III. Двойная исключительность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Двойная исключительность



III. Двойная исключительность.

Сочетание высоких, иногда выдающихся способностей в одной области со слабыми способностями к отдельным аспектам школьного обучения является еще одним источником проблем одаренных детей, которых в зарубежной практике принято называть "дважды исключительные дети". Довольно распространенным вариантом двойной исключительности можно считать сочетание высоких интеллектуальных (математических, художественных) способностей с дислексией, обусловливающей неуспешность одаренного ребенка в чтении и/или письме. Одаренность таких детей часто не обнаруживается и не признается в школе, а неадекватность суждений об их интеллектуальных способностях, основанных на их низкой успеваемости, ведет к недооценке их потенциала, который остается скрытым и не получает условий для своей реализации.

IV. Перфекционизм

IV. Перфекционизм.

Несмотря на большое значение перфекционизма в развитии одаренности, он может служить одним из главных источников стресса, неудач и сильных переживаний одаренных детей. С одной стороны, перфекционизм побуждает одаренного ребенка к достижению высокого уровня развития и выполнения какой-то деятельности, а с другой - установление чрезмерно высоких стандартов может приводить к тяжелым переживаниям, эмоциональным срывам и страху неудачи, если эти стандарты не достигаются. Двойственный характер проявлений перфекционизма и его влияний на развитие личности одаренных детей обусловливает необходимость специального внимания к формированию стремления к совершенству у одаренных детей как со стороны родителей (законных представителей), так и педагогов, психологов и всех участников общеобразовательных отношений.

Особенности психического развития одаренных детей, а также проблемы, возникающие в обучении, развитии эмоционально-волевой и личностной сферы, социализации и профессиональном самоопределении, служат достаточным основанием для признания необходимости организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школьном обучении. Эту задачу может решать психологическая служба в школе, в которой обучаются одаренные дети.

Реализация программ адресной психологической помощи детям

Целевых групп

В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения целевых групп определяются конкретные формы и содержание работы педагога-психолога: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, психологическое консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учетом вышеуказанных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей детей целевых групп.

В структуру психолого-педагогической программы рекомендуется включать общую информацию о ее реализации, подтверждение обоснованности программы, а также сценарии проведения занятий с приложениями (раздаточный, стимульный материал) <9>.

1. Общая информация о коррекционно-развивающей, просветительской, развивающей, профилактической программе или образовательном (социально-психологическом) проекте, как правило, содержит описание следующих разделов:

- наименование и направленность программы,

- информация о разработчике(-ках), участниках и о месте реализации программы - организации (название, сайт, телефон, электронная почта, руководитель, контактное лицо),

- описание целей и задач, на решение которых направлена программа,

- целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей,

- методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы,

- описание основных этапов реализации программы,

- описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы, и иных требований (технических, материальных),

- ожидаемые результаты реализации программы,

- факторы, влияющие на достижение результатов программы,

- сведения об апробации программы.

Порядок описания обоснованности программы подразумевает:

- Наличие критериев оценки достижения планируемых результатов реализации практики;

- Содержание обратной связи от участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), детей об удовлетворенности качеством психолого-педагогической помощи и поддержки посредством определения достижения основных задач адресной помощи;

- Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы (например, характер и динамика социальных изменений в ситуации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, и их семей после реализации программы);

- Результаты внешней профессиональной экспертизы программы;

- Описание инструментов сбора данных достижении практикой социальных результатов.

Соблюдение требований к структуре программы позволит специалистам обосновывать те или иные действия в рамках практической работы с обучающимися <6>. Программа имеет название и указание на авторство; рекомендуется предусмотреть обоснование программы, описание актуальной ситуации и практических запросов; в программе необходимо сформулировать цель и задачи, при этом важно, чтобы цель определялась как образ конечного результата, ресурс, который будет сформирован у обучающегося, его семьи (без использования отрицательных формулировок); желательно, чтобы в программе была описана теоретическая модель того или тех феноменов, которые являются "мишенями воздействия" (этот раздел имеет принципиальное значение для формулирования задач программы); целесообразно указание на целевую группу или целевые группы, являющиеся ключевыми участниками программы; важно определить длительность программы, ее объем в часах, количество и продолжительность занятий, их формы, а также принципы комплектования групп (количество человек, возраст, пол и т.п.), если программа подразумевает различные групповые форматы работы; важно на этапе разработки программы продумать, какая методическая и материально-техническая база нужна для ее реализации и воплощения (например, бланки методик, оборудование и т.п.); структурируются этапы и блоки программы, что обычно делается в форме тематического плана; целесообразно представить методические рекомендации по реализации программы; описание занятий, включающее в себя формулирование тем и целей занятий, методов, которые планируется использовать в ходе занятий, оборудования, которое необходимо на тех или иных занятиях (в том числе бланки диагностических методик, дидактический и раздаточный материал и т.п.); планы занятий и описание хода занятия (описание игр и упражнений, которые планируется использовать, текст лекции или сообщения, если они планируются и т.п.); в отдельном разделе программы желательно описать, каким образом будет оцениваться эффективность программы на основе доказательного подхода (например, через экспертные оценки, анализ отзывов клиентов, результаты мониторинга и т.д.); в конце программы приводится список использованной литературы.

При реализации психолого-педагогических программ для детей целевых групп рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку родителей (законных представителей). Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся возможно исключительно с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

При проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми в рамках реализации программ адресной психологической помощи важно руководствоваться установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями <12>.

При разработке программ адресной психологической помощи детям целевых групп целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Программа адресной помощи обучающимся целевой группы "Нормотипичные обучающиеся: дети и подростки с нормативного кризисом" может включать в качестве основных направлений:

- развивающие психолого-педагогические программы, включающие развитие метапредметных и личностных результатов освоения ОП;

- просветительские, профилактические психолого-педагогические программы, включающие эмоциональную, мотивационно-смысловую, межличностную и коммуникативную сферы жизнедеятельности обучающихся.

Поскольку условия внедрения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО предполагают активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности обучающихся, важной задачей реализации программ будет являться максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников, содействие формированию психологического здоровья личности обучающихся <8>. В этом контексте ключевую роль будет играть создание развивающего характера образовательной среды, а также реализация условий личностно-эмоциональной защищенности ее участников. Таким условиям соответствует модель психологической безопасности образовательной среды.

Данную модель рекомендуется использовать в целях разработки психолого-педагогических программ сопровождения обучающихся, программ воспитания и социализации, а также осуществления психологической экспертизы и мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Программа адресной помощи обучающимся данной целевой группы может строиться на принципах формирования психологической безопасности личности и психологически безопасной образовательной среды.

Рекомендации по оказанию адресной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, обобщены и систематизированы в рекомендациях "Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся".

Реализация программ адресной помощи обучающимся данной целевой группы может включать в качестве основных направлений:

Программы повышения мотивации обучающихся, в том числе создание условий индивидуализации образовательного процесса, приведения его в соответствие с возможностями и особенностями обучающихся, с их интересами, с ориентацией на зону ближайшего развития, на инициацию и укрепление субъектной позиции по отношению к учебной деятельности.

С целью реализации данного направления адресной помощи осуществляются:

- комплексный анализ школьной ситуации обучающихся и образовательного процесса по запросу учителей;

- организация консультативной помощи учителям, стремящимся перестроить свою работу с учениками (по запросу);

- организация индивидуальной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, направленной, в том числе, на повышение учебной мотивации;

- исследование семейного аспекта снижения учебной мотивации и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Программы, направленные на повышение школьного благополучия, в том числе, снижение уровня личностной тревожности обучающихся; общей тревожности в школе, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, проблем и страхов в отношениях с учителями.

Реализация данного направления адресной помощи призвано содействовать:

- повышению уровня психологической компетентности учителей,

- развитию психолого-педагогической грамотности, культуры педагогического общения,

- формированию навыков конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций,

- овладению способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.018 с.)