Виды организации исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды организации исполнительной власти в субъектах Российской Федерации



 

Исполнительная власть в субъектах РФ строится по определенной структуре, как любое территориально - государственное образование.

Структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях[35].

Если мы говорим о субъектах РФ, то подразумеваем, что должна существовать устойчивая и целостная система государственных органов, на которые законом возлагаются функции по социально - экономическому развитию определенной территории. Конституция Российской Федерации (а именно ст.77) гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Здесь речь идет о Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает такую систему исполнительной власти, которую возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (ст. 17).

Но если мы говорим в персональном контексте, тогда это высшее должностное лицо или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти. Указанные лица приравниваются по статусу и полномочиям.

Получается, что Федеральный закон разрешает субъекту РФ выбрать один из двух способов формирования структуры исполнительной власти, который он (субъект) должен закрепить в своей конституции (или уставе). Оба способа довольно широко распространены на практике во многих государствах.

Итак, в первом случае высшее должностное лицо (губернатор, глава) – это высший исполнительный орган государственной власти, который руководит иными органами исполнительной власти на основе принципа единоначалия. Во втором же случае в качестве высшего исполнительного органа выступает специальный орган (в лице правительства, кабинета министров), который руководит иными исполнительными органами на основе принципа коллегиальности. Решения принимаются соответственно единолично и коллегиально (т.е. после обсуждения с членами высшего исполнительного органа).

Однако можно заметить следующую тенденцию, пришедшую из советских времен: вместе с высшим должностным лицом в структуре органов исполнительной власти, образуются правительства (кабинеты министров) во главе с председателями (премьер - министрами, главами и пр.), которые руководят другими исполнительными органами. К слову, такие правительства стали формироваться весьма своеобразно. Например, в некоторых субъектах есть правительство, но нет заместителей председателя правительства и министров, в других - нет министров, руководители органов именуются двояко министрами – членами правительства, заместители губернатора – заместители председателя правительства. Число заместителей председателя правительства может достигать 15 человек. В некоторых случаях правительство стало именоваться в конституциях (уставах) высшим органом исполнительной власти субъекта. В результате получается два высших органа государственной власти: глава субъекта и правительство.

Как итог происходит смешение полномочий, трудно понять, кто за что отвечает. Даже анализируя название «высший исполнительный орган власти», приходим к выводу, что иерархической структуре выше его уже не должно быть другой властной единицы, располагающей такими же или схожими полномочиями. На практике, как правило, такое правительство действует по поручениям губернатора, главы субъекта, т.е. оно в целом не самостоятельно.

Можно возразить, аргументировав тем, что такая структура закреплена в конституции субъекта или законе субъекта РФ. Но в таком случае ведь получается разногласие с Федеральным законом № 184 - ФЗ.

Учитывая выше сказанное, можно прийти к следующим выводам.

Во - первых, в субъектах РФ, где исполнительная власть структурирована по схеме: глава области (края), администрация области (края), департаменты, комитеты, управления, агентства и т. д. – система в целом соответствует законодательству и общепринятой практике. Возможен и такой вариант: когда правительство - высший исполнительный орган власти, а его председатель – одновременно высшее должностное лицо субъекта.

Во - вторых, в субъектах РФ, где исполнительная власть построена по схеме: глава субъекта, правительство во главе с руководителем субъекта, министерства (по основным отраслям и функциям), иные органы исполнительной власти (департаменты, комитеты, инспекции, службы и др.), тоже можно согласиться с тем, что эта структура правомерна и обоснованна, поскольку: 1) решение правительства подписывается главой субъекта, который берет на себя ответственность за его реализацию; 2) учитывается то обстоятельство, что решение правительства предварительно обсуждается коллегиально.

В - третьих, в тех субъектах РФ, где вместе с главой субъекта действует отдельное правительство, которое возглавляется председателем, вице - губернатором, премьер - министром (не главой субъекта), и при этом именуется высшим органом исполнительной власти, эта схема не может считаться соответствующей законодательству РФ.

В нашей стране на уровне федерации установилась довольно устойчивая структура органов исполнительной власти: правительство, министерства, федеральные службы, федеральные агентства со свойственными им полномочиями. Исходя из этого, можно смоделировать схему управления и в субъектах РФ: глава субъекта, правительство как орган общей компетенции (не высший орган), председатель, глава субъекта, заместители председателя не более 5–6, в т. ч. 1–2 первых заместителя, министры, руководители департаментов.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) имеет следующие полномочия:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо от­клоняет законы, принятые законодательным органом государ­ственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государствен­ной власти субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган государствен­ной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, уста­новленного для этого законодательному органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

е) осуществляет иные полномочия в соответствии с фе­деральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся разработка и реализация мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

3) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

4) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

5) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

6) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством России изданные ими право- вые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе по этому поводу обратиться в суд;

8) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), хотя возможно дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся вопросы, урегулированные п. 2 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Такой круг вопросов является исчерпывающим, он не может быть изменен иначе как путем внесения изменении или дополнении в названный пункт Федерального закона. По этим вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ, могут устанавливаться не указанные

Органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено управление конкретными областями, сочетают в себе те же принципы и подходы к организации и функционированию, что и федеральные органы исполнительной власти, хотя имеются и некоторые организационные различия.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством в субъекте РФ устанавливается и действует система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти этого уровня. Учреждение в регионе собственных органов государственной исполнительной власти является обязанностью каждого из субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют: управление в установленной сфере деятельности, а также контроль деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти (например, министерства); межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности; специальные функции в установленных сферах ведения (например, управления, комиссии, инспекции).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

Нормативно-правовое регулирование порядка формирования исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их системы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации.

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Как отмечалось, конституционный принцип равноправия субъектов РФ не исключает разнообразия форм организации государственной власти. Это особенно характерно для органов исполнительной власти, организационные формы которой различаются в каждом регионе.

В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.016 с.)