Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навыки , над которыми работаем
■ умение дистанцироваться от себя, посмотреть на себя со стороны ш умение сказать о себе в метафорической форме Материалы: бумага, ручки, материалы для коллажа (камешки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, небольшие стеклянные предметы, кусочки дерева, ткани). Работа группы Разминка Предложите каждому участнику выбрать в комнате пространство, которое больше всего ему соответствует, с которым он чувствует какой-то резонанс. Можно сесть на пороге, у доски, в уголочке, в самом центре. Сначала ребята должны найти это место глазами, а потом его занять. Пусть они остаются в этом месте к началу следующего упражнения. Работа по теме занятия
Скажите ребятам: «Сейчас я предложу вам необычное задание. Возьмите лист бумаги и напишите письмо себе. Это могут быть просто размышления о жизни или советы о том, как справиться с проблемой, можно рассказать о том, чему научились здесь». Когда все закончат, продолжите: «Теперь следующее задание. Вы получили письмо. Прочитайте его как письмо самого близкого человека и подумайте, что бы вы могли написать в ответ». После окончания работы снова соберитесь в круг. Спросите ребят, всем ли удалось найти то самое место, которое ему соответствует? Как им работалось там? Что это за место, как его можно охарактеризовать? 325 Раздел 3 Что они чувствовали во время написания письма? Каково было получить письмо? Все ли написали, что было важно? Хотелось бы вам поделиться с кем-то из группы тем, что вы почувствовали или подумали?
Раздайте листы бумаги и предложите ребятам перечислить 10 качеств их характера — как положительных, так и отрицательных, а затем рядом с каждым качеством написать, чем оно полезно, для чего нужно и почему важно в их жизни. Например: активная — много чего успеваю сделать; трудолюбивая — хороню учусь и пр. После того как ребята напишут, для чего качества характера нужны в их жизни, можно в кругу обсудить, удалось ли каждому участнику увидеть в этом какие-то свои ценности. Ведь одно и то же качество характера можно использовать по-разному: я могу быть очень активна и много путешествовать (ценность узнавания нового) или много общаться с людьми (ценность отношений).
Поговорите о том, что отношение к характеру бывает разное, и сравнивать характер можно с разными вещами. Например, характер можно рассматривать как скрытый от меня самого клад или как часть моего тела — как руку, которой я учусь пользоваться. Или как костюм, который я могу поменять по настроению. Предложите ребятам придумать свои метафоры.
Скажите, что сейчас вы поговорите о характере как о кладе внутри нас. Ведь действительно наш характер всегда внутри нас, он дан нам от природы. Кто-то его раскрыл, кто-то — нет. Кроме того, наш характер — это всегда ценность, ресурс. В разных углах комнаты расставьте разные материалы. Мы предлагаем использовать камни, кусочки дерева, ракушки, кусочки ткани, стекла, металла, игрушки из киндер-сюрпризов или что-то еще. Предложите каждому участнику выбрать материалы, которые, как ему кажется, подходят для того, чтобы составить картинку его внутреннего мира, его характера.
Мы предлагаем для набора материалов каждому сделать небольшие кулечки из бумаги, но можно заранее попросить ребят принести коробки от обуви. Уделите внимание атмосфере таинственности — приглушите свет, до начала упражнения спрячьте материалы — накройте тканью, бумагой. Пусть для ребят это будет открытием, которое они сделают сами. 326 ШЁ Сценарии занятий Набранные материалы ребята раскладывают на листах бумаги, создавая коллаж «Мой характер». Когда все закончат, начните презентацию коллажей. Дайте возможность каждому желающему рассказать о своей работе; все остальные участники слушают, задают вопросы и говорят о чувствах, которые у них возникают. VD Очень важно, чтобы высказывания участников не были оценоч- ^^ ными, обидными, следите за этим! Заключительное обсуждение Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым интересным и важным сегодня? Что нового подростки узнали о себе, об окружающих, о теме? С каким чувством они уходят? Раздел 3 занятие 7 _________ Учимся ценить себя ___________ Цели: подведение итогов работы; обобщение опыта самопознания; закрепление позитивных эмоций в отношении себя за счет собственного опыта и обратной связи от других людей.
Навыки, над которыми работаем: ■ умение выражать симпатию ■ умение принимать комплименты ■ навык самоподдержки Материалы: бумага для «черновика» (тетрадные листы), бумага для «чистовика» (альбомные листы и листы ватмана), ножницы, ручки, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага. Работа группы Разминка Предложите ребятам по вашей команде изобразить телом скульптуру неуверенного человека. Затем подвигаться как неуверенный человек. После этого предложите показать скульптуру уверенного человека, подвигаться как уверенный человек и в этом состоянии вернуться на свои места. Т^Э Подростки часто путают уверенное поведение и агрессивное. ^*^ Если кто-то из ребят будет вести себя агрессивно, остановите действие и спросите у группы: действительно ли уверенный человек ведет себя так? Работа по теме занятия
Скажите ребятам: «У каждого из нас бывают минуты и дни, когда мы теряем веру в себя. В этот момент нам нужна помощь, какая-нибудь подсказка, напоминание о том, что каждому из нас на самом деле есть чем гордиться. Сегодня на занятии мы с вами попробуем сделать именно такую подсказку — на случай плохого настроения, потери уверенности в себе». Каждому участнику группы предлагается 328
Сценарии занятий вспомнить 5 вещей о себе, которыми он гордится (за которые он себя уважает, за которые может сказать себе «Молодец!»). Это могут быть как достижения, успехи, так и просто черты характера или что-то еще. Пусть участники запишут эти вещи на отдельном листке. На следующем этапе ребята по желанию подходят к кому-нибудь из участников (к кому считают нужным) и предлагают 5 позитивных утверждений, подходящих для этого человека. Пусть те, к кому подошли, запишут эти утверждения на другом листке, а если подошел еще один человек, то его утверждения надо записать на третьем листке. ^) Обратите внимание на тех ребят, к которым никто не подо-*• *^ шел. Обязательно подойдите к ним сами! Далее предложите ребятам собрать все листки, на которых записаны их качества - и те, что они сами про себя написали, и те, которые им высказали другие ребята. Затем предложите подумать, какие утверждения им больше всего нравятся. Пусть они возьмут новые листы и выпишут туда некоторые (или все) поддерживающие позитивные утверждения о себе. По желанию, можно что-то нарисовать и/или попросить, чтобы тебе нарисовали другие участники. Предложите оформить эти листы в книжку или склеить в один большой лист и оставить себе. Важно сделать так, чтобы самому подростку нравился результат, чтобы готовая книжка или плакат могли поддержать его в трудную минуту. Скажите ребятам: «В ходе работы по этой теме мы узнавали что-то новое о своих талантах. Предлагаю вам проверить, обладаем ли мы еще одним талантом — умеем ли мы говорить так, чтобы не показывать своих зубов? Сейчас мы по кругу будем задавать друг другу один и тот же вопрос соседу справа и давать на него одинаковый ответ. Я начну с себя». Ведущий спрашивает у соседа справа: «Скажите, вы не видели мисс Марпл?» — так, чтобы во время говорения зубы не были видны. Сидящий справа должен ответить: «Нет, я не видел мисс Марпл. Но я могу спросить у соседа», и задать вопрос дальше своему соседу справа. Говорить, не показывая зубов, можно несколькими способами — например, свернув губы трубочкой. Мы уверены, что группа подростков придумает свои многочисленные варианты. Все эти варианты выглядят забавно, поэтому обычно в группе это упражнение сопровождает веселый смех.
329 Раздел 3
Каждый участник обводит свою ладошку на листке бумаги. В центре пишет свое имя. Затем все одновременно передают «ладошки» по кругу соседу справа. Каждый, кто получает «ладошку» от соседа, вписывает одно положительное качество человека — «владельца» ладошки. После того как все напишут, по команде ведущего листочки передаются следующему соседу. Обратите внимание, что передача листов должна всегда происходить одновременно. Действие продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к своим владельцам. № Если у вас мало времени, а участников много, разбейте их на микрогруппы по шесть человек, так, чтобы в каждой ладошке появилось по 5 позитивных качеств. Заключительное обсуждение Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым интересным и важным сегодня? В завершение занятия подведите итоги темы. Напомните группе, какие упражнения вы выполнили за это время. Спросите у ребят, какой это для них был опыт, что нового они узнали, что получили в результате работы по этой теме? Что особенно запомнилось? Приложение к теме 8 Дополнительные материалы Эта тема может вызвать разный отклик у подростков в силу их личностных особенностей, ситуации в группе и т.п. Иногда требуется дополнительное время для обращения к какой-то теме или проживания определенного опыта. Случается, что какое-то занятие или упражнение не очень актуально или, наоборот, группа очень увлечена какой-то темой. Ниже мы предлагаем вам дополнительный материал для творческого подхода к сценарию, чтобы у вас была возможность сделать эту тему своей, подходящей именно вам и вашей группе. Мой ритм (10 мин) Каждый участник группы задает с помощью рук и ног свой собственный ритм, который затем повторяет вся группа. Поговорите с ребятами о том, что у каждого человека время — свое. Наверное, сами участники группы могут привести примеры, как по-разному разные люди воспринимают время. Например, выполняют какие-то дела дольше или быстрее, и пр. Мы предлагаем плавно вывести дискуссию на тему, кто с какой скоростью живет. Моя скорость (15 мин) Предложите ребятам пройти от одной стены зала до другой и вернуться на свое место так (той же походкой, с той же скоростью), как они обычно ходят, прислушаться к своим ощущениям.
После того как все вернулись, предложите пройти по тому же маршруту так, с той скоростью, которая, как им кажется, им соответствует. Обсудите в группе, есть ли отличия между первым и вторым вариантами, изменилась ли скорость движения. Обратили ли ребята внимание, как по-разному они ходили по сравнению с другими участниками группы? Есть ли что-то похожее в том, как они сейчас двигались в 331 Раздел 3 группе, с тем, как они обычно живут, проживают время? Как бы они описали свою скорость, на что это похоже? (Можно предложить группе взять примеры из мира животных — скорость улитки, черепахи, ягуара, слона,...) Рисунок «Мое время» (20 мин) Предложите каждому сделать рисунок «Мое время» и в символической форме изобразить, как он воспринимает время своей жизни. Вы можете предложить сделать не индивидуальный, а общий рисунок, в зависимости от того, что актуальнее для группы — глубокая внутренняя работа или тема отношений, сравнения, межгруппового взаимодействия. Мои имена (15 мин) Каждый участник группы пишет на отдельных листочках 5 или 7 вариантов своего имени (все, что можно придумать, даже такие варианты, какими его редко или никогда не называют). Все листочки перемешиваются в одной корзине (шляпе). Затем каждый участник подходит к корзине, вытаскивает чье-то имя и выкрикивает его, автор имени подходит и забирает свое имя. Задача каждого — собрать все свои имена. \D Скорее всего во время проведения этого упражнения в группе бу-**** дет очень шумно — это нормально, не пытайтесь установить тишину, потому что тогда может повыситься тревога каждого участника.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.016 с.) |