О преподавании учебного предмета «Музыка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О преподавании учебного предмета «Музыка»



О преподавании учебного предмета «Музыка»

в общеобразовательных школах в 2006/2007 учебном году

На основании распоряжения департамента образования от 31.01.2006 №244/01-10 в целях реализации приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» предлагается организовать поэтапный переход на учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана 2004 г. и федерального компонента государственного стандарта общего образования. Переход всех общеобразовательных учреждений области на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта по образовательной области «Музыка» планируется осуществлять с 01.09.2006 в 1-х и 5-х классах поэтапно, а в 10-х классах - по мере готовности учреждений и по решению учредителя.

 

Особенности организации художественно-эстетического профиля в школе

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р) определена образовательная политика России переходного периода. Она ориентирована на индивидуализацию обучения и создание необходимых условий для социализации обучающихся. На основе положений данной концепции старшая школа ориентирована наотработку гибкой системы профилей и кооперацию с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Среди возможных профилей, обозначенных Федеральным базисным учебным планом, предусмотрен художественно-эстетический про филь. Для реализации художественно-эстетического профиля предлагается следующий примерный учебный план, который включает в себя учебные курсы трех типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные:

 

Учебные предметы

Число учебных часов в неделю

  10 класс 11 класс

I.Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык 1 1
Литература 3 3
Иностранный язык 3 3
Математика 4 4
История 2 2
Обществоведение (Включая экономику и право) 2 2
Естествознание 3 3
Физическая культура 2 2

II.Профильные общеобразовательные предметы

Мировая художественная культура 3 3
Профильные курсы искусства (выбираются образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки) 6 6

III.Элективные курсы

Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 5 5

IV.Региональный компонент

По усмотрению региона 2 2

 

Развитие художественно-эстетического профиля возможно, прежде всего, в тех школах, которые занимаются искусством с детьми по углубленным программам с раннего возраста. Это касается, в первую очередь музыкального искусства, хореографии, изобразительного искусства, разнообразных исполнительских специальностей:

· Музыка -   музыкальный фольклор, музыкально-инструментальное исполнительство, хоровое пение, сольное пение, электронные инструменты и т.д.;

· Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление книг, журналов, рекламы, сайта, одежды, жилища и пр., компьютерная графика и т.д.;

· Хореография - классический танец, бальный танец, народный танец, современный танец и пр.

Организация профильной подготовки старшеклассников возможна в 2 вариантах на основе кооперации общеобразовательной школы с разными учебными заведениями среднего и высшего образования:

· п ервый вариант - кооперация между общеобразовательной школой с углубленным изучением музыкального искусства и музыкально-педагогическим вузом (на основе договорных отношений);

· второй вариант - кооперация трех учебных заведений: учреждения дополнительного художественного образования детей, общеобразовательной школы (профильные классы), учреждения среднего специального педагогического образования (колледж) - подготовка ведется по специальности «Педагогика дополнительного образо­вания» (повышенный уровень), выпускникам присваивается квалификация педагога дополнительного образования в музыкальной области деятельности с дополнительной квалификацией, например, организатора детского вокально-хорового объединения.

При выборе первого варианта учебный план художественно-эстетического профиля может включать следующие дисциплины по профильным общеобразовательным предметам и элективным курсам:

Учебные предметы

Класс

Класс

1 четв. 2 четв. 3 четв. 4 четв. 1 четв. 2 четв. 3 четв. 4 четв.

Профильные общеобразовательные предметы (9+9)

Мировая художественная культура 3 3 3 3 3 3 3 3
Иностранный язык 1 1 1 1        
Отечественная история 1 1 1 1        
Русский язык и культура речи 1 1 1 1        
Философия         1 1 1 1
Математика и информатика 1 1 1 1        
Концепция современного естествознания         1 1 1 1
Общая психология. Экспериментальная психология             1 1
Введение в педагогическую профессию         1 1    
Возрастная анатомия, физиология и гигиена         1 1    
Основы медицинских знаний             1 1
Народное музыкальное творчество 1 1 1 1        
Сольфеджио 1 1 1 1 1 1 1 1

Элективные курсы (5+5)

Музыкальный инструмент 1 1 1 1 1 1 1 1
Хороведение и хоровая аранжировка           1 1 1
Хоровой класс и практическая работа с хором 2 2 2 2 2 1 1 1
Хоровое дирижирование 1 1 1 1 1 1 1 1
Сольное пение 1 1 1 1 1 1 1 1

Региональный компонент (2+2)

Музыкальный инструмент 1 1 1 1 1 1 1 1
Элективные курсы по специализации 1 1 1 1 1 1 1 1

 

В представленном учебном плане все 13 дисциплин профильных учебных курсов, а также 5 дисциплин элективных курсов школы являются предметами, которые реализуются на первом курсе музыкально-педагогического факультета вуза и их содержание обеспечивается вузовскими программами. Такая организация профильной подготовки предполагает по данным дисциплинам те формы контроля, которые установлены учебным планом вуза. Образовательные программы профильного обучения реализуются силами как школьных преподавателей при наличии у них необходимой квалификации, так и преподавателями вуза. Таким образом, на основе договорных отношений с вузом возможно осуществлять прием выпускников по договору на второй курс очного отделениямузыкально-педагогическогофакультета вуза, так как в рамках профильных и элективных курсов 10-11 классов обучающиеся изучают программы дисциплин первого курса вуза. Необходимо отметить, что непрерывная профессиональная подготовка обеспечивается специальными сквозными учебными планами и сопряженными программами, в которых учитывается преемственность содержания дисциплин всех его образовательных компонентов.

Для реализации представленного учебного плана по художественно-эстетическому профилю разработаны примерные программы по предмету «Музыка» (X —XI классы) /Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: «Искусство». — М.: Просвещение, 2002/

Для проведения специализированных курсов по музыке разрабатываются рабочие программы учителей на основе примерных программ. Эти программы должны включать в себя следующее содержание:


 

Название предмета или курса Рекомендуемые УМК и авторские программы Содержание примерной программы

Профильные общеобразовательные предметы

Народное музыкальное творчество (34 ч.) Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. – М.,1994 Фраенова Е. Русское народное музыкальное творчество. – М., 2000 Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. М.,1998 Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.,1977   Народное музыкальное творчество как сфера духовной культуры народа. Музыкальный фольклор как часть народной художественной культуры. Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства и народного музыкального творчества. Становление жанровой системы русского музыкального фольклора. Характеристика календарного цикла в русском музыкальном фольклоре. Основные жанры народного песенного и инструментального творчества. Значение основных средств выразительности в русской народной песне. Использование народных песен в творчестве русских композиторов. Музыкальный фольклор в контексте современной музыкальной культуры общества.
Сольфеджио. 10 класс (34 час.)   Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2. М., 1974, 1973. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991. Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть1. М.,1986. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., 1986. Лопатина И. Сборник диктантов. М.,1987. Русяева И. Одноголосные диктанты. Выпуск 2. М.,1984   Изучение теоретических основ музыки как путь постижения художественного смысла. Содержательный анализ музыкальных произведений. Элементарная теория музыки. Средства музыкальной выразительности: мелодия, различные типы мелодических движений; интервалы в пределах октавы; лад (тональности до 3 знаков); гармония (основные и побочные трезвучия с обращениями); ритм; регистр, динамика, штрихи. Анализ простейших музыкальных форм (период, 2-частная, 3-частная, рондо, вариации). Навыки сольфеджирования нотных примеров с анализом средств музыкальной выразительности. Запись простейших мелодических построений по памяти. Элементы дирижерской техники. Импровизация небольших мелодических построений.
Сольфеджио. 11 класс (34 час.)   Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2. М., 1974, 1973. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.,1991. Кириллова В, Попов В. Сольфеджио, часть 1. М.,1986. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., 1986. Лопатина И. Сборник диктантов. М..1987. Русяева И. Одноголосные диктанты. Выпуск 2. М.,1984    Музыкальная темперация и лад. Музыкальный склад: полифонический и гомофонно-гармонический. Лады народной музыки. Основы классической гармонии. Элементарное 2-голосие. Анализ музыкальных форм: сложная 3-частная, сонатная, циклические. Сольфеджирование 1-2-голосных произведений с аккомпанементом; гармонический анализ. Запись простейших мелодических построений по памяти. Применение навыков дирижирования. Опыты сочинения музыки и импровизация.

Элективные курсы

Музыкальный инструмент. 10 класс (68 час.) Репертуар для обучения игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон, гитара, клавишные синтезаторы и др.) по выбору педагога  Освоение технических навыков (гаммы, этюды, аккорды, двойные ноты, арпеджио и др.). Овладение основами разработки исполнительского плана (интерпретации) музыкального произведения. Исполнение полифонической музыки. Понятие звукового плана – мелодия и аккомпанемент, фон, звуковая перспектива и пр. Общее и различное в исполнении разных форм: сюит, вариаций, сонатного аллегро и др. Электронное музицирование (клавишные синтезаторы, студия компьютерной музыки): работа над фактурой, инструментовкой, параметрами звучания музыки.
Музыкальный инструмент. 11 класс (68 час.) Репертуар для обучения игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон, гитара, клавишные синтезаторы и др.) по выбору педагога. Самостоятельная разработка исполнительского плана. Сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений. Совершенствование навыков игры на инструменте. Электронное музицирование. Игра в ансамбле. Импровизация и элементарное сочинение, аккомпанирование хору и солистам. Создание фонограмм для музыкального оформления праздников, спектаклей.
Хоровой класс и практическая работа с хором. 10 класс (68 час.)   Репертуар (в репертуаре должны быть представлены произведения русской и зарубежной классики, образцы народной музыки и обработки, современная авторская песня) по выбору педагога. Ансамблевое и хоровое пение. Освоение основных вокально-хоровых навыков в процессе разучивания музыкальных произведений разных стилей и жанров. Работа над фразировкой и певческим дыханием, достижение кантилены в пении. Дикция и артикуляция. Разнообразие вокально-выразительных средств передачи музыкального образа. Вокально-хоровая деятельность (от разучивания до концертного выступления).
Хоровой класс и практическая работа с хором. Хороведение и хоровая аранжировка 11 класс (68 час.) Расширение репертуара (в репертуаре должны быть представлены произведения русской и зарубежной классики, образцы народной музыки и обработки, современная авторская песня) по выбору педагога. Ансамблевое и хоровое пение. Навыки аранжировки одноголосных произведений для хорового исполнения. Различные интерпретации музыкального образа в рамках поиска единства содержания и формы. Вокально-хоровая деятельность (от разучивания до концертного выступления).
Хоровое дирижирование 10-11 классы (68 час.)   Воробьева С.С. Программа элективного курса для профильного обучения «Основы хорового дирижирования» /Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль /Сост. Челышева Т.В. – М.: АПКиПРО,2004. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 1969. Багриновский М. Дирижерская техника рук. – М., 1947. Безбородова Л.А. Дирижирование. – М., 1990. Маталаев Л.Н.Основы дирижерской техники. – М., 1986. Ольхов К.А.Теоретические основы дирижерской техники. – Л., 1984. и др. Дирижирование как процесс управления коллективным исполнением. Функциональные группы движений. Элементы единичного дирижерского жеста и их соотношения. Освоение дирижерской сетки. Виды ауфтакта. Элементы техники дирижирования. Изучение и освоение различных приемов показа штрихов, динамических и агогических деталей. Работа с хоровой партитурой. Анализ музыкального произведения.
Сольное пение   Мячина И.П. Программа элективного курса для профильного обучения «Постановка голоса» / Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль /Сост. Челышева Т.В. – М.: АПКиПРО,2004. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 1968. Назаренко И. искусство пения. – М., 1966 и т.д. Репертуар (в репертуаре должны быть представлены произведения русской и зарубежной классики, образцы народной музыки) по выбору педагога. Пение как физиологический процесс. Работа артикуляционного аппарата, дыхание в пении, дикция. Классификация голосов, диапазоны, тембры. Развитие вокально-технических навыков певца. Гигиена голоса. Манеры формирования звучания (классическая, народная, эстрадная) Работа над песенным репертуаром (народные песни, романсы и арии русских и зарубежных композиторов).

 

О преподавании учебного предмета «Музыка»

в общеобразовательных школах в 2006/2007 учебном году

На основании распоряжения департамента образования от 31.01.2006 №244/01-10 в целях реализации приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» предлагается организовать поэтапный переход на учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана 2004 г. и федерального компонента государственного стандарта общего образования. Переход всех общеобразовательных учреждений области на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта по образовательной области «Музыка» планируется осуществлять с 01.09.2006 в 1-х и 5-х классах поэтапно, а в 10-х классах - по мере готовности учреждений и по решению учредителя.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.018 с.)