Защита трудовых прав работников профсоюзами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита трудовых прав работников профсоюзами.



В предыдущих параграфах уже вскользь затрагивалась тема защиты трудовых прав работников профсоюзами. В связи с этим нельзя не отметить, что профсоюзы обладают достаточно большим перечнем полномочий по защите прав и интересов работников, в частности, по контролю за соблюдением работодателем трудового законодательства, по представительству интересов работников, а также рядом полномочий, связанных с членством работников в профессиональных союзах, учётом мнения профсоюзных организаций по ряду вопросов.[a35]

И начать стоит с контрольных полномочий профсоюзов. Так, Профсоюзы в соответствии с ч. 1 ст. 370 ТК РФ наделены правом на осуществление контроля за соблюдением работодателями и должностными лицами законодательства о труде, в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, а также имеют право требовать устранения выявленных нарушений. С целью осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы в соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [57] могут создавать собственные трудовые инспекции, наделяемые полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзные инспекторы труда управомочены беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, с целью проведения проверок соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих трудоправовые нормы, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Помимо этого, профсоюзные инспекторы наделены также целым рядом прав, перечисленных в ч. 6 ст. 370 ТК РФ. В рамках реализации данных прав профсоюзные инспекторы труда могут, в частности, предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.

Стоит заметить, что профсоюзы, в отличии от Федеральной инспекции труда, не обладают полномочиями по предъявлению работодателю обязательных предписаний, в том числе о восстановлении незаконно уволенного работника. Данное положение вполне оправданно, учитывая, что передача подобного полномочия представителю работников поставила бы работодателя в уязвимое положение перед работниками, так как профсоюзы, в силу направленности своей деятельности и правовой природы, не могут считаться нейтральным органом.[a36]

Стоит упомянуть учёт мнения профсоюзной [a37] организации по ряду вопросов, связанных с защитой прав и интересов работников. Так, в соответствии с правом первичной профсоюзной организации по содействию занятости работодатель, в соответствии с ч. 1-3 ст. 83 и 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в связи: с сокращением численности или штата работников; с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (причём в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации); с неоднократным неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание - с работником являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Первичная профсоюзная организация в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При этом, если увольнение работников происходит по причине сокращения численности или штата, работодатель обязан уведомить профсоюзную организацию об этом за 2 месяца, а если речь идёт о массовом увольнении, то и за 3 (стоит заметить, что уведомлять по данному основанию работодатель обязан даже если работники не являются членами профсоюза, но, при этом он не обязан учитывать мотивированное мнение профсоюза по вопросу их увольнения). Проблема данного довольно специфического способа защиты работников профсоюзами состоит в том, что он сам по себе не обеспечивает защиты прав и интересов работников. Однако в случае наличия реального (или мнимого) нарушения трудового законодательства, профсоюз всё ещё может обратиться в федеральную инспекцию труда или суд по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе.[a38]

Далее следует поговорить о полномочиях профсоюзов по представительству интересов работников в трудовых спорах. Так, исходя из анализа ст. 29, 30 ТК РФ профсоюзы являются основными представителями интересов работников в рамках социального партнёрства. Причём стоит заметить, что представительство в рамках своего уровня профсоюзные организации осуществляют не зависимо от наличия(отсутствия) членства конкретного работника (группы работников) в данном или ином профсоюзе.

Говоря о индивидуальных трудовых спорах, следует сказать, что степень непосредственного участия профсоюзов в данном случае невелика. Единственная возможность их участия в данной категории трудовых споров состоит в (как уже было оговорено) делегировании полномочия по представлению интересов работника в комиссии по трудовым спорам конкретным кандидатам с последующим их утверждением на собрании (конференции) работников.

Гораздо интереснее обстоит порядок участия профсоюзной организации в коллективном трудовом споре. Так, помимо предусмотренного положениями главы 61 Трудового кодекса Российской Федерации права выдвижения требований от лица работников, участия в формировании примирительной комиссии, согласовании кандидатуры посредника, создании трудового арбитража профсоюзная организация, являющаяся представителем работников, что наиболее примечательно, может выступать инициатором забастовки, которая в таком случае в соответствии с ч. 2 ст. 410 ТК РФ может быть проведена без предварительного проведения примирительных процедур. Соответственно, профсоюз может выступать тем самым органом, что обеспечивает максимально оперативную организацию забастовки в тех ситуациях, когда это необходимо.

Следует также указать, в каких случаях профсоюзная организация может выступать от имени работников в коллективном трудовом споре. Так, ч. 2, 3, 4 ст. 37 ТК РФ устанавливают, что представительство интересов работников в коллективных переговорах может осуществлять первичная профсоюзная организация (или несколько организаций) объединяющая в совокупности более половины работников. Если же профсоюз объединяет меньшее число работников, то соответствующие полномочия могут быть ему делегированы на собрании (конференции) работников, в котором должно принять участие более половины работников.

Нетрудно прийти к выводу, что в данном случае также могут возникнуть проблемы с необходимым кворумом на собрании работников. Так, в ранее упомянутом Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 04.04.2016 г. N 4-АПГ16-3 другой причиной отказа в жалобе стало то, что профсоюз, который решил выступить инициатором забастовки, не был признан представителем работников, так как объединял меньше половины членов организации, а получить полномочие на представление интересов работников в ходе собрания работников не смог в силу отсутствия кворума.[58] Подобный подход прослеживается в Апелляционном Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ N 3-АПГ15-2 от 25 мая 2015 г.[59] в соответствии с которым забастовка работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства ООО «Альфа-Транс» была также признана незаконной в том числе по причинам организации забастовки профсоюзной организацией, которой в установленном порядке не были делегированы полномочия по представлению интересов работников.

Помимо указанных полномочий в гл. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» можно также выделить полномочия, связанные с правом на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением, с правом на получение информации. Право на ведение коллективных переговоров, как отмечает Ю. П. Орловский, «является, пожалуй, наиболее значимым, центральным правом профсоюза»[60]. Данное право регулируется помимо ст. 13 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» также гл. 6 и 7 ТК РФ и состоит, прежде всего, в участии профсоюзов в коллективных переговорах с работодателем по поводу заключения коллективных договоров, соглашений. В рамках осуществления данного права профсоюзы, как правило, не осуществляют непосредственную защиту интересов работников. В связи с этим подробно оно в рамках данного исследования рассматриваться не будет. Стоит лишь добавить, что в рамках данного права профсоюзы осуществляют также и контроль за соблюдением работодателем условий соглашений. В случае же обнаружения нарушения они могут направить уже ранее упомянутые представления об устранении обнаруженных нарушений.

Право же на информацию, урегулированное ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» а также ст. 37, 53, 370 и др. ТК РФ применительно к конкретным видам отношений, является связующим звеном для всех остальных его прав, так как, как верно подмечает Ю. П. Орловский, необходимо для того, чтобы профсоюз мог осуществлять иные права в области представительства работников, защиты их прав и интересов. Практической проблемой осуществления данного права, как отмечает Ю. П. Орловский является частый отказ работодателя в предоставлении профессиональным союзам информации со ссылкой на а необходимость защиты персональных данных работников. [61] Данная проблема затронута, в частности в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2012 г. № 56-КГ12—3[62], в соответствии с которым информация по запросу профсоюза без предварительного согласия работника предоставляется работодателем независимо от того, имеет ли место угроза жизни или здоровью работников. Кроме того, информация предоставляется независимо от того, установлен ли факт нарушения трудовых прав, так как информация предоставляется именно для установления наличия или отсутствия факта трудового правонарушения. Также, как указал суд со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»[63] согласие работника на предоставление информации не требуется, если информация предоставляется для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных и когда обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Рассказав об основных полномочиях профсоюзных [a39] организаций по защите интересов работников, можно подвести промежуточный итог. Так, в настоящий момент профсоюзные организации, по большей части, не могут самостоятельно защищать права и интересы работников без взаимодействия с юрисдикционными органами. Исключение в данном случае может представлять представительство в примирительных процедурах и организация забастовки, но и эти способы защиты, как видно из указанного выше, не лишены недостатков.

Однако наибольшей проблемой защиты профсоюзами трудовых прав работников является отнюдь не объём предоставленных им полномочий, которых, в целом, достаточно при условии обращения в иные уполномоченные органы. Проблемой является неэффективность существующей системы организации профсоюзных органов. Так, для начала следует сказать, что в настоящий момент отечественные профсоюзы весьма многочисленны. Так, в 2016-м году в профсоюзных организациях состояло более 20 миллионов человек, хотя и стоит сказать, что год от года их численность неуклонно сокращается.[64] При этом по причине малой активности профсоюзов наблюдается неуклонная тенденция к увеличению числа трудовых конфликтов, в которых профсоюзы не принимали участия. Так, если в 2016-м число таких конфликтов составляло около 60 % от общего числа трудовых споров (что уже не мало), то в 2018-м их число возросло до 77 %.[65]. Причиной тому служит множество факторов. Ключевой проблемой почти всех профсоюзов в Российской Федерации является то, что они тесно связаны с работодателями и даже зачастую с непосредственно с государством и крайне мало заинтересованы в действительной защите интересов работников. Связано это прежде всего, с тем, что большая часть профсоюзов (почти 95 %) состоит в крупнейшем объединении профсоюзов в России ФНПР (Федерации независимых профсоюзов России), который, что иронично, является весьма зависимым, прежде всего, от государства, от которого получает немалый доход за счёт государственных контрактов. Но, что важнее, данный профсоюз, а точнее его руководство находится в крайне тесных и даже пожалуй партнёрских отношениях с государственной властью и крупнейшими представителями работодателей в лице РСПП и «Опора России», а значит не будет вступать с ними в крупные конфликты и защищать интересы рабочих. тому свидетельствует и тот факт, что если в 1990-х в год проходило несколько сотен, а то и тысяч зарегистрированных забастовок, то в 2000-х их количество резко сократилось до нескольких десятков в год, хотя и стоит заметить, что причиной тому может служить и весьма усложнившаяся с тех времён процедура организация и проведения забастовок[66].[a40]

 Но также стоит и сказать, что даже независимые профсоюзы, созданные на местах, едва ли могут достаточно эффективно защищать интересы своих подзащитных. И причиной тому служит, прежде всего, слишком большое давление, которое работодатель может оказывать, в том числе, и на членов профсоюзной организации. Так, как уже было упомянуто ранее работодатель при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, обязан соблюсти порядок учёта мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Но, тем не менее, не смотря на все эти процедуры, работодатель всё равно может уволить работника - члена профсоюзной организации, пусть и с 10-ти дневной задержкой., хотя данное решение и может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Кроме того, само по себе нахождение работника в профсоюзной организации (при условии, что она занимается своей целевой деятельностью) может само по себе быть причиной возникновения лишних конфликтов с работодателем, что может служить дополнительным демотиватором вступления в профсоюзную организацию, тем самым уменьшая приток новых членов и снижая эффективность её деятельности.

Подводя окончательный итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод. В настоящий момент профсоюзные организации в России не могут выступать достаточным гарантом эффективной защиты прав и интересов работников в силу усложнённой процедуры наделения их полномочиями по представительству интересов работников, а также сильной зависимости профсоюзов от работодателя. В связи с этим можно предложить следующее. Необходимо на законодательном уровне разрешить создание действительно независимых профсоюзов, то есть организаций, чьи члены не связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, а соответственно никак не связаны с работодателем, который не сможет оказывать на них давление. Данные организации будут призваны осуществлять защиту интересов рабочих на полностью профессиональной основе на основании доверенности, выдаваемой рабочими, а по своему правовому статусу будут полностью приравнены к профсоюзам. В частности, они должны будут быть наделены правом принимать решение об организации забастовки в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 410 ТК РФ, то есть на собрании работников без предварительного проведения примирительных процедур. Для этого необходимо внести в законодательство следующее изменение:

1. Дополнить часть 1 статьи 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» словами: «А также иные, приравненные к ним, организации.»

2. Также необходимо будет создать отдельный нормативно правовой акт, регулирующий порядок создания и деятельность данной организации.[a41]

Таким образом, с учётом всех приведённых в рамках данного параграфа поправок, можно будет обеспечить более эффективную защиту прав и интересов работников профсоюзами, что в конечном итоге позволит добиться того, что обращение в профсоюзные органы при возникновении трудоправового конфликта, станет не просто рекомендуемым, а де факто обязательным.

Александр, параграф получился как некий пересказ, разбавьте его анализом подходов (посмотрите комментарии, научные статьи). Все-таки ВКР – это исследование, а не доклад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.011 с.)