Рашид-ад-Дин о прибытии Чингисхана к городу Отрару и взятии его монгольским войском 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рашид-ад-Дин о прибытии Чингисхана к городу Отрару и взятии его монгольским войском



«В конце осени упомянутого года дракона ….Чингисхан с храброй армией прибыл к городу Отрар; шатер его воздвигли перед укреплением. Султан дал большое войско Каир-хану, а на помощь ему отправил Карача-хана, камергера, с 10 000 конницы; совершенно укрепили твердые стены города и собрали военные снаряды. Чингисхан приказал, чтобы Джагатай и Угедей с несколькими тьмами войска обложили город. Джучи с нескольким войском направился к стороне Дженда и Енги-Кешта; сборище беков назначил в стороне Ходженда и Бенакента и так же во всякое место назначил войско. Сам же с Тули-ханом двинулся на Бухару.

 

    У Отрара с обеих сторон сражались в продолжение пяти месяцев. Наконец, дело жителей Отрара дошло до отчаянного положения; Караджа дал согласие на изъявление покорности и сдачу города, но Каирхан, зная, что есть душа той распри, никак не думал об утверждении этого решения, употреблял усилия и старания и не соглашался на мир, под тем предлогом, что «Я не буду неверен благодетелю». По этой причине Караджа также не настаивал более и ночной порой вышел со своим войском в ворота городские. Войско монгольское, схватив его, привели на служение к принцам. Они повелели: «Собственному господину ты не остался верен, несмотря на несколькие предыдущие права милости; как же можно нам рассчитывать на твое единодушие?» Они умертвили его со всеми нукерами, город взяли, выгнали всех людей, как стада баранов, вон из города, и все, что нашлось, разграбили. Каир-хан с двадцатью тысячами человек ушел в крепость; по пятидесяти человек они выходили и были убиваемы. В течение месяца война не прекращалась. Каир-хан остался с двумя человеками: постоянно отбиваясь, он сражался. Войско монгольское стеснило его в укреплении: он ушел на кровлю и не сдавался. Те два нукера также были убиты. Не оставалось оружия. После этого он кидал кирпичи и постоянно сражался. Монголы постепенно окружили его и схватили. Стену и укрепление они сровняли с землей. У народа и ремесленников, тех, которые спаслись от меча, некоторых угнали к толпе Бухары, Самарканда и тех пределов, а Каир-хана умертвили в Кок-Сарае, и оттуда они ушли.

       Прошлое Казахстана в источниках и материалах.

Алма-Ата, 1935, стр. 43–44.

1.События, описанные в тексте, относятсяк:

А) XVв.

B) IX в.

C) XIVв.

D) XIIIв.

E) XIв.

2. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы вторглись в Жетысу в:

А)1216 году.

В)1212 году.

С)1215 году.

Д)1210 году.

Е)1218 году.

 

3. После нашествия монгол число городов Жетысу сократилось с 200:

А) вдвое.

В) втрое.

С) до 50.

Д) до 40.

Е) до 20.

4). Расположите события по последовательности:

1. Образование Монгольского государства                      

2. Завоевание монголами северного Китая, енисейскихкыргызов

3. Завоевание монголами Семиречья и юга Казахстана

4. Европейские походы хана Бату-хана

5. Образование Золотой Орды

6.Завоевание монголами всей территории Казахстана

 

I-1207-1215 гг.         II-1206 г.     III-1219-1224гг.             IV-1219-1220гг.

V-1236-1242 гг.           VI-1242г.

 

А) 1-II; 2-I; 3-IV; 4-V; 5-VI; 6-III

B) 1-III; 2-I; 3-V; 4-VI; 5-IV; 6-II

C) 1-II; 2-III; 3-V; 4-IV; 5-VI; 6-I

D) 1-V; 2-IV; 3-I; 4-II; 5-VI; 6-III;

E) 1-II; 2-I; 3-IV; 4-V; 5-III; 6-VI

 

5). Чингисхан еще при жизни выделил земли каждому из своих сыновей. Розданные 

сынвьям земли назывались улусами. Территория Казахстана вошла в состав улусов трех

старших сыновей. Приведите соответствие территорий с улусами.

1.Джучи 2. Угедея 3. Чагатая

I) от Иртыша и до Восточной Европы

II) Южный и юго-восточный Казахстан и Средняя Aзия

 III) горы Тарбагатая и верхнее течение Иртыша 

А)1-I; 2-II; 3-III

B)1-I; 2-III; 3-II

C)1-III; 2- I; 3-II

D)1-II; 2-III; 3-I

 B) III; 2-II;  3-I

 

 

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом.

 

16. Проанализируйте исторические произведения XVI-XVII вв. Какое историческое значение имеют произведения – памятники литературы и языка средневековых авторов- какие события они освещают. 

 

Автор Научный труд Содержание произведения, историческое значение (Аргумент)
Мухаммед Хайдар Дулати    
Кадыргали Жалаири    

Сделайте вывод, какое историческое значение имеют эти произведения

 

 

 

 

17. Дайте определение:

 

Форсирование    
Урбанизация    
Коллективизация    
Геноцид    
ГУЛАГ    

 

18. Приведите примеры депортации народов в Казахстан

 

1 этап депортации (не менее 1 народа) 2 этап депортации(не менее 1 народа) 3 этап депортации(не менее 1 народа)
       

Опишите условия жизни, занятия депортированных народов в Казахстан

 

Сделайте аргументированный вывод о последствиях депортации народов в Казахстан.

 

 

 

 

       ОТВЕТЫ варианта 2 11 кл. ИА. ИК

1-10 1.А 2.Д 3.С 4.Е 5.В 6.А 7.Е 8.В 9. A 10.В   1 балл за каждый правильный ответ
11-15 11.Д 12.Е 13. E 14. A 15.В   1 балл за каждый правильный ответ
16
Автор Научные труды(не менее 1 –го труда) Содержание произведения, историческое значение (Аргумент)  
МухаммеХайдар Дулати «Тарих-и Рашиди» Произведение написано на персидском языке, оно представляет собой исторический труд и содержит точные понятные сведения о событиях того времени  
Кадыргали Жалаири «Сборник летописей» Ценное произведение, написана об истории каз.народа XV-XVII вв. Было передано Борису Годунову.  

Исторические произведения имеют большое значение, дают богатый материал для изучения истории Казахстана в разные периоды. Благодаря этим произведениям создается объективное восприятие прпоцесса создания и развития Казахского ханства.

 

 

4 1 1 балл за каждый правильный ответ Принимаются различные варианты верного ответа
17.
Форсирование ускорение темпов  
Урбанизация процесс роста городов и повышения их роли в развитии общества  
Коллективизация процесс объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы  
Геноцид уничтожение отдельных групп населения по расовым,национальным или религиозным мотивам  
ГУЛАГ Главное управление исправительно-трудовых лагерей  

 

3 1 1 балл за каждый правильный ответ Принимаются различные варианты верного ответа
18
1 этап депортации (не менее 1 народа) 2 этап депортации(не менее 1 народа) 3 этап депортации(не менее 1 народа)
корейцы немцы Чеченцы ингуши

Опишите условия жизни, занятия депортированных народов в Казахстан

Спецпереселенцы жили в трудных материально-бытовых условиях. Многие умерли от болезней и голода, им не оказывалась помощь со стороны государства.Им запрещалось покидать новые места жительства, нарушение этого правила каралось каторжными работами до 20 лет.

Сделайте аргументированный вывод о последствиях депортации народов в Казахстан.

  За 1936-1945 гг. в Казахстан было депортировано более 1 млн. 200 тыс. человек. Каждый пятый житель республики был спецпереселенцем.

                      

   

 

       Вариант 3. 11 класс. ИА.ИК

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. В первой четверти ХVШ в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны:

А) Хивинского ханства.

B) Поволжских калмыков.

C) Китайской империи.
D) Джунгарского ханства.
E) Русского государства.

 

2. Многопартийная система в Республике Казахстан существует:

А) Легитимно.
B) Под контролем силовых структур.
C) Неофициально.
D) Под контролем цензуры.
E) Под контролем налоговых структур.

 

3. В послевоенный период постановлением ЦК КП (б) Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» в национализме был обвинён

А) Каныш Сатпаев.
B) Ермухан Бекмаханов.
C) Ахмет Байтурсынов.
D) Мухтар Ауэзов.
E) Таир Жароков.

 

4. Столыпинская аграрная политика привела в Казахстане к резкому:

А) Улучшению социального уровня.
B) Подъему экономики.
C) Падению удельного веса коренных жителей.
D) Оттоку крестьян-переселенцев.
E) Снижению революционной ситуации в крае.

 

5. Власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Дешт-и Кыпчака прекратилась с:

А) Нашествием Ойратов.
B) Набегами эмира Тимура.
C) Образованием Казахского ханства.
D) Образованием Могулистана.
E) Образованием Ак Орды.

 

6. Заводы Казахстана после Великой отечественной войны перешли к выпуску:

А) Продукции на экспорт.
B) Военной продукции.
C) Продукции на импорт.
D) Оборонной продукции.
E) Мирной продукции.

 

7. Согласно реформе 1867-1868 гг. Уральская и Тургайская области вошли в состав генерал-губернаторства:

А) Астраханского
B) Западно-Сибирского
C) Туркестанского
D) Степного
E) Оренбургского

 

8. Освоение целинных и залежных земель в 50-60-е годы XX века было задумано с целью:

А) Отказа от административных методов хозяйствования
B) Апробации новых методов агрокультуры
C) Отказа от экстенсивных методов хозяйствования
D) Увеличения производства зерна и сельхозпродукции
E) Повышения жизненного уровня грудящихся

 

9. Одним из главных пунктов торговли между Казахстаном и Китаем в начале XIX в. был город:

А) Бухара
B) Семипалатинск
C) Акмечеть
D) Аулие-Ата
E) Верный

 

10. Золотая Орда не смогла оправиться после набегов:

А) Узбек хана
B) Есен-Буги хана
C) Берке хана
D) Эмира Тимура
E) Тохтамыш хана

                                                                                                    10 б


Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа на основе контекста.

Самые большие потери понес казахский народ. По расчетам демографов, численность казахов в 1930 г. составила 3 845, 7 тыс. человек. Жертвами голода стали 1798,4 тыс., или 46,8 % общей численности казахского населения того года. Много жертв голода было и среди русского, украинского, узбекского, уйгурского населения республики. Около 1 млн человек откочевало за пределы Казахстана, в том числе и зарубежные страны (Китай, Афганистан, Иран и др.) Из них 600 тыс. человек безвозвратно, так и оставшись вне Родины.

Таким образом, логика тоталитарной системы привела к беспрецедентной в истории страны трагедии, уничтожению социально-экономического генотипа, крестьянства, геноциду народа, обрекла общество на долгие годы отсталости…

11) Голод в казахской степи произошел в:

А) 1929-1930 гг.

В) 1930 -1932 гг.

С) 1931 -1933гг.

Д) 1932-1934 гг.

Е) 1933-1935 гг.

12. Среди жертв голода было много других народностей.

А) русские и татары

В) уйгуры и узбеки

С) украинцы и белорусы

Д) уйгуры и дунгане

Е) узбеки и киргизы

13. Установите соответствие между событиями:

  1. «Письмо пяти» 2. Письмо Рыскулова  3. Письмо группы политических ссыльных из Павлодара     

  А. Сталин В. Голощекин С. Президиум ЦИК

  А) 1А, 2В, 3С

  В) 1В, 2С, 3А

  С) 1 С, 2 В, 3 А

  Д) 1А, 2С, 3 В

  Е) 1В, 2А, 3 С

14.C каким этапом истории связан описанный эпизод?

А) модернизация

В) коллективизация

С) индустриализация

Д) гражданская война

Е) двоевластие

15. Выберите утверждения, соответствующие понятию «Тоталитарная система»:

   I. карательные меры, принимаемые государственными органами

   II. восстановление в юридических правах

   III. принудительная конфискация имущества

   IV. укрепление социально-экономического генотипа

   V. уничтожение социально-экономического генотипа

А) I, III, V

В) II, III, IV    

С) I, III, IV

Д) II, IV, V

Е) IV,V

                                                                                                  5 б

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом

16. Проанализируйте деятельность Чокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина как просветителей казахской степи в XIX веке. Сделайте вывод о влиянии их деятельности на развитие культуры XIX века:

Деятель культуры Научные труды (не менее одного) Вклад в развитие науки (1 аргумент)
Чокан Уалиханов 1. 1.
Ыбрай Алтынсарин   1. 1.

 

Вывод (не менее одного аргумента):

 

 

17. Объяснить, по какому принципу образованы ряды 1) и 2) и в какие годы происходили указанные события в указанных рядах

….гг ….гг
1) продразверстка, трудовая повинность, централизация управления,бесплатные коммунальные услуги 2) продналог, отмена трудовой повинности, наемный труд, аренда земли, концессия, золотой червонец
?   ?

 

18. Приведите примеры изменений в связи с проведением реформ 1867-1868гг. в Казахстане

Положительные (не менее двух) Отрицательные (не менее двух)
1. 2. 1. 2.

Сделайте аргументированный вывод о характере последствий реформы 1867-1868гг в Казахстане

 

 

       Ответы. Вариант 3. 11 класс. ИА.ИК.

 

№ вопроса Правильный ответ Всего баллов
1 Д 1
2 А 1
3 Д 1
4 С 1
5 С 1
6 Е 1
7 Е 1
8 Д 1
9 В 1
10 Д 1
11 В 1
12 В 1
13 Е 1
14 В 1
15 А 1

 

16. Проанализируйте деятельность Чокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина как просветителей казахской степи в XIX веке. Сделайте вывод о влиянии их деятельности на развитие культуры XIX века:

Деятель культуры Научные труды (не менее одного) Вклад в развитие науки (1 аргумент)
Чокан Уалиханов 1. «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан –Лу(Малой Бухары)» 2. «О кочевых киргизах» 3.»Записка о судебной реформе» 4. «О кочевых киргизах» 5. Записал поэму киргизов «Манас» Вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов Средней Азии и Восточного Туркестана
Ыбрай Алтынсарин   1.«Киргизская хрестоматия» 2.«Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» 3. «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» Организация светских народных школ: русско-казахских школ, сельскохозяйственных, ремесленных. Организатор женского образования в Казахстане (женские училища с интернатами).  

17. Объяснить по какому принципу образованы ряды 1) и 2) и в какие годы происходили указанные события в указанных рядах

1918-1920 гг.            1921-1927 гг.
1) продразверстка, трудовая повинность, централизация управления,бесплатные коммунальные услуги 2) продналог, отмена трудовой повинности, наемный труд, аренда земли, концессия, золотой червонец
Политика «военного коммунизма»     Новая экономическая политика                    (НЭП)

18. Приведите примеры изменений в связи с проведением реформ 1867-1868гг в Казахстане

Положительные (не менее двух) Отрицательные (не менее двух)
1.Созданы предпосылки для освоения богатств края 2. Начали строиться города, железные дороги, начало развиваться здравоохранение, создаваться сеть школ светского типа. 1.Казахские земли объявлены землями Российского государства, введен ежегодный государственный налог с каждой кибитки 2.новое административное деление не соответствовало веками сложившегося порядка использования пастбищ: летовки, зимовки одного рода оказывались в разных административных единицах, что осложняло пользование землей

Сделайте аргументированный вывод о характере последствий реформы 1867-1868гг в Казахстане:

  Реформы 1867-1868гг ускорили процесс превращения Казахстана в колонию Российской империи. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Казахстан все больше втягивался в общероссийский рынок, крестьянские переселения из центральных районов Российской империи в Казахстан приняли массовый характер. Ускорилось использование богатых и дешевых источников сырья и рабочей силы для нужд бурно развивающейся промышленности метрополии.

 

                                   Вариант 4 КАЗАХСТАН ТАРИХЫ

Инструкция: Часть А. Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. С его именем связано открытие первых палеолитических стоянок

А) К. Сатпаев

В) Х. Алпысбаев

С) А.Маргулан

D) В. Зайберт

E) А. Сейдимбек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.066 с.)