Политика Т. Живкова привела болгарскую экономику к кризису и резко ухудшила положение трудящихся. В стране появилась оппозиция. Велось наступление на ислам, запрещались мусульманские обряды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика Т. Живкова привела болгарскую экономику к кризису и резко ухудшила положение трудящихся. В стране появилась оппозиция. Велось наступление на ислам, запрещались мусульманские обряды.



В самой партии процветала коррупция. Культ Т. Живкова подрывал авторитет некогда популярной партии. По темпам роста экономики Болгария занимала первое место среди социалистических стран, но находилась на последнем месте среди развитых европейских стран.

14 В октябре 1991 г. были проведены всеобщие выборы согласно условиям новой конституции. СДС получила 34% голосов и 110 мест из 240 мест в парламенте, а БСП 33% голосов и 106 мест. Правительство возглавил Ф.Димитров, став первой некоммунистической администрацией за последние 46 лет. Желю Желев стал первым президентом, избранным прямым голосованием в январе 1992 г. Новая администрация СДС столкнулась с новыми проблемами.

На фоне происходящих бурных политических перемен продолжал углубляться кризис болгарской экономики. Сокращение производства, огромный внешний долг, необузданный рост инфляции – все это побудило новый кабинет министров приступить, наконец, к осуществлению радикальной экономической реформы. Либерализация цен, девальвация национальной валюты; обрушились на людей внезапно и явились настоящим шоком. Однако опрос общественного мнения показал, что экономическую реформу поддержало около 70% населения. Реформа предусматривает также изменение самой структуры экономики в соответствии с требованиями рынка: демонополизацию государственной структуры и приватизацию государственной собственности. В 1999 г. 4/5 госпредприятий были переведены в частный сектор. Таким образом, система социализма оказалась разрушенной. Изменилось даже название страны. Новое название - Республика Болгария - было закреплено в новой конституции, принятой Великим Народным собранием в июле 1991 г. Согласно принятой Конституции Болгария является парламентской республикой с однопалатным парламентом, состоящим из 240 членов, избираемым каждые четыре года всеобщим голосованием. Премьер-министр и кабинет, или совет министров, формируется из группы, завоевавшей большинство в Собрании. Президент государства, который одновременно является и командующим вооруженными силами, избирается на 5 лет в ходе выборов, проходящих в два тура. Кандидат в президенты должен достичь 40-летнего возраста и постоянно проживать в Болгарии на протяжении 5 лет до момента избрания. Разделение власти между законодательным, исполнительным и судебными органами контролируется Конституционным судом из 12 человек. В 1990-1995 гг. в Болгарии трижды проводились парламентские выборы, сменилось 6 правительств различной партийно-политической окраски. Эти смены руководства привели только к усилению экономического и политического кризиса, росту инфляции и к падению лева на международной бирже.

Сельское хозяйство играло важнейшую роль в экономике Болгарии. Даже в конце 80-х годов на долю аграрного сектора приходилось более 15% национального дохода и 30% экспорта. Одной из первоочередных задач Болгарии, стало проведение аграрной реформы. Социалисты предлагали раздать землю тем, кто ее обрабатывает, т.е. членам и работникам ТКЗХ и ГЗХ. А бывшим собственникам, владевшим землей в досоциалистический период и насильственно лишенным ее, предоставить соответствующую компенсацию. Но возобладала иная концепция – реституция, т.е. возвращение земли бывшим собственникам или их наследникам. В 1991 г. был принят закон о собственности и пользовании сельскохозяйственными землями. Право собственности на землю имеют только болгарские граждане и юридические лица, а нерезиденты могут приобретать право земельной собственности лишь в порядке наследования. В 1992 г. по закону ТКЗХ упразднялись. Вместо них создавались «ликвидационные советы», в задачу которых входило управление землей и всем остальным имуществом ТКЗХ до полного возвращения с/х угодий законным собственникам. К середине 1997 г. бывшие собственники и их наследники истребовали более 5 млн. га или 80% с/х земель. В октябре 1997 г. парламент страны принял новый пакет поправок о собственности и пользовании землями. 1/. Право собственности на землю получили болгарские юридические лица с иностранным участием. По конституции страны право земельной собственности могут иметь только болгарские граждане и юридические лица. 2/. Снимались многочисленные законодательные ограничения по продаже земли на внутреннем рынке. Теперь собственник мог продавать свою землю тому, кому пожелает, без какой бы то ни было очередности. 3/. Поправки подрывали возможность превращения новых сельскохозяйственных кооперативов в колхозы. К середине 1998 г. права собственности были восстановлены на большую часть сельскохозяйственных земель страны, почти на четверть земель оформлены соответствующие нотариальные акты.

В марте 2003 г. состоялся визит президента России В.Путина в Болгарию. Это был первый визит такого уровня в страну, которую когда-то называли 16-й республикой СССР. Официально он был приурочен к 125-й годовщине освобождения от османского ига. После периода русофобии, когда Россию винили во всех смертных грехах и бедах Болгарии, теперь в стране происходит поворот в сторону реальной оценки новых отношений. Россия может быть ведущим торговым и экономическим партнером. И ни ЕС, ни тем более НАТО не дадут ее курортам такого количества туристов, а фермерам – таких рынков сбыта. Состоялись переговоры В.Путина и президента Болгарии Георгия Пырванова. Самой прочной связью с Болгарией остаются нитки газопроводов и нефть. Россия в 2002 г. экспортировала энергосырья в Болгарию на 1,3 миллиарда долларов. Болгарский импорт, в основном сельхозпродукции, оценивается в 0,1 миллиарда. В ходе визита президента было подписано 9 крупных соглашений в сфере торговли, инвестиций, взаимодействия правоохранительных органов. “Газпром” готов вложить в газификацию почти 50 миллионов долларов, а само правительство России – выделить кредит на строительство новых газопроводов на 150 млн. долл.

Войдя в НАТО, Болгария стала стучаться в двери Евросоюза. В апреле 2005 г. она подписала договор о вступлении в ЕС. Таким образом, формальное последнее препятствие на пути включения в ЕС в 2007 г. снято. Однако за оставшееся время Болгария должна провести весьма существенные реформы. Документом определено, что государство должно провести масштабные антикоррупционные преобразования, усилить пограничные службы, реформировать суд и властные органы и привести систему государственных субсидий промышленности в соответствие с европейскими нормативами. Но, чтобы ее впустили в объединенную Европу, надо предварительно решить много проблем – экономических, социальных и много еще каких. Одной из самых острых остается цыганская. В почти 8-миллионной Болгарии цыган около 400 тысяч.

Пока что Болгария остает от самых бедных членов ЕС. ВВП Болгарии в пересчете на душу населения составляет 3255 долларов. Даже в Латвии – самом бедном государстве ЕС – этот показатель 8937 долларов. Средняя зарплата в стране составляет около 200 евро в месяц.

Итак, к 2007 году Болгария намерена стать полноправным членом Евросоюза. Но цыганская проблема тяжелым грузом висит на ее правительстве.

По национальному составу страна весьма пестра. Кроме болгар и цыган здесь живут турки, армяне, русские или русскоговорящие выходцы из бывшего СССР. Если взять, к примеру, турок, то они по сути уже вросли в болгарское общество. Здесь около 15 лет действует Движение за права и свободы, представляющее интересы почти миллиона этнических турок, и его депутаты заседают в Народном собрании (парламенте).

26 июня 2005 г. в Болгарии состоялись парламентские выборы. Либеральная партия премьер-министра Симеон Второй Сакскобургготский, не сумела повторить свой собственный триумф четырехлетней давности. Правящая коалиция набрала лишь 20% голосов. Победу одержала «Коалиция за Болгарию» во главе с социалистом С.Станишевым которые получили более 30% голосов. Третье место досталось Движение за права и свободы, представляющее интересы живущих в стране турок (8,5% населения). Не слишком приятным сюрпризом и для нынешних властей, и для оппозиции стало четвертое место националистов выступавших под лозунгом «Верните Болгарию болгарам!» и Прекратите цыганский геноцид болгар!». Партия под названием «Атака» появилась за два месяца до выборов и при этом набрала 8% (и это в стране, где лишь национальные меньшинства составляют 15% населения), станет еще одной проблемой для нового правительства. После выборов Народное собрание трижды безуспешно пыталось сформировать кабинет министров. И только в августе 2005 г. Народное собрание утвердило состав левоцентриского кабинета во главе с социалистом С.Станишевым. В коалиционный кабинет вошли БСП, бывшая правящая центриская партия экс-царя Симеона ІІ и Движение за права и свободы. Вместе они располагают 169 из 240 мест в парламенте.

12 июля 1991 года Болгария первой из постсоциалистических стран приняла новую конституцию, провозгласившую построение социального государства[113]. В октябре состоялись парламентские выборы, по итогам которых коалиционное правительство сформировали СДС, занявший первое место со 110 мандатами из 240, и Движение за права и свободы, представляющее интересы туркоязычных граждан (24 мандата). БСП заняла второе место со 106 депутатами[110].

В ходе аграрной реформы 1990-х годов земля была возвращена прежним владельцам и их наследникам, большинство которых уже переселились в города. Это привело к раздроблению земельных площадей на маленькие участки и резкому спаду сельскохозяйственного производства[114]. В 1991 году была осуществлена «шоковая терапия», потребительские цены взлетели в 5,7 раза. В 1990-е годы болгарская экономика переживала глубокий спад, который был обусловлен потерей прежних рынков сбыта, переориентацией на западные рынки при недостаточной конкурентоспособности болгарских товаров, наличием импорто- и энергоёмкого производства. Почти на четверть сократилось количество занятых в экономике. В конце 1996 — начале 1997 года во время финансового кризиса произошёл второй всплеск инфляции[115].

Выступления против цыган (2011)

Социальная нестабильность и кризисное состояние экономики обусловили частую смену правительственных кабинетов, с 1990 по 2014 год девять раз проводились парламентские выборы, из них пять раз досрочно. Было сформировано 16 составов правительства, общей чертой которых являлось более или менее выраженное стремление к либерализации экономики и ориентации на Запад во внешней политике. На парламентских выборах 19 апреля 1997 года победил получивший 137 депутатских мест правоцентристский блок «Объединенные демократические силы», главную роль в котором играл СДС. Правительство лидера СДС Ивана Костова, получившее в наследство экономику на грани полного развала, сумело в короткие сроки добиться политической, финансовой и макроэкономической стабилизации. Премьер-министр выступил с радикальной четырехлетней программой развития страны, конечной целью которой являлось вступление в ЕС и НАТО. С 1 июля 1997 года по рекомендации МВФ и Всемирного банка финансовая система Болгарии была взята под контроль «валютного совета», курс национальной валюты «привязали» к немецкой марке в соотношении 1 марка = 1000 левов (после деноминации в мае 1999 года 1 марка = 1 лев), а впоследствии к евро (1 евро = 1,95 левов). Жёсткая валютная политика остановила галопирующую инфляцию. Одним из первых шагов нового правительства явился запуск программы массовой приватизации, большинство убыточных предприятий было приватизировано или ликвидировано. Уже в 1998 году ВВП вырос на 3,5 %. Однако безработица, составившая в 2001 году 19 %, и коррупция в ходе приватизации привели к падению поддержки правящей коалиции[116].

На парламентских выборах 2001 года «Объединённым демократическим силам» достался 51 депутатский мандат, коалиции «За Болгарию» — 48 мандатов, половину мандатов получило Национальное движение за стабильность и подъём во главе с вернувшимся из эмиграции последним царём Симеоном II, который затем возглавил правительство. В мае 1999 года Болгария предоставила своё воздушное пространство авиации НАТО для нанесения ударов по Югославии[117].

29 марта 2004 года Болгария вступила в НАТО[118].

1 января 2007 года Болгария вступила в Европейский союз

15. Польский вопрос на Венском конгрессе (1814-15гг.)был одним из самых сложных. Польская политическая элита в 1813-1815 гг. однозначно выступала за российскую ориентацию. Александр I стремился объединить под своей властью польские земли и создать польское государство, желая таким образом укрепить российский плацдарм на Висле. Великие державы были решительно не согласны на восстановление Польского государства в границах 1772 г., поскольку это нарушило бы сложившееся европейское равновесие. После острых споров в мае 1815 г. удалось достигнуть компромисса. Из большей части территории Княжества Варшавского было создано Царство Польское. Другим польским государством становился Краков с окрестностями, оставаясь под опекой России, Австрийской империи и Пруссии. Монархия Габсбургов сохраняла Галицию, а Пруссия получила западную часть Княжества Варшавского, из которой образовалось Великое княжество Познанское.

Царство Польское в 1815 г. получило из рук российского монарха конституцию. Еще до окончания конгресса в мае им были подписаны “Основы конституции” Царства Польского, в подготовке которых основную роль сыграл А.Чарторыйский. В окончательный вариант, подписанный Александром I в Варшаве в конце 1815 г., были внесены поправки: Он не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет, на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с ней личной унией. Исполнительная власть тцеликом принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю.Зайончек. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть, согласно Конституции, разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение тридцати дней. Монарх обладал правом наложения вето на сеймовые решения. В качестве высшего правительственного органа создавался Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно Конституции, формировалось польское войско; административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке, провозглашалась неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военная служба должна была отбываться в пределах Царства Польского, то же самое касалось и тюремных наказаний.

В 1818 г.состоялся первый сейм, на котором Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. В целом депутаты вели себя вполне лояльно, но уже сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции - калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, удовлетворяло сложившееся положение вещей, но опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике царизма, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены Конституции.

Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика. Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены. Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев, сейм состоял из трех курий - рыцарской, т.е. шляхетской, городской и сельской. Сейм не имел никакой законодательной инициативы. До его сведения лишь доводились распоряжения прусского короля, касающиеся Княжества, по содержанию которых он мог высказывать свое мнение и подавать петиции. Сейм по существу не являлся органом национального самоуправления для польского населения в Пруссии. Большинство в сейме составляли лоялисты, меньшинство - либеральная оппозиция.

На протяжении 1815-1830 гг. не претерпело заметных изменений положение входившей в Габсбургскую монархию Западной Галиции. Некоторые уступки полякам были сделаны для того, чтобы в определенной степени нейтрализовать притягательную силу конституционного строя Царства Польского. Венский конгресс (1814-1815 гг.) на развалинах наполеоновской Европы создал новую систему, которая определила и территориальные границы Европы, остававшиеся практически неизменными вплоть до Первой мировой войны.

Польский вопрос на конгрессе был одним из самых сложных. Польская политическая элита в 1813-1815 гг. однозначно выступала за российскую ориентацию. Александр I - единственный в антинаполеоновской коалиции - стремился объединить под своей властью польские земли и создать польское государство, желая таким образом, вопреки всей Европе, укрепить российский плацдарм на Висле. К этому времени относятся многие внешние проявления симпатии российского монарха к полякам: посещение Т.Костюшко в Париже, назначение А.Чарторыйского своим советником в Вене, разрешение вернуться на родину входившим в состав наполеоновской армии польским частям с сохранением за ними права ношения оружия, обещания о присоединении к Польше восточных земель прежней Речи Посполитой и сохранении всех привилегий польской шляхты.

Великие державы были решительно не согласны на восстановление Польского государства в границах 1772 г., поскольку это нарушило бы сложившееся европейское равновесие. После острых споров в мае 1815 г. удалось достигнуть компромисса. Из большей части территории Княжества Варшавского было создано Царство Польское (127 тыс. кв. км. и 3,3 млн. жителей). Другим “вечно нейтральным” польским государством становился Краков с окрестностями (1164 кв. км. и около 100 тыс. жителей), оставаясь под опекой России, Австрийской империи и Пруссии. Монархия Габсбургов сохраняла Галицию, а Пруссия получила западную часть Княжества Варшавского, из которой образовалось Великое княжество Познанское (почти 26 тыс. кв. км. и 776 тыс. жителей). Было принято решение о свободном товарообороте на всей территории прежней Речи Посполитой, а три монарха обещали своим польским подданным создать институты, которые бы позволили “сохранить их народность”.

Царство Польское в 1815-1830 гг. Конституция 1815 г.

Созданное решениями Венского конгресса Царство Польское в 1815 г. получило из рук российского монарха конституцию. Еще до окончания конгресса в мае им были подписаны “Основы конституции” Царства Польского, в подготовке которых основную роль сыграл А.Чарторыйский. В окончательный вариант, подписанный Александром I в Варшаве в конце 1815 г., были внесены существенные поправки. Он не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет, на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с ней личной унией. Исполнительная власть, согласно Конституции, целиком принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю.Зайончек. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их функции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть, согласно Конституции, разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение тридцати дней. Монарх обладал правом наложения вето на сеймовые решения, что фактически сводило на нет их самостоятельность. В качестве высшего правительственного органа создавался Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно Конституции, формировалось польское войско; административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке, провозглашалась неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военная служба должна была отбываться в пределах Царства Польского, то же самое касалось и тюремных наказаний.

Конституция 1815 г. была одной из самых либеральных в Европе. Правом голоса в Царстве Польском обладали около 100 тыс. граждан, что превышало число пользовавшихся избирательным правом в бурбонской Франции. Однако чуть ли не с самого начала Конституция нарушалась как императором и правительством, так и чиновниками, которые от имени монарха контролировали польских подданных. Фактическим наместником стал командующий польской армией Великий князь Константин Павлович, а сенатор Н.Н.Новосильцев исполнял не предусмотренные конституцией функции императорского комиссара.

Вначале ситуация выглядела обнадеживающе. Польские имущие классы, опасавшиеся после поражения 1812 г. очередного конца польской государственности, получили автономное и либеральное Царство Польское. Александр I пользовался огромной симпатией поляков. Ограничения конституционных прав заметные масштабы приняли после 1820 г., когда государства Священного союза усилили репрессии против активизирующегося в Европе либерального и революционного движения.

В 1818 г. собрался первый сейм Царства Польского, на котором Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. В целом депутаты вели себя вполне лояльно, но уже сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции - калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, удовлетворяло сложившееся положение вещей, но опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике царизма, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены Конституции. Последующие события показали иллюзорность надежд поляков в первые годы существования Царства Польского.

С момента возникновения Царства Польского появилась, а в 20-е гг. набрала силу нелегальная оппозиция - тайные революционные и просветительские организации. Свою задачу они видели в воссоздании независимой Польши, а также в проведении антифеодальных преобразований и демократизации политического строя. Идейно-политические силы всех направлений объединяло стремление к восстановлению польских границ 1772 г. Общность цели, несмотря на расхождения в социально-политических программах различных течений, оказала влияние и на характер польского восстания 1830-1831 гг., в котором заметную роль сыграли соединения польской армии и легальные органы государственного управления.

 

Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика

Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре со всей силой испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены. Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев, сейм состоял из трех курий - рыцарской, т.е. шляхетской, городской и сельской. Сейм не имел никакой законодательной инициативы. До его сведения лишь доводились распоряжения прусского короля, касающиеся Княжества, по содержанию которых он мог высказывать свое мнение и подавать петиции. Сейм по существу не являлся органом национального самоуправления для польского населения в Пруссии. Большинство в сейме составляли лоялисты, меньшинство - либеральная оппозиция.

На протяжении 1815-1830 гг. не претерпело заметных изменений положение входившей в Габсбургскую монархию Западной Галиции. Некоторые уступки полякам были сделаны для того, чтобы в определенной степени нейтрализовать притягательную силу конституционного строя Царства Польского.

Выделялось положение Краковской республики. Она имела сейм и сенат. Но для избирателей и избирамых был введен довольно высокий имущественный или денежный ценз. Хотя Краковская республика являлась лишь формально независимым государством, тем не менее даже небольшая степень свободы, предоставленной “Вольному городу”, позволила ему стать важным центром национальной и культурной жизни польского народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.02 с.)