Налог на имущество организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налог на имущество организаций



Задача 1.

Бюджетному учреждению передан объект недвижимого имущества (здание) в условной оценке 1 руб. Нужно ли уплачивать налог на имущество по данному объекту, если планируется его снос?

 

Ответ: Подлежащий сносу объект недвижимости следует признать не соответствующим критериям активов и учесть на забалансовом счете. Платить налог на имущество по данному объекту не нужно, так как он в этом случае не будет являться основным средством.

 

Обоснование: Недвижимое имущество, которое учтено как основное средство, облагается налогом на имущество (п. 1 ст. 374, п. п. 1, 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 36 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

В соответствии с п. п. 7 и 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, объект независимо от стоимости относится к основным средствам, если он в том числе предназначен для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения и при его использовании планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал.

Таким образом, подлежащие сносу объекты недвижимости не могут быть отнесены к основным средствам, так как они не могут использоваться в деятельности учреждения и, следовательно, не будут приносить учреждению пользу или экономические выгоды (доход) в будущем. Соответственно, налог на имущество по данным объектам начислять не нужно.

 

 

Задача 2.

Объект недвижимого имущества бюджетного учреждения включен в Росреестр 3 декабря 2020 г. Надо ли платить налог за 1 месяц (декабрь)?

 

Ответ: Нет, не надо. Если объект облагается налогом на имущество по среднегодовой стоимости, для расчета базы берется его остаточная стоимость на 1-е число тех месяцев, когда он числится на балансе. На 1-е число остальных месяцев и на 31 декабря отчетного года его остаточная стоимость будет равна нулю (п. 4 ст. 376 НК РФ).

 

Обоснование: Объектом налогообложения признается недвижимость, которая учитывается на балансе в качестве основных средств (пп. 1 п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Государственные (муниципальные) учреждения имеют недвижимое имущество на праве оперативного управления. Собственниками данного имущества признаются РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Налоговая база в отношении государственных (муниципальных) учреждений определяется по правилам п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть исходя из их остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете (Письмо Минфина России от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386).

Объекты имущества, учитываемые за балансом, не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций и не включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ, Письма Минфина России от 23.11.2020 N 03-05-05-01/101687, от 02.04.2018 N 03-05-05-01/21113).

Согласно п. 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права). Для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения должен быть в наличии документ о регистрации права оперативного управления.

Бюджетные учреждения налог на имущество уплачивают по среднегодовой стоимости, для расчета базы берется остаточная стоимость объекта на 1-е число тех месяцев, когда он числился на балансе (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что на 01.12.2020 объект не числился на балансе, налог на имущество за 2020 г. по нему платить не надо.

 

 

Задача 3.

Должно ли применяющее УСН муниципальное казенное предприятие, которому жилые помещения переданы на праве оперативного управления, уплачивать в отношении этих помещений налог на имущество организаций, если согласно положениям регионального закона налоговая база в отношении жилых помещений определяется как кадастровая стоимость?

 

Ответ: Муниципальное казенное предприятие, применяющее УСН, освобождается от уплаты налога в отношении жилых помещений, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления.

 

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признаются:

1) недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

В соответствии с положениями ст. ст. 375 и 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, видов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, жилых помещений.

Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, в случае если жилые помещения, облагаемые в субъекте РФ согласно положениям регионального закона по кадастровой стоимости, переданы муниципальному казенному предприятию, применяющему УСН, на праве оперативного управления, не выполняется одно из условий налогообложения такого имущества по кадастровой стоимости - нахождение у организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Учитывая изложенное, муниципальное казенное предприятие, применяющее УСН, освобождается от уплаты налога в отношении жилых помещений, закрепленных за предприятием на праве оперативного управления.

 

 

Земельный налог

Задача 1.

Государственное казенное учреждение по результатам налоговой проверки привлечено к ответственности по ст. 122 НК РФ, ему был доначислен земельный налог. На земельном участке, принадлежащем учреждению на праве хозяйственного ведения, расположен объект незавершенного строительства, который никак не значится в государственном кадастре недвижимости, но используется в воинских целях. Учреждение ссылается на разъяснения Росреестра, согласно которым в государственном кадастре недвижимости может отсутствовать информация о зданиях, строениях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах земельного участка, но это не будет означать, что по факту земельный участок Минобороны России свободен от объектов капитального строительства. Соответственно, по мнению учреждения, такой участок не подлежит налогообложению земельным налогом. Подлежит ли в указанной ситуации земельный участок налогообложению земельным налогом?

 

Ответ: Да, подлежит, что соответствует позиции, сложившейся в судебной практике арбитражных судов.

 

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами); зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды.

На основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота), признаются ограниченными в обороте (пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).

Рассмотрим примеры из практики.

При аналогичных обстоятельствах Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.12.2020 N Ф03-4640/2020 по делу N А59-7866/2019 было отказано в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным решения налогового органа в части. Суд указал, что нахождение на участках воинских объектов, внесение участков в общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах не доказано; фактическое использование участков не позволяет признать их изъятыми из оборота и освобожденными от налогообложения.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 N 05АП-980/2016 по делу N А51-17367/2015 (далее - Постановление N 05АП-980/2016 по делу N А51-17367/2015) разъясняется, что при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.

Использование земельных участков для иных целей не будет относиться напрямую к целям, указанным в пп. 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены Минобороны России. Кроме того, размещение на данных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, противоречит целям, указанным в ст. 93 ЗК РФ.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.07.2016 N Ф03-2407/2016 Постановление N 05АП-980/2016 по делу N А51-17367/2015 оставлено без изменения. Определением Верховного Суда РФ от 18.10.2016 N 303-КГ16-13304 отказано в передаче дела N А51-17367/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления.

 

 

Задача 2.

На какие льготы по земельному налогу могут рассчитывать военные пенсионеры?

 

Ответ: В отношении льготы по земельному налогу отметим следующее.

Пенсионеры, в том числе военные, получающие назначенные в установленном порядке пенсии, имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пп. 8 п. 5, п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Такой налоговый вычет не зависит от вида пенсии, категорий пенсионеров, а также органа, выдавшего документ, подтверждающий право на получение пенсии. Указанный вычет применяется и в отношении военных пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном федеральным законом. При этом к числу лиц, имеющих право на вычет, не отнесена категория "граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе".

При этом к числу лиц, имеющих право на данную льготу, не отнесена категория "граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе". Вместе с тем при установлении земельного налога нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут дополнительно предусматриваться налоговые льготы. Поэтому решение вопросов по освобождению от уплаты земельного налога граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территориях которых располагаются земельные участки (Информация ФНС России).

 

Задача 3.

Каков порядок направления физическому лицу налогового уведомления об уплате имущественных налогов?

 

Ответ: Если у вас есть доступ к личному кабинету налогоплательщика, налоговое уведомление вам направят только в электронной форме. В этом случае уведомление на бумажном носителе по почте не направляют, но, если вы хотите получать налоговые уведомления на бумажном носителе, представьте в налоговый орган соответствующее уведомление (п. 2 ст. 11.2 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-02-07/2/46444).

Если у вас нет доступа к личному кабинету налогоплательщика, налоговое уведомление направят вам по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

При пересылке по почте налоговое уведомление направляется по адресу вашего места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у вас места жительства (места пребывания) на территории РФ и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления вам документов налоговый орган направляет уведомление по адресу места нахождения одного из принадлежащих вам объектов недвижимости, за исключением земельного участка (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Также вы можете получить налоговое уведомление на бумажном носителе лично или через представителя под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Уведомление выдадут в срок не позднее пяти дней со дня получения заявления налоговым органом (п. 6 ст. 6.1, п. 1.1 ст. 21, п. 4 ст. 52 НК РФ).

Ответы на типовые вопросы, связанные с получением и с исполнением налоговых уведомлений, приведены на сайте ФНС России на промостранице о налоговых уведомлениях (Информация ФНС России от 16.09.2020).

 

 

Задача 4.

Являются ли объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, выделенные под захоронения (кладбища)?

Ответ: По нашему мнению, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, выделенные под захоронения (кладбища), являются объектом налогообложения по земельному налогу в общеустановленном порядке. При этом, учитывая, что земельный налог относится к категории местных налогов, на муниципальном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы по налогообложению земельным налогом муниципальных земель, в частности кладбищ.

 

Обоснование: Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть в том числе по принадлежности - государственные, муниципальные (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").

Земельный налог относится к местным налогам и сборам (ст. 15 Налогового кодекса РФ).

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ (ст. 387 НК РФ).

Объекты налогообложения по земельному налогу определены в ст. 389 НК РФ. Так, ими признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Объектами, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу, являются:

- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

- земельные участки из состава земель лесного фонда;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий организаций-налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как органы местного самоуправления, в данный перечень не включена.

Содержание ограничений оборота земельных участков установлены Земельным кодексом РФ. Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено изъятие из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности воинских и гражданских захоронений. Вместе с тем кладбища, расположенные на землях, находящихся в муниципальной собственности, не относятся к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, в части земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

Однако на муниципальном уровне могут быть скорректированы особенности регулирования правоотношений по исчислению, уплате земельного налога, в частности предоставлено освобождение от уплаты земельного налога земельных участков, выделенных под захоронения (кладбища), либо утверждены налоговые ставки земельного налога на земельные участки с разрешенным использованием под кладбище в минимальном размере. Таким образом, при исчислении земельного налога хозяйствующему субъекту необходимо также руководствоваться местным законодательством. Например, согласно пп. 8.6 п. 8 Решения Совета депутатов городского округа Химки МО от 27.11.2009 N 48/3 "О земельном налоге" полностью освобождены от уплаты земельного налога организации в отношении земельных участков, занятых кладбищами и иными местами погребения.

По обстоятельствам дела, рассмотренного Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2015 по делу N А42-1197/2014, установлено, что на муниципальном уровне предусмотрены дополнительные льготы к установленным ст. 395 НК РФ, в частности освобождены от уплаты земельного налога учреждения и организации в отношении земельных участков, занятых объектами благоустройства и озеленения, к которым отнесены кладбища.

При этом пп. 2 п. 8 Решения Совета депутатов "Сельское поселение Клишинское" МО от 27.11.2013 N 01/45 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района" установлена налоговая ставка в размере 0,3% в отношении земли кладбищ, крематориев.

На основании изложенного считаем, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, выделенные под захоронения (кладбища), являются объектом налогообложения по земельному налогу в общеустановленном порядке.

При этом, учитывая, что земельный налог относится к категории местных налогов, на муниципальном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы по налогообложению земельным налогом муниципальных земель, в частности кладбищ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.047 с.)