Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История исследования альтруизма в философии
В данной работе мы будем говорить о таких особенностях взаимоотношения человека с другим человеком, которые можно назвать альтруизмом. Альтруизм - понятие, которым осмысляется активность человека, направленная на благо другому без ожидания внешней награды («Поведение, осуществляемое ради блага другого человека без ожидания какой-либо внешней награды» - Macauley, Bercowitz, 1970[1]). На протяжении истории человечества наименование качественной направленности человеческой души по субординации в системе «я - другой» менялось. Так, ещё с античных времён до нас дошло достаточно много учений о «должном» и «сущем», нравственных принципах и красоте, благодеяниях и уродстве, - словом, много этических категорий, пронизанных эстетикой. Если же посмотреть глубже, проследить истоки философии, то через пласт натурфилософии внимательный исследователь найдёт «берег» человеческого сознания - веру, и именно внутри различных культов как актов осмысления прочерчиваются представления о человечности. Более того, сама человечность возникает внутри «системы табу и ограничений», где обнаруживается важная определяющая человека – его особое положение в мире, предполагающее возможность выбора, а, следовательно, и возможность провести «границу», отделить «человеческое» от «животного». С развитием различных областей познания усложнялись, абстрагировались и понятия, связанные с отношениями людей: от религиозных заповедей (например, в иудаизме «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18)), до появления ряда понятий философии (таких например, как понятие «благодеяние»[2] у стоика Луция Аннея Сенеки). В результате этого развития в XIX веке Огюст Конт вводит в философско-научную практику термин «альтруизм», означающий «жизнь ради другого», который в последние два века впитал в себя множество различных, порой противоречащих друг другу значений. Различные психологические школы рассматривают феномен альтруизма, выстраивая множество различных типологий, с помощью которых выделяют истинный или ложный альтруизм. Различение истинного и ложного альтруизма строится на различении мотивации помогающего поведения. Так, помогающий другому человек, может на самом деле помогать не из искренней заботы о последнем, а из сознательного или подсознательного желания показаться окружающим или себе хорошим, также зачастую помогающее поведение продиктовано комплексами вины или подавленными желаниями.
Но как различить направленность мотивации при альтруистическом акте? Альтруизм - явление социокультурное, а значит нам видится верным вывести качество альтруизма через обращение к анализу ранних представлений человека о бескорыстной взаимопомощи. Итак, обобщая представления мыслителей различных мест и эпох, мы находим два типа представлений о феномене альтруизма: секулярный и религиозный. Секулярный взгляд на альтруизм характеризуется следующими чертами (Д. Юм, И. Кант, Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс, Р. Докинз, и др. Хотя, строго говоря, секулярный взгляд можно увидеть и у Аристотеля, таких философских школ как гедонисты): 1) Сепарированность (отделённость лат.) – понимание альтруизма как продукта человеческих инстинктов, разума и/или воли, которые причинно могут быть зависимы от природы, общества или иметь автономию (не зависеть ни от чего). Альтруизм не связан с божественным. 2) Релятивизм – методологический принцип, согласно которому качество поведения, направленное на благо Другого и сами представления о Благе всегда относительны, то есть зависят от природы, общества, человека, а значит нет и не может быть истинного альтруизма, абсолютного, такого, который будет одинаково подходящим каждому человеку. 3) Утилитаризм – методологический принцип, согласно которому общество, в котором распространено альтруистическое поведение более жизнеспособно, и также члены такого общества чувствуют себя более счастливыми и являются более здоровыми по сравнению с обществом, где помогающее поведение - редкость. Религиозные представления об альтруизме можно обобщить, сформулировав следующие особенностями (в этом обобщении мы опираемся на высказывания Вл.С. Соловьева, отца П. Флоренского, матери Терезы[3]): 1) Конъюнкционность (связанность лат.) – методологический принцип, согласно которому альтруистическое поведение символически связывает Бога (Священное) и человека, а также людей между собой. При этом, божественное не обязательно артикулировано как божественное.[4]
2) Абсолютизм – методологический принцип, который в понимании альтруизма говорит о том, что качество альтруистических установок может быть в той или иной мере приближенным к истинному или быть истинным, т.е. наиболее верным божественной Воле и Богу. 3) Витальность – методологический принцип, согласно которому альтруистическое устройство общества и человека имеет сущностно-животворящую силу. Важно отметить, что мотивация представителей указанных подходов к пониманию альтруизма может не совпадать с их формальной принадлежностью. Религиозный человек вполне может иметь секулярные представления об альтруистическом поведении и наоборот. Очевидно, что первичен был религиозный альтруизм, ведь первобытный человек глубоко религиозен. Разделение же мировоззрения на религиозные и секулярные представления началось ещё в античности. Проблема альтруизма, и шире – нравственного поступка, поведения, в античную эпоху осмыслялась через категории Истины и Добродетели. А) Так, Сократ (в текстах Платона) нравственное роднит истинному (вспомним знаменитое высказывание Сократа: «мудрец не способен на зло»). Великий любитель мудрости замечает, что лишь нравственный человек подлинно счастлив, поэтому определяет конечной задачей этики - счастье человека. Важно отметить, что Сократ утверждает свободу воли, которая, выбрав разум, может последовательно помогать через добродетели человеку приближаться к истинной нравственности, а значит к истине (очевидно, что только истине может быть присуща истинная нравственность)[5]. Б) Аристотель разделяет добродетели на интеллектуальные и нравственные и определяет последние способностью «выбирать среднее между двумя крайностями», при том, в отличие от страстей, выбирать осознанно[6]. Выбирать между излишком и недостатком значит в случае с дружбой, что любить в ней субъект чувства желает более, нежели быть любимым. Это позволяет избежать неистинной дружбы, основанной либо на удовольствии, либо на утилитарных отношениях.[7] Как мы видим, любители мудрости остаются в религиозном дискурсе (оперируя понятиями «истина», «добродетель»), и в то же время находят истинную добродетель уже не в служении божеству, а в нахождении счастья человеку. Собственно, наверное, в этом и есть мудрость. Но нам представляется важным отметить, что секулярность здесь проявляется не в отрицании божества как такового, а в образе мыслей, который отделяет счастья человека от служения божественному. Латентная фаза разрыва продолжалась в Средневековье. Явное же разделение наблюдается в Новое время, где философы не находят более удовлетворительной религиозную объяснительную систему. Из философского дискурса постепенно уходят понятия добродетель и истина. Видные философы, некоторые из которых являются верующими людьми (Иммануил Кант, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц и другие), используют новый язык, в котором «Добродетель» заменяется на два понятия - «Должное» и «Удовольствие», а «Истина» на «Объективное» и «Правду». Таким образом философы пытаются точнее отразить Мир с целью его преобразования. Самым объективным же является Чувственное, поэтому Истину люди не наблюдают и не могут наблюдать, даже если она есть. Поведение, нацеленное на счастье другого, закрепляется либо на «этических мотивах» Давида Юма[8] либо на «Автономной Воле» Иммануила Канта. Мотивы поведения «заземляются» - они находятся либо в общественных отношениях, как у Карла Маркса, Фридриха Энгельс[9], либо в «определённых законах, которые заставляют человека и интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье», как у Адама Смита[10].
Уже в XIX веке Огюст Конт вводит в философско-научный словарь слово «альтруизм», определяя понятие через три социальных инстинкта: преданность, почитание и доброту, которую он называет универсальной любовью или симпатией[11]. С этого введения поиск истоков альтруистического поведения и его мотивации переносится и в научную сферу познания. Чарльз Дарвин пишет об адаптационной функции альтруистического поведения для племени в случае человека[12] (собственно, истоки марксистского учения о значении альтруизма можно найти не только в гегельянстве, но и в работах этого учёного). Дарвин является важной фигурой, конечно, и для науки. В XX веке бурно развивается генетика, в русле которой внимание к потомству, самопожертвование, альтруистическое поведение понимаются как факторы, способствующие большей приспосабливаемости группы особей со сходным геномом. Так, Ричард Докинз вводит понятие «эгоистический ген», альтруизм - лишь «замаскированный эгоизм гена»[13]. Действительно, в приобщенности группе особь находит для себя выгоду - защиту физическую, а в качестве одного из продуктов - сниженный уровень стресса, что повышает иммунитет, обеспечивая генам распространение. Мирмеколог Эдвард Уилсон и два орнитолога: Давид Лакк, Уильямс Гамильтон, разрабатывают это же направление: первый называет причиной действий человека и животных в целом - гены, пытаясь доказать, что идеи «tabula rasa» и свободы воли (для него эти понятия - синонимы) абсурдны[14], а вторые вводят понятие «эгоистическое стадо». Этим понятием биологи осмысляют поведение стайных животных, в которых последние ставят выше индивидуальных нужд лишь нужды собственных ближайших сородичей, а не стаи в целом.[15] Это значит, что животные и люди помогают тем, кто им ближе «по крови», родственникам, носителям их генов.
Замечательный мыслитель конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев говорит о важной роли в помогающем поведении нахождения в другом себя, отмечая при этом, что альтруизм является «правилом действия», а не отвлечённым чувствованием или воображением[16]. Будучи проницательным философом, он признаёт неопределяемость творческого акта лишь человеческим разумом, волей или инстинктами. Именно поэтому он говорит об избавлении любимого от смерти и тления, о перерождении его в красоте[17]. Метафизическая триада (Любовь, Истина и Красота) предстают как одно[18] направляющее начало творческого акта. Позже с переходом на более высокий моральный уровня как соединением с трансцендентным согласится видный социолог Питирим Сорокин, называя альтруизм «благодатью творческой любви»[19]. Весьма значимым вкладом для понимания природы помогающего поведения является выделение выдающимся философом М. Хайдеггером двух типов помогающего поведения (заботы): «озабоченность» и «заботливость»[20]. При первом типе человек относится к нуждающемуся как к средству, «подручному», и порой посредством помощи обретает власть над другим человеком, при том, что оба могут не осознавать её наличия. При заботливости человек помогает сущему в нуждающемся, рассматривает последнего как событие. При озабоченности помогающий берет на себя бремя другого, а при заботливости помогающий «заступничает за него [нуждающегося] в его экзистенциальном умении быть»[21]. Философ говорит о том, что именно в заботе человек осуществляет своё бытие. Для изучения мотивации помогающего поведения его развёрстка имеет основополагающее значение. Как мы видим, разделение человеком окружающих на «подручное», «другое» и/или на «сущее», «живое», «своё», наблюдаемое нами при строительстве культовых сооружений не уходит, но осмысляется в философском дискурсе на протяжении веков. Будь то истинная дружба Аристотеля, мистический реализм В.С. Соловьева или выделение «озабоченности» и «заботливости» в философии М. Хайдеггера.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.012 с.) |