос 6) разъяснил: чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"). Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях гл. 33 НК РФ.

На основании вышеизложенного торговый сбор не уплачивается в отношении склада, на котором осуществляется хранение лекарств, которые в дальнейшем поставляются в аптеки организации.

Плательщиками торгового сбора являются аптечные организации, которые осуществляют на территории г. Москвы розничную торговлю лекарственными средствами и препаратами, а также прочими товарами.

 

Страховые взносы

Задача 1.

Как ИП без работников уменьшить налог, уплачиваемый при патентной системе налогообложения, на страховые взносы за себя?

 

Ответ:

ИП вправе уменьшить налог при ПСН на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в периоде действия патента, подав соответствующее уведомление.

Сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 1.2, п. 2 ст. 346.51 НК РФ).

При этом ИП, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого при ПСН, на уплаченные страховые взносы на ОПС и ОМС. В расчетном периоде 2021 г. ИП уплачивает взносы в следующих размерах (абз. 7 п. 1.2 ст. 346.51, п. 1 ст. 430 НК РФ):

1) на ОПС в случае, если величина дохода не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 32 448 руб., и в размере 1,0% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период;

2) на ОМС в фиксированном размере 8 426 руб.

Налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено п. п. 1.1, 2 и 3 ст. 346.49 НК РФ (п. 1 ст. 346.49 НК РФ).

В 2021 г. налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 346.49 НК РФ (п. 1.1 ст. 346.49 НК РФ).

Если патент выдан на срок менее календарного года (с даты, указанной в заявлении на получение патента), налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (п. 2 ст. 346.49 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 03-11-11/75616).

Таким образом, в 2021 г. для патентов, выданных сроком на календарный год, налоговым периодом признается календарный месяц, а для патентов сроком менее календарного года - срок, на который выдан патент.

По нашему мнению, налог, уплачиваемый на ПСН по патентам, со сроком действия на календарный год (налоговый период - месяц) уменьшается на страховые взносы в порядке, аналогичном порядку по патентам со сроком действия менее календарного года (налоговый период - срок действия патента).

Также отметим, что в целях уменьшения ИП без работников суммы налога при ПСН на уплаченные страховые взносы имеет значение, что страховые взносы уплачены (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ. Так, например, сумму страховых взносов на ОПС в размере 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 000 руб., за 2021 г., уплаченную в 2022 г. (п. 2 ст. 432 НК РФ), можно будет принять в уменьшение налога также в налоговых периодах 2022 г.

При этом отметим, что в письме Минфина России указано, что ИП вправе уменьшить сумму налога по каждому патенту на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов в периоде действия патентов (абз. 8 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ, пп. "а" п. 7 Приложения к Письму Минфина России от 29.12.2020 N 03-11-03/4/116148).

Для этого ИП направляет уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых платежей (взносов) в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН (абз. 9 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

В настоящее время разработана и направлена Письмом ФНС России от 26.01.2021 N СД-4-3/785@ для использования рекомендуемая форма уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму указанных в п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ страховых платежей (взносов) и пособий.

Если у индивидуального предпринимателя несколько патентов, то он вправе подать одно уведомление на уменьшение сумм налога по каждому патенту на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов в периоде действия указанных в уведомлении патентов.

Сроки подачи уведомления не установлены (пп. "а" п. 7 Приложения к Письму Минфина России от 29.12.2020 N 03-11-03/4/116148).

В случае, если сумма налога, подлежащая уменьшению, уплачена до такого уменьшения, зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Если указанная в таком уведомлении сумма страховых взносов, уменьшающая сумму налога, налогоплательщиком не уплачена, налоговый орган уведомляет об отказе в уменьшении суммы налога в срок не позднее 20 дней со дня получения такого уведомления. В этом случае налогоплательщик должен уплатить налог в установленный срок без соответствующего уменьшения. Налогоплательщик вправе повторно представить уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых взносов.

Если в уведомлении указана сумма страховых платежей (взносов) и пособий, уменьшающая сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, в размере большем, чем сумма налога, подлежащая уменьшению, налоговый орган отказывает в уменьшении суммы налога в соответствующей части.

Форма уведомления об отказе в уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму страховых платежей (взносов) и пособий утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2021 N ЕД-7-3/217@.

Указанные страховые взносы не учитываются при исчислении налогов, если они были учтены в целях налогообложения в соответствующем налоговом периоде, в том числе при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения (абз. 11 - 14 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

 

Задача 2.

Оплачивается ли больничный, если работник болел во время отпуска без сохранения зарплаты?

Если работник заболел в отпуске за свой счет и выздоровел до его окончания - больничный не оплачивается. При выздоровлении после окончания отпуска больничный оплачивается с первого календарного дня после отпуска. Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в общем порядке.

В случае вашей болезни по общему правилу работодатель обязан выплатить вам пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, остальное выплачивает территориальный орган ФСС РФ. Документы для его назначения и выплаты вы представляете работодателю (ст. 183 ТК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 1.4 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ст. 6 Закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ; п. п. 1, 2, 8, 10, 11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).

В случае если вы заболели во время отпуска без сохранения зарплаты, оплата больничного имеет свои особенности.

Выплата пособия по нетрудоспособности в случае болезни во время отпуска без сохранения зарплаты зависит от даты вашего выздоровления (ст. 183 ТК РФ):

1) Вы заболели во время отпуска и выздоровели до его окончания.

В этом случае вам не оплатят больничный, так как во время отпуска вы были освобождены от работы без сохранения зарплаты (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ; пп. "а" п. 17 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

2) Вы заболели во время отпуска, а выздоровели после его окончания.

В этом случае подлежит оплате период болезни с первого календарного дня после окончания отпуска (ч. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н).

 

 

Задача 3.

Федеральное государственное учреждение возмещает работнику, заключившему с ним трудовой договор, расходы на переезд к месту работы из другой местности, где ранее проживал работник, и выплачивает ему, помимо прочего, суточные (100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы). Подлежит ли освобождению от обложения НДФЛ и страховыми взносами сумма суточных, поскольку она не превышает норматив, установленный НК РФ (в размере 700 руб.)?

 

Ответ: Поскольку суточные, выплачиваемые работнику в установленных пределах (100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы), включены в состав расходов, возмещаемых при переезде на работу в другую местность, их сумма не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

При этом положения абз. 12 п. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 422 НК РФ об освобождении от обложения в пределах 700 руб. сумм суточных в отношении возмещения, выплачиваемого в соответствии со ст. 169 ТК РФ, не применяются, поскольку соответствующий переезд работника не является командировкой (ст. 166 ТК РФ).

 

Обоснование: В соответствии со ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику, в частности, расходы на переезд работника, членов его семьи и провоз имущества (за исключением отдельных случаев).

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Согласно пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 "О размерах возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений" работнику федерального государственного учреждения при переезде на работу в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) по предварительной договоренности с работодателем производится возмещение в виде выплаты суточных в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.078 с.)