Функционирования психологических служб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирования психологических служб



В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Методические рекомендации подготовлены рабочей группой в составе:

Рубцов В.В. (руководитель), Сергоманов П.А. (соруководитель), Леонова О.И. (ответственный секретарь), Абушкин Б.М., Алехина С.В., Банников С.Г., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Делибалт В.В., Драганова О.А., Дубровина И.В., Егоренко Т.А., Егорова М.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Исаев Е.И., Клюева Т.Н., Лавриненко О.А., Лобанова А.В., Марголис А.А., Пахальян В.Э., Романова Е.С., Ослон В.Н., Сафронова М.А., Семья Г.В., Сорокова М.Г., Чиркина Р.В., Шарабарина О.Д., Шведовская А.А., Шумакова Н.Б.

 

ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

 

(подробно см. приложение 5. Глоссарий)

 

АОП - адаптированная образовательная программа

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

ОП - образовательная программа

ПС - профессиональный стандарт педагога-психолога

ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ФГОС НОО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

ФГОС ООО - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

ФГОС СОО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

ФГОС СПО - Федеральные государственные образовательные среднего профессионального образования

ФГОС НОО ОВЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ОО - образовательная организация

ООП - основная образовательная программа

КДНиЗП - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел

ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут

ИПМС - индивидуальный план межведомственного сопровождения

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации (абилитации)

Мк - межведомственный консилиум

МКБ - Международная классификация болезней

МПС - муниципальные психологические службы

МСЭ - медико-социальная экспертиза

ППк - психолого-педагогический консилиум

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

СПС - службы психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования

ТПМПК - территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

ППМС-центр - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

УУД - универсальные учебные действия

ЦОС - цифровая образовательная среда

Психологическая служба общеобразовательной организации - организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов. В структуру психологической службы могут входить педагог-психолог или несколько педагогов-психологов общеобразовательной организации, социальный педагог, учитель-логопед, дефектолог.

Психологическая служба субъекта Российской Федерации - организационная структура, действующая в соответствии с Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, объединяющая специалистов учреждений системы образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказывающих психологическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, родителям (законным представителям), педагогам.

Психологическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Федерального закона об образовании, а также профессиональным стандартом и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности в условиях общеобразовательных организаций.

Психолого-педагогическая программа - инструмент психологической службы общеобразовательной организации, имеющий комплексный характер, разрабатываемый и применяемый для преодоления конкретных проблем целевых групп обучающихся, предупреждения психологического неблагополучия и стимулирования развития личности в условиях общеобразовательных организаций.

Программа адресной психологической помощи (поддержки) - целевая (персонифицированная) последовательность мер и/или мероприятий психологической службы в общеобразовательных организациях, направленная на психологическую помощь определенной целевой группе обучающихся.

Целевая группа - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в отношении которых осуществляются различные виды и формы психологической помощи.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  • Актуальность
  • Назначение и структура методических рекомендаций

Актуальность

Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед общеобразовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы общеобразовательной организации с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.

Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение категорий детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.

В этой связи функционирование психологической службы любой образовательной организации обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.

Опыт реализации Концепции развития психологической службы в системе образования на период до 2025 года, положительный опыт региональных практик указывают на ряд актуальных задач, без решения которых невозможно обеспечить эффективную деятельность психологических служб в образовательных организациях. К ним следует отнести:

- обоснование целей профессиональной деятельности педагога-психолога в общеобразовательных организациях, типовых профессиональных задач и способов их решения;

- обеспечение требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС ОО;

- разработку психолого-педагогических программ, регламентирующих цели, содержание и основные профессиональные задачи педагога-психолога в рамках реализации ООП;

- разработку и обоснование сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога и института сертифицированного пользователя;

- содействие совершенствованию оказания психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений психологическими службами образовательных организаций и ППМС-центрами;

- системную работу по преодолению дефицита компетенций у значительного количества педагогов-психологов в решении профессиональных задач, связанных с реализацией действующих ФГОС ОО;

- формирование у специалистов компетенций, обеспечивающих возможность профессионально работать в межведомственной и междисциплинарной команде.

В методических рекомендациях оформлены предложения по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов. Рекомендации созданы с опорой на работающие модели и лучшие практики взаимодействия психологических служб с педагогами, а также ППк, ППМС-центрами в вопросах выявления и преодоления трудностей в обучении, индивидуализации обучения целевых групп обучающихся (детей и подростков), нуждающихся в дополнительной помощи взрослых.

 

Назначение и структура методических рекомендаций

Методические рекомендации по функционированию психологических служб в общеобразовательных организациях определяют примерные направления деятельности психологических служб в общеобразовательных организациях и педагога-психолога общеобразовательной организации, как ключевой фигуры психологической службы, соответствующие требованиям нормативных правовых документов в сфере образования: Федерального закона об образовании; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО), в том числе требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ;

профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Методические рекомендации опираются на результаты работы регионов, имеющих значительный опыт реализации практик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а также лучших практик реализации психолого-педагогических программ в образовательном процессе, соответствующих нормативно-правовым требованиями принципам доказательности. Доказательный подход рассматривается как основной принцип организации профессиональной деятельности педагога-психолога, основной метод выявления и тиражирования лучших социальных практик работы с проблемами и вызовами школьного детства, формирования на этой базе реестра методик и программ психологической работы в условиях образовательных организаций.

Методические рекомендации содержат конкретные предложения для педагогов-психологов, специалистов, курирующих их работу, руководителей общеобразовательных организаций по решению задач оказания психологической помощи обучающимся, а также научно обоснованные рекомендации по повышению качества образования в условиях меняющегося детства.

Рекомендации включают следующие основные разделы:

Описание целевых групп детей и программ оказания им адресной психологической помощи, реализуемых психологическими службами общеобразовательной организации, педагогами-психологами в школах, ожидаемых результатов работы, а также прав и полномочий педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Описание работающих моделей психологических служб в субъектах Российской Федерации, включая описание взаимодействия юридических лиц в системе управления образованием в регионе (ПМПК, ППМС-центрами, методическими объединениями, профессиональными сообществами, КДНиЗП) в связи с оказанием психологической помощи обучающимся.

Цели, задачи и особенности организации психологической службы в общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса (включая взаимодействие с педагогическим коллективом/классными руководителями, администрацией, работу школьного консилиума).

Открытый реестр рекомендуемых программ психологической помощи, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в школе.

Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в школе.

Рекомендации адресованы представителям органов исполнительной власти в сфере образования, курирующим вопросы организации и развития психологической службы субъектов Российской Федерации, специалистам методических служб (организаций), обеспечивающих организационно-методическое и научно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, руководителям общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы общего образования, а также педагогам-психологам и специалистам психологических служб общеобразовательных организаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.019 с.)