Познание мира. Виды человеческих знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание мира. Виды человеческих знаний.



1. Важнейшими элементами общества являются социалъные институты (лат. — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

1) в воспроизводстве рода;

2) в безопасности и социальном порядке;

3) в средствах существования;

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) в решении духовных цроблем, поиске смысла жизни.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Характерными чертами социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятелыюсти удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;

5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятелыюсть данного института и осуществлять контроль за ней.

Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные.

Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и долж ностные лица.

Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей.

2. Познание можно определить как процесс деятелыюсти человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, в широком — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией

Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;

2) способа закрепления — понятийные, символические, художественнообразные;

3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знанйе, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематиче-ское знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действителыюети).

Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581_1626): «Знание — сила».

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)