Классификация социальных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация социальных технологий



 

По масштабам решаемых социальных проблем: универсальные и частные

По степени новизны: инновационные и традиционные (рутинные)

По сферами жизнедеятельности людей: экономические, политические, духовно-культурные

По уровню социальной деятельности (по масштабу объекта): глобальные технологии, национальные, государственные, региональные, муниципальные

По характеру воздействия на социальные процессы: формулирующие социальные технологии, стимулирующие, сдерживающие, разрушающие

По характеру решаемых задач: функциональные, инновационные, технологии разрешения конфликтов

По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

По характеру и содержания используемых средств: организационно-распорядительные и административные социальные технологии, медико-социальные, психологические, педагогические

По изменениям в социальной системе: прогрессивные и регрессивные

По степени воздействия: высокоэффективные, среднеэффективные, низкоэффективные

 

Ограниченность технологизации социального мира

• Ограничения рационализации как технологически организационного проекта (ограничения информации, отказ от работы с альтернативными стратегиями, дефицит времени и тд)

• Не принятие во внимание локальных социальных условий реализации проекта

• Множество побочных эффектов технологизации

• Своеобразие социокультурной среды реализации проекта (ценности, норма, верования, отношение к природе, к работе, отношение ко времени и тд)

 

ЛЕКЦИЯ 2: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Глобальные проблемы:

I. Возникающие в системе отношений человек—природа

II. Возникающие в системе человек-общество

III. Интерсоциальные проблемы (отношения между общностями, нациями, государствами)

 

Проблемы, возникающие в системе человек—природа

 

• Связаны с исчерпанием природных ресурсов

• Продовольственные проблемы

• Проблемы голода

• Защита экологии

 

Проблемы, возникающие в системе человек-общество

 

• Социальные последствия научно-технологических революций

1. революция:  создание парового двигателя

2. революция: появление массового производства

3. революция: 70-80-ые гг — информатизация

4. революция: 2011—революция 4.0 (облака, виртуальная реальность и др)

 

Основные проблемы, требующие решения

• исчерпание и распределение сырьевых и энергетических ресурсов

• предотвращение экологических катастроф, техногенных катастроф, мировых войн

• ликвидация голода

• преодоление отсталости стран «третьего мира»

• ликвидация опасных заболеваний

• формирование эффективной демографической политики

• освоения космического пространства и мирового океана

 

Проявления глобализации

 

• Глобализация (всесторонняя американизация «макдональдизация» (Дж. Ритцер))

• Макдональдизация как часть процесса рационализации

• 4 элемента формальной рационализации, лежащие в основе макдональдизации: эффективность, просчитываемость, предсказуемость, контроль

• Последствия дегуманизации труда, деквалификация персонала, превращение потребителя в бесплатную рабочую силу

 

Эффективность — подбор оптимальных средств для достижения цели

Просчитываемость (количественный фактор: замена качества количеством)

Предсказуемость

Контроль (система рейтингования в Китае)

 

Макдональдизация — превращение функциональных принципов в базовые принципы организации социальной жизни, способствующей ее рационализации

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — совокупность процессов, делающих единым социальный мир

 

• Развитие сети коммуникаций (интернет, транспорт, связи)

• Управление взаимозависимостей экономических, технологических, политических, финансовых, культурных

• Появление экономических, политических, экологических, культурных и др. оргаизаций наднационального характера

• Увеличение мобильности

 

Как следствие: единообразие

 

Деятельность Римского клуба

 

• Основан в 1968 г. Аурелио Печчеи

• Анализ глобальных проблем в системах «человек—природа» и «человек—общество»

• Доклады Римского клуба: Мировая экономика; Пределы роста; Человечество у поворотного пункта; За пределами роста; Нет предела обучению и др.

 

Роль Римского клуба

 

• «Отец» глобального прогнозирования — Дж. Форрестер использовал математические методы ЭВМ для создания модели экономического развития общества с учетом двух факторов численности населения и загрязнения среды

• К его исследованиям подключился Д. Медоуз — доклад «Пределы роста», вызвавший бурную полемику

• Моделирование показало, что при сохранении темпов роста населения и промышленного производства в первые десятилетия 21 века минеральные ресурсы будут исчерпаны, рост производства прекратится, загрязнение среды станет необратимым. Необходимо сократить темпы роста населения и промышленного производства, свести их к уровню простого воспроизводства

• Разделение понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни — ВВП на душу, качество жизни — плотность населения, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспеченность ресурсами, экология.

• Чем выше уровень жизни (связанный с темпами роста производства), тем быстрее истощаются минеральные ресурсы, загрязняется среда, выше скученность населения, хуже показатели здоровья, больше стресса

• Критика: не учитывали различия между странами, экстраполяция тенденция 60-х гг. (В 80-е много изменений), нет предложений по выходу из кризиса

 

«4 образа глобального порядка» (Р. Робертсон)

Глобальная общность I: Мир — мозаика замкнутых, отграниченных друг от друга общин; Они равноправны, уникальны: сохранение культурной идентичности

Глобальная общность II: Идея достижения некого общечеловеческого консенсуса

Глобальное общество I: Мозаика суверенных независимых национальных государств, которые связаны узами сотрудничества в экономической, политической и культурной сфере. «Концепция мирного существования»: эгалитарная версия (все равны), иерархическая (ведущие державы)

Глобальное общество II: Уход с мировой арены национальных государств и начало региональной, а затем наступление глобальной унификации под эгидой государства или национального правительства (наднациональное регулирование). Пример — ЕС

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)