Церковный собор был собран в августе — начале сентября 1503 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковный собор был собран в августе — начале сентября 1503 г.



Участники собора

Ø Митрополит Московский Симон,

Ø Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский и Псковский,

Ø Нифонт, епископ Суздальский и Торуский,

Ø Протасий, епископ Рязанский и Муромский,

Ø Вассиан (Стригин-Оболенский), епископ Тверской,

Ø Никон, епископ Коломенский,

Ø Трифон (Дубина), епископ Сарский и Подонский,

Ø Никон, епископ Пермский и Вологодский.

Ø В соборе принимали участие великий князь Иван III, его сыновья Василий, Дмитрий Жилка.

Ø В соборе приняли участие: преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий, игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион

Источники о соборе 1503 г.

1) Соборный ответ Ивану III. Соборное решение было изложено Ивану III в послании митрополита Симона, зачитанном дьяком Левашом.

2) Краткая запись Вассиана Патрикеева: «О еже како в второе лето князь великий Иван Васильевичь всея Русии повеле быти на Москве святителем и Нилу, и Осифу, попов ради, иже дръжаху наложницы; паче же рещи — восхоте отъимати у святых цръквеи и у монастырей»

3) Третий — свидетельство Жития Иосифа Волоцкого, составленного Львом-Аникитой Филологом

4) «Письмо о нелюбках» иноков Кириллова и Иосифова монастырей

Собор принял решения, запрещавшие вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в совместных монастырях, а «святителям» взимать мзду за поставление священников.

В отношении же поземельных споров далеко не всё ясно. Соборного постановления по этому вопросу не обнаружено. Молчат об этом и летописи, нет упоминаний в других документах. Поэтому ряд историков вообще отрицают какие-либо прения по этому поводу на соборе и вообще в это время (А. И. Плигузов, Д. Островский).

Привычная схема, основанная на известном документе середины XVI века «Письмо о нелюбках», утверждает, что в конце собора произошёл спор между преподобными Нилом и Иосифом по вопросу о монастырском землевладении. По этой версии вопрос поднял преподобный Нил, поддержанный Белозерскими старцами. Иосиф Волоцкий смог аргументировано отстоять право монастырей иметь «сёла» и собор поддержал его. Однако другие известные источники противоречат этой версии.

Разгром московской ереси

Временем распространения ереси при дворе Ивана III можно считать после 1488 г., когда в "Москву устремились на беганье" еретики из Новгорода. В это время создаётся московский еретический кружок.

Курицын Федор Васильевич – посольский дьяк великого князя Ивана III Васильевича, один из идеологов новгородско-московской ереси. Глава московского еретического кружка.

Для московского кружка был характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путем образования, грамотности. Еретики поддерживали великокняжескую центральную власть, выступали за секуляризацию церковных земель.

Боязнь распространения еретических идей, нужда в поддержке со стороны церкви заставили великокняжескую власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с воинствующими церковниками.

Против еретиков объединились нестяжатели и иосифляне. Борьбу с ересью возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений; гонителем еретиков стал новгородский архиепископ Геннадий.

По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 годов сжигались и уничтожались книги еретиков. Решением собора 1504 г. приговорены к смертной казни и затем сожжены в срубе Иван Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, Некрас Рукавов. О судьбе других последователей ереси ничего не известно.

Агония московской ереси - страница истории России последних лет правления Ивана III. Но в то время государь был далек от практического управления страной. Вся власть сосредоточивалась в руках княжича Василия, которому в конце 1503 г. и завещал престол Иван III*. Постепенно сходили со сцены все видные деятели последних десятилетий правления его отца. Вскоре после смерти Софьи Палеолог умерла в январе 1505 г. в заточении Елена Волошанка, а в декабре - опальный архиепископ Геннадий. Не прошло и года после инквизиционного собора 1504 г., как 27 октября 1505 г. скончался и сам государь всея Руси Иван Васильевича.

Влияние московских вольнодумцев, и атмосферы религиозно-философских споров, и возросших гуманистических интересов сказалось в различных областях культуры. Искра, зажженная вольнодумцами, не угасла. На смену физически истребленному поколению еретиков конца XV - начала XVI в. в 20 - 30-е годы XVI в. пришли наследники их идей, продолжавшие в иных условиях борьбу с мертвящим воздействием церкви на русскую культуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.003 с.)