Понятие, признаки, функции государства. Теории его происхождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки, функции государства. Теории его происхождения.



Понятие, признаки, функции государства. Теории его происхождения.

Государство – это основной институт политической системы общества, особая организация политической власти, осуществляющая управление и руководство этим обществом при помощи специального аппарата управления и принуждения. (по лекции)

В каких смыслах, по мнению Г. Кельзена — одного из основателей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?

· Во-первых, понятие государства может употребляться в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация.

· Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».

· В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как форма социальной биологии.

· В-четвертых, понятие государства определяется Г. Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система норм», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как государство-власть.

Признаки государства (учебник + интернет):

· наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

· выступление государства в качестве официального представителя «своего» общества;

· теснейшая связь государства с правом, одним из важнейших проявлений которой является издание или санкционирование государством актов, содержащих нормы права;

· обладание суверенитетом (во-первых, как верховенство государственной власти внутри страны, а во-вторых, как независимость ее на международной арене);

· наличие налогов и займов (право сбора налогов);

· наличие определенной территории;

Функции государства (интернет, в учебнике нет)

1) Внутренние:

- охрана, поддержание политического порядка

- экономические функции, поддержание экономической стабильности (распределение ресурсов)

- социальные функции

- культурно-воспитательная функция

- идеологическая

2) Внешние:

- обеспечение национальной безопасности,

- защита интересов на международной арене

- участие в глобальных проблемах современности

Теории происхождения государства

1. Теологическая (власть от Бога);

2. Патриархальная (Согласно учению Аристотеля государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению.

3. Теория общественного договора или естественно-правовая теория ( государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора) – Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж. Руссо, Г.Гроций, Спиноза, А.Радищев);.

4. Органическая ( государство приравнивается к человеческому организму и обладает самостоятельной волей и сознанием, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей.)

5. Теория насилия( образование государства с помощью насилия, завоевания, порабощения одних племен другими);

6. Психологическая

7. Марксистская или материалистическая ( на процесс возникновения и развития государства, а вместе с ним и права решающее воздействие оказывают материальные и социальные условия развития общества.

Унитарное государство

Унитарное государство — это всегда единое государственное образование. При этом государство делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно наличие общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). 

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления.

Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Федеративное государство

Любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; имеет наряду с федеративными собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы;

Основополагающие принципы образования и функционирования федеративной системы:

· добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;

· равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.;

· плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

· возможность активного и беспрепятственного участия граждан в федеральных и региональных политических процессах;

· строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, федеративными и иными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и другими общественно-политическими органами и организациями.

РФ, США, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика…

Конфедерация

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедеративный принцип устройства воспроизводится в структуре международных организаций – ООН, СНГ и Европейского Союза

ФОТО 5

 

Государственный аппарат Российской Федерации - это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.

 

Федеральный уровень государственных органов:

 

1. Федеральное Собрание (Парламент) РФ - осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции.

 

2. Правительство РФ (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства - федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть РФ.

 

3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации), суды общей юрисдикции (Верховный Суд Российской Федерации, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды(арбитражный объединили с верховным в 2014 году)

4. Президент Российской Федерации (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.

5. Прокуратура Российской Федерации - система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.

 

Государственные органы субъектов Российской Федерации:

1. Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции: парламенты республик, областные думы, законодательные собрания и т.п.

 

2. Исполнительные органы общей компетенции: президенты республик, мэр Москвы, губернаторы иных субъектов; назначаемые правительства, министерства и ведомства.

Структура права ФОТО 6

           

Корпоративные нормы
Договорные нормы

Референдумные нормы
Законодательные нормы

Права человека
Принципы права

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Указы Президента РФ

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

 

Правовые семьи и системы.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права».

Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков.

Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь.

Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

К англосаксонской правовой семье(семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

1) основным источником права выступает судебный прецедент

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.),

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство,

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции,

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний,

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.

11. Правонарушение. Состав правонарушения

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние право дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки и черты:

1) Любое правонарушение — это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.

2) Противоправность — следующий, весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние — действие или бездействие — является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

3) Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины.

Структура

В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

В настоящее время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы, т. е. состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой элемент правовой нормы, содержащий указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется.

Диспозиция — элемент правовой нормы, в котором содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Санкция представляет собой элемент правовой нормы, в котором определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.

 

Основные виды норм права

Одной из наиболее простых и распространенных классификаций норм права является их разделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права.

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав.

 

По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация норм права в зависимости от характера содержащихся в них предписаний: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом.

Специфика обязывающих норм права, как это следует уже из их названия, заключается в том, что они обязывают субъект права совершить определенные положительные действия.

 

 

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия ( указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

 В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

 

13. Система права и ее структурные элементы

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

 

Структура

Система права — весьма сложный многоуровневый комплекс. Структурными элементами системы права как сложного, многоступенчатого комплекса, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

 

· Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения.

· Отрасль права определяется как совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. (конституционное право, административное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое право, международное право и т.д) + подотрасли права(например, в гражданском праве подотрасль – наследственного права, право на интеллектуальную собственность, авторское право и т.д.)

· Институты права выступают как относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. (Например, в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т.д.)

Полная дееспособность

Полностью дееспособные граждане — это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане), — ст. 21 ч. 1 ГК РФ.В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения 18 лет, а именно:

Вступление в брак до 18 лет

2. Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Частичная дееспособность

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Ограниченная дееспособность

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство,

Недееспособность

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ч. 1 ГК РФ).

Оценку здоровья гражданина даёт не суд, а судебно-психиатрическая экспертиза.

Юридические факты.

 

Юридические факты — это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

С юридическими фактами нормы права непосредственно связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Основные признаки юридических фактов состоят в том, что юридические факты:

а) представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты;

б) определяются в нормах права, точнее, в их гипотезах;

в) служат непременным условием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

г) влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений;

д) обеспечиваются государственным принуждением.

Юридические факты классифицируются по самым различным основаниям. Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать своими действиями наступление юридических последствий или не вызывать правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия.

Юридические поступки — действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

Неправомерные действия — это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления.

В зависимости от степени общественной опасности, причиненного данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего вред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).

 

События как юридические факты не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридическими фактами — событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

18. Правонарушение, его признаки и виды.

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

1) правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);

2) правонарушение – это всегда виновное деяние;

3) правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются:

1) на правонарушения в сфере управленческой деятельности;

2) правонарушения в сфере экономики;

3) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).

 

Особую группу источников конституционного права России составляют международные (межгосударственные) договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация, отдельные акты международных организаций.

Судебная система РФ

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства. 

Правовую основу судебной власти и механизма ее реализации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, и другие правовые акты.

Основной задачей судебной власти и механизма ее реализации является обеспечение правосудия.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует и функционирует широкая система судебных органов. Это:

а) Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации;

б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и

в) арбитражные суды.

Все суды Российской Федерации, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи — члены этих судов — имеют одинаковый конституционно-правовой статус. à единой судебной системы России.

Основными конституционно-правовыми принципами правосудия являются такие, как:

а) принцип законности в осуществлении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам;

б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

в) осуществление правосудия на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом;

г) свободный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту.

д) открытое разбирательство дел во всех российских судах.

Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на основе целого ряда других дополняющих их принципов. В том числе: обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принципа невиновности лица в совершении преступления, принципа пользования родным языком в процессе судопроизводства; принципа участия граждан в отправлении правосудия и др.

Наличие одинакового у всех российских судей конституционно-правового статуса. à независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральным законам; несменяемости судей; о неприкосновенности судей и привлечении их к уголовной ответственности только в порядке, предусмотренном в отношении их федеральным законом;

Заключение и прекращение брака.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.

Семейное законодательство Российской Федерации придает правовое значение только браку, зарегистрированному в установленном порядке. Браки между гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации заключаются в органах записи актов гражданского состояния.

Закон устанавливает следующие условия заключения брака:

· добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

· достижение ими брачного возраста.

Брачный возраст устанавливается с 18 лет. При наличии уважительных причин предусматривается возможность вступления в брак с 16 лет.

Семейный кодекс указывает на ряд обстоятельств, препятствующих заключению брака:

· наличие другого зарегистрированного брака хотя бы у одного из супругов;

· наличие близкого родства у будущих супругов;

· недееспособность одного из вступающих в брак;

· наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак.

Прекращение брака

Прекращение брака – это обусловленные наступлением определенных юридических фактов правоотношения.

Основаниями прекращения брака являются:

1) смерть супруга;

2) объявление судом одного из супругов умершим. При этом брак считается непрерывавшимся, если супруг вернулся. Супруг, объявленный умершим, не вправе вступать в новый брак;

3) расторжение брака.

Смерть одного из супругов является естественным способом прекращения брака. Документом, подтверждающим факт прекращения брака, в данном случае выступает свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС.

Объявление судом одного из супругов умершим влечет те же правовые последствия, что и физическая (естественная) смерть.

Условия объявления гражданина умершим установлены в ст. 45 ГК.

· Суд вправе объявить гражданина умершим, если будет установлено, что в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет;

· Если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (землетрясение, авиакатастрофа и др.), – в течение шести месяцев после этих событий.

· Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

При жизни супругов брак может быть прекращен путем расторжения брака (развод а). Для осуществления права на развод не требуется ни истечения определенного срока с момента заключения брака, ни согласия другого супруга. Однако существует исключение: ст. 17 СК устанавливает, что во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка муж без согласия жены не имеет права возбудить дело о разводе.

.

Состав преступления

Составными частями (элементами) данной системы являются: объект преступления; объективная сторона; субъект преступления; субъективная сторона.

Под объектом преступления понимаются охраняемые уголовным законом социальные блага, интересы и ценности, которым наносится или предполагается нанести существенный вред в результате преступного поведения — действия или бездействия лица (лиц).

Объект преступления следует отличать от предмета преступления, под которым понимаются материализованные элементы окружающего мира (вещи, строения, деньги, транспортные средства и пр.). Оказывая на них преступное воздействие (воровство, грабеж, разрушение и т. д.), лицо тем самым посягает на общественный порядок, безопасность и т. п.

Объективная сторона преступления представляет собой внешнее проявление общественно опасного (преступного) поведения лица, посягающего на охраняемый уголовным законом объект.

Субъект преступления — это лицо, совершившее общественно опасное деяние, характеризуемое как преступление, и способное в соответствии с действующим уголовным законодательством нести за него уголовную ответственность.

Субъективная сторона преступления отражает психическое отношение лица к совершаемому им преступлению и к тем общественно опасным последствиям, которые в результате его совершения наступают. Субъективная сторона характеризуется и в полной мере охватывается такими психологически и психически важными феноменами, как мотив, цель, эмоции, вина.

 

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.163 с.)