Заключительный этап: март – апрель 2021 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительный этап: март – апрель 2021 г.



1. Репетиции и представление фольклорного праздника «Ты откуда, русская, зародилась музыка» (09.04.2021, https://youtu.be/JH-WOFcqBwk).

2. После мероприятия дети рисовали свои впечатления от праздника – понравившиеся инструменты, героев русского фольклора, быт русских крестьян и т.д. (https://vk.com/muzic_shkatulka?z=album-27768532_278966715).

3. Параллельно с праздником проводился конкурс «Самодельный музыкальный инструмент» при участии детей, родителей, и педагогов ДОУ (01-16.04.2021 г., https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_402). В помощь родителям в сети интернет подобраны и выложены материалы о том, из каких материалов и какие инструменты можно сделать (https://vk.com/album-27768532_278567872, https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_405, https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_406, https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_407). Воспитанники и их семьи в совместной деятельности проявили свои таланты (см. альбом «Самодельный музыкальный инструмент», https://vk.com/album-27768532_278896152, и итоги конкурса https://vk.com/@muzic_shkatulka-podvedeny-itogi-konkursa-samodelnyi-muzykalnyi-instrument).

4. Произведены обобщение и систематизация полученных знаний, а также фиксирование полученных результатов (создание альбомов фотографий, таблиц, отчетов, обработка видеозаписи).


 

 

Перспективное планирование работы с детьми

 

№пп Дата Наименование мероприятия
1 4 неделя сентября Вводное занятие. Ложки. Рубель. Стиральная доска. Дрова. Шаркунки
2 2 неделя октября Бытовые предметы и музыка. Играем на стаканах. Как сочинять песню. Бутылофон
3 4 неделя октября Гусли. Баян. Садко – новгородский гусляр
4 2 неделя ноября Домра. Кто такие скоморохи
5 4 неделя ноября Гудок. Лук – первый струнный инструмент. Балалайка
6 4 неделя января Колокола и колокольчики. Бубенцы. Куранты. Шарманки и музыкальные шкатулки
7 2 неделя февраля Гармошка. Виды гармошек. Частушка. Гармонь в ВОВ.
8 4 неделя февраля Баян. Возможности. Сравнение с органом.
9 2 неделя марта Духовые. Рожок. Жалейка. Свирель. Кувиклы. Свистульки. Волынка
10 4 неделя марта Пила. Человек-оркестр. Закрепление. Викторина и загадки
11 2 неделя апреля Итоговое мероприятие «Ты откуда, русская, зародилась музыка»

 

План работы с родителями

 

Дата Мероприятие Форма работы
Сентябрь 2020 «Фольклорные досуги в ДОУ» Анкетирование https://vk.com/doc-27768532_591923125

Октябрь 2020

«Дрова» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_221 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_222
«Гусли» Былина «Садко» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_226 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_228 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_229 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_259 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_261 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_239 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_241

Ноябрь 2020

«Два веселых гуся» Мультфильм с использованием музыки песни https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_237
«Жихарка» Мультфильм по русской народной сказке в сопровождении русских народных инструментов https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_240
«Игра на бытовых предметах (бутылки, бокалы, стиральная доска)». Экспериментирование Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_245 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_250 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_266 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_267 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_260
«Сочиняем сами» Видеозапись фрагментов занятия https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_257
«Гудок и балалайка» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_264 https://vk.com/wall-27768532_265 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_269 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_270 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_268
Декабрь 2020 «Изготовление простейших музыкальных игрушек». «Человек-оркестр» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_293 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_303 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_326
Январь 2021 «Колокола» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_327 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_328 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_329 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_351 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_352 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_353 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_354
Февраль 2021 «Частушка»   Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_358 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_366
Март 2021 «Гармошка» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_387 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_388 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_389 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_390 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_392

Апрель 2021

«Духовые инструменты в русских народных сказках», «Народные сказки о музыке», «Игра на пиле» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/audios-27768532?section=playlists&z=audio_playlist776528_39562744 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_420 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_432
Конкурс поделок «Самодельный музыкальный инструмент» Наглядная информация на странице «Вконтакте» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_402 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_405 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_406 https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_407 https://vk.com/album-27768532_278896152 https://vk.com/@muzic_shkatulka-podvedeny-itogi-konkursa-samodelnyi-muzykalnyi-instrument
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» Итоговое мероприятие Подготовка костюмов детей, совместный домашний просмотр видеозаписи праздника https://vk.com/videos-27768532?section=album_2&z=video-27768532_456239086%2Fclub27768532%2Fpl_-27768532_2

Заключение

Знакомство с новыми тембрами музыкальных инструментов, как пассивное (в ходе восприятия), так и активное (в ходе исполнительской деятельности), призвано эффективно решать проблему отсутствия сформированного, богатого звукового сенсорного опыта у дошкольников. В старшем дошкольном возрасте звуковой сенсорный опыт становится для ребёнка средством самовыражения в игре, художественной деятельности, в познании. Дети учатся не только слушать, но и слышать. Чем богаче звуковой сенсорный опыт ребёнка, тем больше перспектив у него в развитии музыкальности и музыкальных способностей. В ходе проекта дети не только слушали звучание русских народных музыкальных инструментов и учились на них играть. Также они узнали, что первые музыкальные инструменты произошли от простых бытовых предметов: пилы, стиральной доски, рубеля (утюга), узнали некоторые особенности быта наших предков, и о том, как тесно была вплетена в этот быт музыка. Это повысило интерес к исполнительской музыкальной деятельности и к музыкальным занятиям в целом.

В работе широко использован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. На досуговых занятиях и в процессе НОД дети знакомились с русскими народными инструментами, в том числе изображенными на картинах художников, видеофрагментами, представляющими игру на этих инструментах, стихами, сказками и загадками про них. В группе в социальной сети «Вконтакте» выкладывались дополнительные материалы: передачи и их фрагменты об инструментах, с которыми дети знакомились на занятиях, интересные факты и изображения (см. План работы с родителями). Гусельная музыка была включена в режимные моменты – подготовки ко сну, релаксации (Кирилл Богомилов: Славянские гусли [канал YouTube]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCnNDvtXhQcHJoGUWouqC93Q).

Для закрепления знаний были созданы авторские игры для детей «Инструменты русского народного оркестра» по типу игры «Парочки» с помощью ресурса learningapps.org

https://learningapps.org/view18568019 (группа духовых инструментов)

https://learningapps.org/view18567924 (группа ударных инструментов)

https://learningapps.org/view18567700 (группа струнных инструментов)

https://learningapps.org/view18565631 (оркестр народных инструментов)

В процессе работы над проектом музыкальным руководителем освоены элементарные приемы игры на гуслях и балалайке. Эти инструменты часто были использованы в НОД, которая в связи с карантинными мероприятиями в этом году очень часто проходила в группах, где нет фортепиано, а не в музыкальном зале (https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_274, https://vk.com/videos-27768532?section=album_1&z=video-27768532_456239045%2Fclub27768532%2Fpl_-27768532_1). Для наглядности и соблюдения критерия полноты и достаточности приобретены музыкальные инструменты и игрушки: гармошки и балалайка, диатонический ксилофон (https://vk.com/lancie), различные свистульки (https://vk.com/musikids) и рожки, шаркунки (https://vk.com/sharkunok), музыкальные шарманки, хрустальные колокольчики и т.д. Самостоятельно изготовлен реквизит: муляж русского народного инструмента гудок (https://vk.com/photo-27768532_457239297), штоковые куклы птичек.

Материал по проекту проработан технологически, структурирован и оформлен. Обращение к персональной странице музыкального руководителя в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/muzic_shkatulka) позволит любому педагогу использовать в работе указанные в приложениях материалы: изображения (фотографии инструментов, картины художников с изображением инструментов и музыкантов, играющих на них), текстовые документы, разработанные для педагогов и родителей, видеофрагменты, отобранные по темам и содержащие большой объем аудиопримеров, аудиосказки по теме проекта, авторские интерактивные игры. Таким образом практическая значимость проекта велика, материала много и его можно использовать не только в ДОУ, но и в школе или в заведениях дополнительного образования.

Сценарий итогового мероприятия является авторским эксклюзивным материалом. В основу сценария легли скоморошьи и ярмарочные кричалки, частушки и стихи про русские народные инструменты, которые бережно собирались в интернете, в основном на сайтах, посвященных русской народной традиционной культуре (см. список использованных ресурсов). Материал занятий также полностью скомпонован автором проекта. Для наглядности к каждому занятию про русский народный инструмент сделан видеофильм в видеоредакторе Movavi с использованием иллюстраций картин художников, фотографий народных инструментов и видеофрагментов играющих на них музыкантов.

Выводы

Работа над проектом показала, что данная тема чрезвычайно актуальна и перспективна, более того, она востребована и нужна детям.

Дети с нетерпением ждали занятий, увлеченно расспрашивали о музыкальных инструментах, с удовольствием играли на них. Непосредственно диагностика не была запланирована и не проводилась документально, однако в процессе занятий повышение уровня образованности воспитанников в данной теме было достигнуто и это было видно в процессе занятий. Если в начале работы по теме даже балалайку узнавали не все, не говоря уже о других инструментах, то к апрелю уже многие не только знали названия, но и точно определяли, к какой группе инструмент относится: ударной, струнной, духовой или язычковой пневматической (язычковой клавишной). Также научились достаточно точно узнавать инструменты по звучанию. Освоили и закрепили приемы игры на рубеле, ложках простых и веерных, трещотках, бубенцах, бубне.

Ориентированность на личностное развитие заключалась в распределении более сложных партий и ролей более развитым ребятам. Например, игра на ксилофоне (не вошло в праздник, требовало дальнейшей проработки), выступление ложкарей, выразительное исполнение частушек; проработка в таком случае шла индивидуально и по подгруппам, что позволяло этим детям расти и двигаться дальше.

Рекомендации

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами необходимо продолжать и расширять. С этой темой обязательно нужно знакомить детей старшего возраста. Желательно расширять арсенал доступных музыкальных инструментов в саду. После снятия официальных ограничений, наложенных в связи с пандемией, запланировано провести совместное мероприятие, на котором дети и родители смогут сыграть в оркестре русских народных шумовых инструментов, а также изготовить своими руками несколько инструментов. Работу над данной темой планируется проводить ежегодно и систематически, постоянно пополняя материал.

Считаю, что предложенный проектный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.


 

Список литературы и электронных ресурсов

1. Бублей С.П. Детский оркестр: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений // Издание 2-е. Л., Музыка, 1989.

2. Бутылофон [Электронный ресурс] // Федор Григорьев. Музыка в стекле [Страница в социальной сети «Вконтакте» музыканта-исполнителя на бутылофоне Григорьева Ф.] URL: https://vk.com/butilophone

3. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975

4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976.

5. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. — СПб.: Алетейя, 2001.

6. Гармоника // Большая российская энциклопедия. Том 6. М., 2006.

7. Девятова Т.Н. Звук – волшебник. М.: Линка-Пресс, 2006.

8. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Методическое пособие с аудиоприложением // Выпуск II. СПб.: Лансье, 2019.

9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990.

10. Мир гуслей [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/guslivsemm

11. Музей забытой музыки [Электронный ресурс] // [Страница в социальной сети «Вконтакте» частного музея старинных русских народных музыкальных инструментов С.Плотникова в Воронеже] URL: https://vk.com/museum3music

12. Музыкальный словарь в рассказах / Сост. Л.В. Михеева. Москва, 1984.

13. Новгородский областной дом народного творчества [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/gbuknodnt53

14. Рытов Д.А. Домашний оркестр. М.: Полиграфиздат, 2007.

15. Рытов Д.А. Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия. Учебно-методическое пособие. СПб.: Композитор, 2011.

16. Обоева М. Свистульки // Народная игрушка России. От традиции к современности. Артпроект, 2015.

17. Оркестр из ничего как образ жизни [Электронный ресурс] // Хохрякова Г. [Страница в социальной сети «Вконтакте» члена ОРФ-общества Хохряковой Г.] URL: https://vk.com/club_vsyo_zvu4it

18. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа // Дошкольное воспитание. №7. 1999.

19. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. Том 1, вып. 2. М.-Л.: Государственное издательство, 1928.

20. Фольклорные инструменты Александры Шериной [Электронный ресурс] // [Страница в социальной сети «Вконтакте» Шериной А.] URL: https://vk.com/folk_instruments_of_sherina


 

Приложения

Приложение 1. Образец анкеты для родителей «Фольклорные досуги в ДОУ»

https://vk.com/doc-27768532_591923125

Приложение 2. Альбом «Русские народные музыкальные инструменты и музыканты»

https://vk.com/album-27768532_278896647

Приложение 3. Картотека загадок о русских народных музыкальных инструментах

https://vk.com/doc-27768532_591923191

Приложение 4. Рекомендации для воспитателей «Оснащение музыкального уголка и уголка по театрализованной деятельности в группе»

https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_385

Приложение 5. Подборка сказок о музыкальных инструментах

https://vk.com/audios27768532?section=playlists&z=audio_playlist776528_39562744

Приложение 6. Положение конкурса «Самодельный музыкальный инструмент»

https://vk.com/doc-27768532_591922750

Приложение 7. Сценарий фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка»

https://vk.com/doc-27768532_592648165

Приложение 8. Презентация к сценарию

https://vk.com/doc-27768532_592664183

Приложение 9. Видеозапись фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка»

https://youtu.be/JH-WOFcqBwk

Приложение 10. Альбом конкурса «Самодельный музыкальный инструмент»

https://vk.com/album-27768532_278896152

Приложение 11. Альбом детских рисунков

https://vk.com/album-27768532_278966715

Приложение 12. Авторские игры Н.Горячун для детей

«Инструменты русского народного оркестра»

https://learningapps.org/view18568019 (группа духовых инструментов)

https://learningapps.org/view18567924 (группа ударных инструментов)

https://learningapps.org/view18567700 (группа струнных инструментов)

https://learningapps.org/view18565631 (оркестр народных инструментов)

Приложение 13. Альбом видеофильмов и видеофрагментов

https://vk.com/videos-27768532?section=album_2

Приложение 14. Пример авторского видеофильма «Гармонь»

Видео к занятию по теме «Гармонь», созданного с помощью редактора Movavi (сделаны к каждому занятию).

https://youtu.be/KkX-mtQ_-Cw

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.049 с.)