Характер.Формирование характера. Акцентуация характера. Способность и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер.Формирование характера. Акцентуация характера. Способность и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность.



психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Характер не является врождѐнным и неизменным свойством, он формируется после рождения человека. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека и происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Черты характера можно классифицировать на группы:

· черты, образующие психический склад личности (принципиальность, убеждѐнность, активность и др.);

· черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (честность, лживость, справедливость, общительность, замкнутость, вежливость, откровенность, скрытность и др.);

· черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, заносчивость, самоуверенность, самокритичность, застенчивость, обидчивость и др.);

· черты, выражающие отношение человека к труду (инициативность, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, др.).

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний называется акцентуацией характера. Акцентуированными считают черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера и в той или иной форме встречаются практически у всех людей. Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые, коммуникативные, мотивационные, инструментальные, первичные и вторичные.

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Быть одаренным означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся в творческих достижениях. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант проявляется, как правило, в раннем возрасте.

Гениальность – высший уровень развития способностей, выражающийся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гениальный человек достигает таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Для него характерны чрезвычайная творческая продуктивность и решительное преодоление устаревших норм и традиций.

Общение, его функции, структура, формы, виды и средства.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Структура общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения.

1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения:

1. Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами.

2. Побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.

3. Интегративная функция – функция объединения людей.

4. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.

5. Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.

6. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коорекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

7. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации.

8. Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения.

К средствам общения относятся:

9. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

10. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

11. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

12. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

13. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

14. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

15. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.84 (0.013 с.)