Стадии правоприменительного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии правоприменительного процесса



Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

- установление фактических обстоятельств дела;

- выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

- решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

- иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1. Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела.

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты ивсесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению кустановленным фактическим обстоятельствам.

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификацияэто юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности.

Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

• действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.

3. Принятие решения по делу и его документальное оформление.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

• процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

 

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

- осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

- носит властный характер;

- имеет ряд стадий:

- реализуется в специальной процессуальной форме;

- завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

4. Реализация принятого решения (правоприменительного акта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Проблемы в праве и их виды

Пробел в праве – отсутствие или неполнота правовых норм, необходимых для регулирования общественных отношений. Признаки: 1)общественные отношения находятся в сфере правового регулирования, т.е. оно должно быть урегулировано нормами права; 2)отсутствие нормы права, необходимой для регулирования этого отношения. Причины: 1)объективные (отставание права от развития общественных отношений; введение в действие НПА предусматривающих необходимость принятия других НПА); 2)субъективные (недостатки юр. техники; недостаточный уровень правосознания правовой культуры участников правотворческой деятельности).

Виды:

1)по причинам образования (пробелы возникшие по объективным причинам; пробелы возникшие по субъективным причинам);

2)по времени образования (первоначальные; последующие);

3)по объёму (полные; частичные).

Способы устранения и преодоления: устранить пробел в праве можно в ходе правотворческой деятельности, путём принятия правовых норм. Преодоление права осуществляется путём применения права по аналогии (аналогия права – это решение конкретного дела на основе общих начал и смысла законодательства; аналогия о законах – это разрешение конкретного дела на основе нормы права, регулирующие сходные общественные отношения).

36. аналогия закона и аналогия

Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем: во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона -- это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай (и если пробел не восполняем ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота), то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

В гражданском зак-ве (ст 6 ГК) АЗ выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы ГЗ, регулирующего иные сходные отношения и допустима при следующих условиях: а) наличие в ГЗ пробела, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота; б) наличие законодат-го регулирования сходных отношений (трастовые операции банков, до принятия специальных правил, регулировались нормами о договорах поручения и комиссии, если в трастовых договорах отсутствовали необходимые условия); в) применение аналогичного закона к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу (нельзя применить общие положения о сделках к большинству неимущественных отношений).

Не является АЗ отсылка к регламентации сходных отношений, установленная в законодательном порядке, например распространение правил статуса ООО на О с дополнительной ответственностью (п.3 ст.95 ГК). Здесь реч идет не о пробеле в законе а об особом юридико-техническом приеме, способе рег-я

Применение аналогии права, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона

Аналогия права -- это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые - добросовестность, разумность, справедливость…). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.

В практике реальное применение АП встречается редко, являясь исключительным случаем. Правила АЗ и АП используются при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. ФЗ-ов, и не распространяются на действие подзаконных НПА, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Система права и ее элементы

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регули­руемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.). Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

элементы (вертикальное строение)

1. отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования — земельное право, имущественные отношения — гражданское право, управленческие отношения — административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, — уголовное право и т. п.);

2. подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское право. Военно-уголовное право — это подотрасль уголовного права;

3. институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;

4. субинститут права — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

5. норма права — обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права — правовое регулирование общественных отношений.

Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

Горизонтальное строение права. позволяет увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.

Материальное право — это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

· конституционное право — закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия.

· административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

· финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты — Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;

· предпринимательское право — это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом.

· гражданское право регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина.

· жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт — Жилищный кодекс РСФСР;

· семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ;

· природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами

· экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды — основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

· трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ (ТК).

· Право социального обеспечения — подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

· уголовное право — система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых — установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

· уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

· гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

· арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).

отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

· уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);

· гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.039 с.)