Детско-юношеский центр «Ярославич» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско-юношеский центр «Ярославич»



Детско-юношеский центр «Ярославич»

«Утверждаю»

Директор МОУДО

ДЮЦ «Ярославич»

____________Е.А. Дубовик

«____» __________2016 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучающий и творческий вокал»

срок реализации 6 лет

Адаптированная

для детей 7 – 18 лет

 

                                                                          Автор-составитель:

                                                                          Шарова Наталия Олеговна,

                                                                          педагог дополнительного

                                                                          образования,

                                                                          высшая квалификационная

                                                                          категория

 

г. Ярославль, 2016 год

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

 

2. Учебно-тематический план …………………………………………………6

   

3. Содержание изучаемого курса ………………………………………..........7

     

4. Методическое обеспечение …………………………………………………11

     

5. Список используемой литературы …………………………………………14 

 

6. Приложение «Мониторинг образовательных и воспитательных результатов»………………………………………………………………….15

 

                         

 

 

                       

Пояснительная записка

Программа «Обучающий и творческий вокал» (7-18 лет) является составной частью Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вокала» - 2 и 3 ступени обучения в объединении «Контрасты».

Это разновозрастное творческое объединение детей от 7-ми до 18-ти лет, проявляющих интерес к вокальному искусству и ко всему, что с ним связано.

Пение - одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса. Оно будет являться таковым при условии достижения высокого художественного уровня исполнения произведений учащимися. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, живого восприятия окружающей действительности, осмысления художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально - вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения.

Певческий голос детей – чистый сосуд, который нужно правильно наполнить и беречь. А это значит, что главная задача педагога – вокалиста - научить учащихся владеть своим голосом, ухаживать за ним и сохранять.

       Специфика местонахождения 3-го учебного здания МОУ ДОДЮЦ «Ярославич» и Объединения «Контрасты» (в посёлке городского типа) позволила объединить детей разного возраста в одном коллективе и в каждой группе. Это обеспечивает сохранение традиций, что важно в любом коллективе. Выработка правильного звучания значительно облегчается, становится в какой-то мере "механической" благодаря ярко выраженной у детей подражательной способности и постоянному звучанию правильно настраивающего сигнала (голосов старших) для младших.

Программа предусматривает обучение детей пению по двум направлениям:

1) обучающий;

2) творческий.

Группы формируются по уровню вокальной и общей музыкальной подготовки учащихся.

Программа реализуется в течение 6 лет. В неделю дети в общей сложности занимаются по 4 часа. Общее количество часов в год 144 часа.

Цель программы: обучение детей пению и развитие их певческих и общих музыкальных способностей.

Основные задачи:

  • привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;
  • сформировать основы правильного пения;
  • привить навыки работы в творческом коллективе.

Главный принцип «Учить учиться».

Формы и методы обучения

Основная форма обучения – учебное занятие.

На занятиях по пению используются следующие методы обучения:

  • музыкальный диалог
  • музыкально-дидактический диалог;
  • музыкально–ритмический диалог
  • диалог - беседа;
  • диалог - драматургия;
  • диалогическая импровизация.
  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • тактильный;
  • репродуктивный;
  • фонетический.

Содержание изучаемого курса

Тема 2. Закрепление понятия певческой установки.

2.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении, контроль за певческой установкой в процессе пения.

Анализ музыкальных произведений - умение применять теоретические знания.

Методическое обеспечение

 

Работа по формированию вокальных навыков ведется в опоре на следующие методические требования:

 - развитие слуха, слухового контроля, умение оценивать правильность выполнения каждого вокально-технического задания;

 - пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокальному слуха и выработке чистоты интонирования;

 - связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, которая обеспечивается пением упражнений по нотам;

 - предварительный показ и объяснение руководителем, демонстрация наглядных пособий;

 - сознательное усвоение исполнителями правил и способов выполнения упражнений;

 - чередование коллективного пения вокальных упражнений с индивидуальным.

 В вокальной работе с исполнителями можно выделить такие основные направления:

 - формирование индивидуальных певческих навыков;

 - ансамблевая работа (а` капелла в унисон, двухголосие);

 - пение под различный аккомпанемент;

 - импровизированное пение.

 Работа по формированию певческих навыков проводится комплексно: например, при отработке чёткой дикции одновременно уделяется внимание и чистоте интонирования, певческому дыханию и силе звука и др. Постепенно усложняются способы исполнения, техника, выразительные средства.

 Вокальные упражнения и распевки подбираются полезные в музыкальном и обучающем плане, тесситура рассчитана на обучающихся с различным диапазоном голоса. Это даёт возможность всем участвующим петь в удобном для каждого диапазоне (раньше или позже вступать и заканчивать).

Очень важным является закрепление вокальных навыков каждого обучающегося в ансамблевом пении, уравновешивания силы своего голоса с силой других исполнителей. Это значит, что ансамбль в отличие от соло предполагает общую певческую установку для всех исполнителей, четкость дикции, чистоту строя. Исполнители должны уметь одновременно вступать и заканчивать музыкальные фразы, держать равновесие голосов по силе звука, не заглушая и не выделяясь, а при поочередном проведении темы в различных вокальных партиях уступать свою тему другому голосу, ослабив звучание своей партии, слушать и ощущать красоту слияния голосов в гармоническом или полифоническом звучании.

 Музыкально-исполнительское творчество воспитанников развивается в определенной последовательности:

 - овладение вокальной партией (ознакомление с вокальной партией и ее пропевание с текстом, анализ фразировки, обозначение моментов вступления и взятия дыхания);

- самостоятельное изучение музыкального произведения и анализ работы над ним;

 - пение под аккомпанемент фортепиано.

 Обучающие задания проводятся с использованием разных типов аккомпанемента:

 - гармоническая поддержка;

 - унисон с вокальной партией;

 - чередование баса и аккорда;

 - аккордовая пульсация;

 - гармоническая фигурация;

 - аккомпанементы смешанного типа.

 Совмещение вокальной партии и аккомпанемента требует автоматизации исполнительских действий. Известно, что одной из главных причин нечистого интонирования является слабая координация между слуховыми представлениями и воспроизведением звука. В ансамбле значение чистоты интонирования еще больше возрастает. На это нужно обращать внимание на протяжении всего обучения с тем, чтобы научить певцов чувствовать малейшую интонационную неточность.

 Необходимым условием формирования вокальных навыков является целенаправленный отбор упражнений в различных стилях. Это способствует не только закреплению технических приемов, но и расширяет познания учащихся о мировой музыкальной культуре в целом.

 Особое внимание в вокальной подготовке следует уделять развитию навыков правильного исполнения штрихов и акцентов, имеющих важное значение в вокале. Учащиеся  должны овладеть не только основными динамическими оттенками, но и уметь сопоставлять звучание различной силы, постепенно и быстро ослабить или усилить его в соответствии с художественными задачами.

Без нюансировки исполнение кажется холодным, безликим, скучным, а при слишком обильном количестве штрихов и оттенков - безвкусным, вульгарным.

 Педагог  должен хорошо знать особенности развития голосов разных возрастных групп. Это необходимо для того, чтобы предъявляемые им требования соответствовали психофизиологическим возможностям детей.

В связи с тем, что в подростковом возрасте наступает мутация и затем послемутационный период, следует бережно относиться к голосам учащихся, соблюдать гигиенические правила и режим работы.

 У мальчиков 13-15 лет в связи с ростом гортани значительно увеличивается длина связок. Вследствие неравномерного роста резонаторных полостей происходит дискоординация работы голосового аппарата. Голос резко изменяется, отличается снижением диапазона. К концу мутации он понижается на октаву. Если процесс мутации происходит постепенно, занятие пением следует продолжать. При признаках сипоты, охриплости в разговоре или пении необходима консультация врача-отоларинголога.

 У девочек мутационный период проходит мягче, наблюдается увеличение гортани примерно на одну треть по сравнению с мальчиками. Резких изменений в певческом голосе не происходит, зато приобретается грудное звучание, и он становится сильным, увеличивается диапазон.

 У 17-и летних формирование голоса еще не заканчивается, однако по силе и диапазону он приближается к голосу взрослых. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы развить навыки переключения головного естественного звучания голоса на низкий, грудной регистр.

 Для сохранения голосового аппарата в здоровом состоянии обучающимся необходимо придерживаться определенных правил:

- на улице рекомендуется дышать через нос (это предохраняет связки от переохлаждения), громко не разговаривать и не петь.

- оберегать дыхательные пути не только от переохлаждения, но и от пыли, вредных запахов (дыма, краски), так как они могут вызвать раздражение слизистой оболочки дыхательных путей.

- целесообразно объяснить причины запрета курения, употребления алкогольных напитков.

- соблюдение определенного режима предохраняет голос от переутомления. Громкое и напряженное пение на слишком высоких или низких звуках также крайне вредно для юных исполнителей.

     - нерациональная певческая нагрузка, как и завышенной трудности певческий репертуар, разрушительным образом действует на неокрепшие голоса.

Приложение

Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

Мы останавливали секундомер только тогда, когда число вставших составляло либо половину группы, либо половину плюс один человек — при нечетном количестве участников. Лидером считался тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об

этом другим.

Снежинки

Инструкция: «Вам дано задание вырезать 20 новогодних снежинок. У вас имеется 3 пары ножниц и 7 листов бумаги. Начали!»

Мы заранее приготовили эти предметы. Секундомер останавливался, когда группа давала сигнал, что она выполнила задание, и мы убеждались, что снежинок 20 или больше, если же меньше — работа продолжалась. Лидер обязательно находился рядом с игровым столом и либо сам вырезал снежинки, следя за остальными, либо считал, сколько уже сделано, торопил и подбадривал других участников.

Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всем коллективом на конкурс. Вам надо поселиться в гостиницу по «комнатам» рядом так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальныечетырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

Мы останавливали секундомер, когда задание было выполнено и при этом никто не заявил, что его желание не учли. Лидером считался тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Настоящий лидер должен был обращать внимание на мнения других участников.

Кино

Инструкция: «Ваша группа идет на концерт. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

Мы заранее заготовили листочки бумаги с написанными на них цифрами.

Лидер или раздает «билеты» или выясняет, кто пойдет на концерт.

Собрание

Инструкция: «Представьте, что вам надо провести собрание, где будут обсуждаться важные для группы вопросы. Выберите голосованием председателя собрания. Начали!»

Как правило, предлагают выбрать того, кто пользуется авторитетом. Но лидером также может считаться тот, кто выдвинул предложение и скомандовал, чтобы подняли руки.

Пословица

Инструкция: «Вам необходимо сказать хором пословицу, которая точно характеризует вашу группу (команду, класс). Начали!»

Лидером считался тот, чье предложение было принято группой, и тот, кто дал команду говорить вместе; но также и те, кто высказывал предложение, но на него не обратили внимание.

Человечек

Инструкция: «Вы должны нарисовать на доске красивого человечка (все вместе — одного) с использованием самого малого числа элементов (линий,

кружочков и т. п.) и при условии, что каждый член группы примет участие в рисовании. Стирать нарисованное нельзя. Начали!»

Эксперимент можно проводить на классной доске или на листе бумаги.

Лидер следит за тем, все ли участвовали в выполнении задания; подсказывает, что рисовать, в какой очередности подходить к доске.

Алфавит

Инструкция: «В русском алфавите 33 буквы. Вам необходимо написать их все, без пропусков и повторений, на листочках бумаги (по одной букве на каждом листочке) и сложить их на столе столбиком по порядку, от «а» до «я», причем каждый из вас должен написать, как минимум, одну букву. Начали!»

Перед началом эксперимента мы положили на стол заготовленные заранее 33 одинаковых листочка бумаги размером 3х3 см. Секундомер останавливали только после того, как вы убедились, что порядок букв правилен.

Лидер распределял, кто какую букву будет писать, следит, чтобы не было пропусков и повторений.

Рассказ

Инструкция: «Все вместе придумайте рассказ на любую тему. Кто -_нибудь из вас первый начинает, второй продолжает и т. д., каждый должен сказать одно предложение. Начали!»

Лидер распределял очередность высказываний, торопит участников, подсказывает идеи.

Эстафета

Инструкция: «Вы разбиваетесь на «тройки» и устанавливаете очередность работы «троек». Первая «тройка» подходит к столу, остальные в это время отвернулись и не подслушивают, что там происходит.

Первая «тройка» получает в конверте карточку с изображенными музыкальными знаками; в течение одной минуты ее члены запоминают в точности, что там нарисовано, учитывая цвет, форму фигур, расположение и примерные размеры. Затем у них отбирают карточку, и они рисуют на листе бумаги то, что запомнили, совещаться можно только шепотом. После окончания работы первая «тройка» отходит в сторону и не вмешивается в ход выполнения задания.

Вторая «тройка» действует аналогично первой, только вместо первоначального рисунка ей предлагается тот, что нарисовала первая «тройка», третьей - то, что нарисовала вторая «тройка» и т. д., до последней «тройки». Начали!»

Перед началом задания мы заготовили несколько листов бумаги, цветные карандаши и карточку_- образец с музыкальными знаками: 9 фигур, расположенных по 3 в ряд.

В верхнем ряду мы расположили слева направо: коричневую восьмую, красную половинку и синюю четверть; в среднем ряду — зеленый скрипичный ключ, черные знаки форте и пиано, расположенные один под другим, и зеленый басовый ключ; в нижнем ряду - синяя шестнадцатая, желтый диез и красный бемоль; все знаки примерно одинакового размера. После того как очередная «тройка» заканчивала рисовать, мы помечали ее номер на обратной стороне листка.

В заключении, нами сравнивался полученный рисунок с первоначальным и выявлены допущенные ошибки. Было очень весело, как при игре в «испорченный телефон».

Лидер решал, кто в какой «тройке» будет работать. Причём в каждой «тройке» был свой лидер, он распределял роли — кто и что будет запоминать, кто и что рисовать и т. п.

Картинка

Инструкция: «Вам необходимо сложить музыкальную картинку, состоящую из отдельных кусочков. Начали!»

Были использованы пазлы, с изображением музыкального домика, где имелось множество одинаковых элементов.

Лидер проявлял свои качества, назначая участников задания, распределяя их функции, выдвигая идеи о наилучшем способе решения задачи, следя за временем и подбадривая участников, когда они затруднялись в выполнении задания, или даже хотели от него отказаться, а также и в конфликтной ситуации.

  1. Определение ценностно-ориентационного единства в детском музыкальном творческом коллективе (ЦОЕ) проводилось с помощью данных вопросов:

 1. Легко ли тебе общаться в коллективе?

 2. Любишь ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?

 3. Помогаешь ли ты детям коллектива?

 4. Обижают ли тебя в коллективе?

 5. С желанием ли ты сейчас посещаешь занятия?

 6. Было ли у тебя желание перейти в другой коллектив?

 Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда.

задание Затрачен-ное время Отмакси- мального Лидер Успеш-ность лидера (в баллах) Принятие-непринятие группой лидера (+ -) Конкурирует ли лидер с другими лидерами (+ -)
 1 образец Подъём  1мин  Анна Н.. 10 + -

 

Социометрический критерий

 

Диалогический критерий

Проводится наблюдение за организацией диалогического взаимодействия обучающихся в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе на занятиях по предметам. Определяется уровень свободы общения в группе, знание материала и умение его объяснить младшим детям, применеение знаний и умений на практике ведения занятия: сопровождение распевок на фо-но, работа с карточками, дирижирование, умение оценить исполнение песни другим обучающимся: чистота интонирования, ритмическая точность, смысловые и музыкальные вершины и т.д.

 

Диагностика по теории музыки проходит:

- в виде тестов на знание теоретических терминов;

- письменных работ по пройденному материалу;

- диктанта;

- определения на слух;

- игры на фортепиано изученного теоретического материала.

 

Детско-юношеский центр «Ярославич»

«Утверждаю»

Директор МОУДО

ДЮЦ «Ярославич»

____________Е.А. Дубовик

«____» __________2016 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучающий и творческий вокал»

срок реализации 6 лет

Адаптированная

для детей 7 – 18 лет

 

                                                                          Автор-составитель:

                                                                          Шарова Наталия Олеговна,

                                                                          педагог дополнительного

                                                                          образования,

                                                                          высшая квалификационная

                                                                          категория

 

г. Ярославль, 2016 год

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

 

2. Учебно-тематический план …………………………………………………6

   

3. Содержание изучаемого курса ………………………………………..........7

     

4. Методическое обеспечение …………………………………………………11

     

5. Список используемой литературы …………………………………………14 

 

6. Приложение «Мониторинг образовательных и воспитательных результатов»………………………………………………………………….15

 

                         

 

 

                       

Пояснительная записка

Программа «Обучающий и творческий вокал» (7-18 лет) является составной частью Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вокала» - 2 и 3 ступени обучения в объединении «Контрасты».

Это разновозрастное творческое объединение детей от 7-ми до 18-ти лет, проявляющих интерес к вокальному искусству и ко всему, что с ним связано.

Пение - одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса. Оно будет являться таковым при условии достижения высокого художественного уровня исполнения произведений учащимися. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, живого восприятия окружающей действительности, осмысления художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально - вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения.

Певческий голос детей – чистый сосуд, который нужно правильно наполнить и беречь. А это значит, что главная задача педагога – вокалиста - научить учащихся владеть своим голосом, ухаживать за ним и сохранять.

       Специфика местонахождения 3-го учебного здания МОУ ДОДЮЦ «Ярославич» и Объединения «Контрасты» (в посёлке городского типа) позволила объединить детей разного возраста в одном коллективе и в каждой группе. Это обеспечивает сохранение традиций, что важно в любом коллективе. Выработка правильного звучания значительно облегчается, становится в какой-то мере "механической" благодаря ярко выраженной у детей подражательной способности и постоянному звучанию правильно настраивающего сигнала (голосов старших) для младших.

Программа предусматривает обучение детей пению по двум направлениям:

1) обучающий;

2) творческий.

Группы формируются по уровню вокальной и общей музыкальной подготовки учащихся.

Программа реализуется в течение 6 лет. В неделю дети в общей сложности занимаются по 4 часа. Общее количество часов в год 144 часа.

Цель программы: обучение детей пению и развитие их певческих и общих музыкальных способностей.

Основные задачи:

  • привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;
  • сформировать основы правильного пения;
  • привить навыки работы в творческом коллективе.

Главный принцип «Учить учиться».

Формы и методы обучения

Основная форма обучения – учебное занятие.

На занятиях по пению используются следующие методы обучения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.092 с.)