Виды народного декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов. Исторические центры ДПИ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды народного декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов. Исторические центры ДПИ.



В народном декоративно-прикладном искусстве используются следующие материалы: дерево, глина, металл, кость, пух, шерсть, мех, текстиль, камень, стекло, тесто.

По технике декоративно-прикладное искусство делится на следующие виды.

Резьба. Украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей. Применяется при работе с деревом, кам­нем, костью.

Роспись. Украшение наносится красящими веществами на под­готовленную поверхность (чаще всего деревянную или металличе­скую). Виды р о с п и с и: по дереву, по металлу, по ткани.

Вышивка выполняется иглами и различными по структуре и ха­рактеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: йо сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань выре­зается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различ­ными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволя­ет создавать объемные узоры на больших плоскостях). Вышивка вы­полняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшаемые с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, сте­клярус, пайетки.

Вязание предполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка.

Плетение относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бе­ресты, из лозы, из ниток (макраме), из бумаги.

Набойка используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки про­тягиваются через основу, создавая узор. Виды набойки: высокая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее), средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см), низкая (высота полот­на незначительная — 1 см и ниже). Другой признак — плотность. На основе этого признака выделяются следующие виды: плотная на­бойка, редкая, смешанная.

Литье используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в подготовленные формы.

Чеканка. Металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы.

Ковка — один из способов обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма.

Золочение — златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое.

Скань (филигрань) (от лат. проволока) представляет собой укра­шение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету.

Эмаль — это особый вид стекла, который окрашивают в различ­ные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металли­ческих изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с после­дующим обжигом изделия.

Чернь. На гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по опреде­ленным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, похожий на уголь.

Выдувание — техника, применяемая при работе со стеклом. Стек­ло, доведенное до жидкого состояния, в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия лю­бых форм.

Лепка — одна из распространенных техник в декоративно- прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игруш­ки, керамические изделия.

По назначению: Утварь. Мебель. Ткани, гобелены, ковры. Орудия труда. Оружие. Одежда и украшения. Игрушки. Кулинарные изделия.

По функциональной роли:

Практическое искусство связано с использованием изделий в хо­зяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.

Художественно-эстетическое, обусловленное реализацией эсте­тических потребностей человека.

Досуговое, направленное на удовлетворение потребности челове­ка (ребенка) в развлечениях и играх.

По технологии изготовления:

Автоматизированное. Изделия выполняются автоматически, по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.).

Смешанное. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.

Ручное. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделие индивидуально.

Народные промыслы. Художественные лаки. Так принято на­зывать небольшие изящные изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) и железные лакиро­ванные подносы (Жостово, Нижний Тагил) (см. цв. вклейку).

Резьба по дереву — художественная обработка дерева, самый распространенный вид народного декоративного искусства. Полу­чила распространение во многих областях. Различают несколько видов резьбы (рис. 10).

Роспись по дереву — художественная обработка дерева посред­ством нанесения рисунка красками с последующим закреплением красочного слоя. Распространена в различных регионах, но в каждом из них есть своя специфика.

Художественная обработка кости. Основные центры: Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Сергиев Посад, Абрамцево, Хотьково, Даге­стан, Магадан, Камчатка.

Игрушки. Народная игрушка, долгое время служившая предметом игры детей, сейчас — объект коллекционирования. Игрушки делят­ся на глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные.

Основные средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве цвет, форма, пропорция, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Народное декоративно-прикладное искусство — сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и до­ступное человеку с детства. Его миссия в воспитании эстетически развитой личности и развитии будущей культуры человечества осо­бенно ответственна.

Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство хранит и передает традиции народной педагогики, ко­торые направлены на развитие детского декоративного творче­ства.

Изучение традиционного декоративно-прикладного искусства началось сравнительно недавно. Первые публикации по материалам народного, в основном крестьянского, искусства относятся ко второй половине XIX века, когда наблюдался подъем интереса демократически настроенной прогрессивной части общества к памятникам русского народного творчества. В некоторых из этих работ о крестьянских производствах и ремеслах мало затрагивались вопросы собственно искусства, художественные ремесла рассматривались в них наравне с хозяйственными. И только основоположники искусствоведческой науки о народном искусстве - А.В. Бакушинский, B.C. Воронов, А.И. Некрасов, А.Б. Салтыков и др. - стали уделять значительное внимание не только отдельным видам декоративно-прикладного искусства, его художественным и техническим характеристикам, но и социальным и историческим аспектам этого феномена.

В тот же период появились и начали складываться первые собрания произведений народного искусства. Работы В.В. Стасова, посвященные вопросам народного искусства, сохраняют научную ценность до сегодняшнего дня. Они стали во многом основополагающими для дальнейших исследований в области художественного творчества. Стасов дал сравнительный анализ материалов, он был первым, кто по достоинству оценил памятники народного искусства и обратил внимание на их древнейшие истоки, на глубину их религиозно-мифологического содержания, явился одним из первых исследователей русского народного орнамента. Важным шагом в изучении культурного наследия русского народа явились работы Д.К. Зеленина. Он обратил внимание на содержание, внутренний смысл отдельных предметов художественного творчества, теснейшим образом связанного с духовной культурой народа, его обрядами, поверьями, традициями.

К числу первых исследований начала XX столетия относится работа И.Э. Грабаря, вошедшая в его многотомную «Историю русского искусства». Он дал общую широкую характеристику форм народного искусства от мелких бытовых вещей до деревянного зодчества. Работы B.C. Воронова дают целостное представление об особенностях народного искусства, его традиционности, устойчивости форм, декоративности оформления. B.C. Воронов подчеркивал роль коллектива в творческом процессе, отмечал глубокий смысл, содержательность отдельных художественных образов. Он наметил основную проблематику изучения народного искусства, различил понятия «народный» и «крестьянский» как схожие, но не вполне тождественные. В работе А.И. Некрасова «Русское народное искусство» четко прозвучала мысль о городских влияниях на деревню. Он выделил русский Север, указав на городскую направленность этой зоны по характеру художественных вкусов его населения. Работы Воронова и Некрасова определили пути исследования народного творчества, основные проблемы, включая теоретические, которые разрабатывалась последующими поколениями. Труды этих ученых - первые плодотворные попытки изучения народной художественной культуры, которые сейчас могут быть осмыслены как культурологические. Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.

О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.

На рубеже XVII-XVIII веков в России начинают складываться промыслы по производству продукции на продажу, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий. Народный промысел, в том числе и художественный,— это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу.

Искусство народных промыслов - Хохлома, городецкая роспись, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, скопинская керамика, северная устюжская чернь, искусство кружевоплетения, холмогорская резная кость и другие начинают новую жизнь. Большую роль в этом сыграли специальные постановления правительства.

В 1919 году был издан подписанный В.И. Лениным декрет «О мерах содействия кустарной и мелкой промышленности» (так в те времена называли народные промыслы).

В 20 - 30-е годы XX века повсеместно в тех областях и районах, где до революции существовали центры промыслового изготовления художественно оформленных бытовых изделий, возникли новые кооперативные промысловые артели.

Сороковые годы и первая половина 50-х годов проходят под знаком послевоенного возрождения предприятия народного хозяйства. Одновременно велась большая работа по восстановлению заглохших и забытых промыслов.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров- надомников.

14 августа 1968 года выходит постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов», в котором, в частности, подчеркивается важность воспитательной функции народного искусства, предлагается шире использовать его наследие на уроках труда и изобразительного искусства, а в школах, расположенных в районах распространения народных художественных промыслов, рекомендуется изучать характерные для них приемы художественной обработки материалов.

Особое значение для народных художественных промыслов имеет Постановление ЦК КПСС 1975 года, в котором специально сказано о необходимости всемерно содействовать творческой активности мастеров и художников и увеличению выпуска высококачественных изделий народных художественных промыслов, указывалось на актуальность широкой популяризации этого искусства.

Событием для художников и мастеров явилось принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.019 с.)