Глава I . Теоретические подходы к изучению альтруизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Теоретические подходы к изучению альтруизма



КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Уровень эмпатии как условие проявления альтруизма в отношениях «Я - Другой»»

 

 

Выполнил (а) студент __ 2 __курса

37.03.01 психология _

Рамайя Василий Леонидович

 

Научный руководитель

Ст. преподаватель,

Кл имова Татьяна Анатольевна

__________________________

(Подпись)

 

Дата сдачи: ____________

Дата защиты: ___________

Оценка: _______________

 

 

Москва 2020

Содержание:

 

Введение.......................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические подходы к изучению альтруизма...................... 5

1.1 История исследования альтруизма в философии............................... 5

1.2. Подходы к изучению альтруизма в различных психологических школах 12

Глава II. Эмпирическое исследование связи эмпатии и альтруизма... 21

2.1. Структура эмпирического исследования:....................................... 21

2.2 Результаты эмпирического исследования.............................................. 25

2.3. Обобщение, выводы, анализ и интерпретация..................................... 35

Заключение.................................................................................................. 42

Приложение к курсовой работе по теме «Альтруизм и эмпатия»........ 47

 


Введение

На протяжении жизни человек так или иначе осмысляет Другого, окружающий мир, поведение, а через них себя. На точность определения и качество выводов сильно влияет социокультурная ситуация, которая сегодня предлагает субъекту рефлексивного акта найти в Другом средство удовлетворения своих желаний. Иными словами, современный социум во многом предлагает своим членам располагать себя как эгоиста. И в данной парадигме общества особенно актуальны исследования эгоизма и его антипода - альтруизма. Действительно, при верной постановке проблемы и поиска пути её решения, исследования могут помочь оздоровлению и гармонизации общества. Также, нельзя не отметить актуальность исследований феномена альтруизма при рассмотрении следующей закономерности: человек, осмысляющий Другого как средство, неизбежно распространяет такое отношение и на представление о себе, «я сам становлюсь для себя подручным». Действительно, чтобы «добиться успеха», человеку в условиях жёсткой конкуренции современного общества, приходиться перманентно «преуспевать» (отношение к себе как к средству) и зачастую «бить» конкурентов (отношение к другому как к средству). Даже при внешнем социальном благополучии, в самом основании личности современного человека активно присутствует глубочайшее разделение, приводящее к неврозу, ведь отношение к себе и Другому как к средству, становится фактором обесценивания человека и жизни в целом.

Конечно, большинство понимает, что сознательно жить только «для себя» страшно и бессмысленно, так что «эгоист» в современном социуме - слово ругательное, однако при сознательном отрицании подобной установки, подсознательное стремление, используя Других, стараться обеспечить себе более комфортное существование присутствует в каждом человеке. Остаётся ли тогда место искренней заботе о Другом человеке? - конечно да, но она возможна при нескольких важных условиях, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе.

Данная работа посвящена изучению альтруизма, проявлениям помогающего поведения в аспекте должного (того, что человек считает должным делать - высшие пласты психики) и сущего (того, что человек чувствует и хочет - глубинные пласты психики).

Цель работы - рассмотреть и описать возможные соотношения эмпатии и проявлений альтруизма. 

Задачи:

1. Провести исторический и теоретический обзор подходов к понятию альтруизм.

2. Рассмотреть роль альтруизма в структуре личности.

3. Рассмотреть возможные подходы к соотношению способности к эмпатии и проявлений альтруизма.

4. Провести эмпирическое исследование способности к эмпатии и проявлений альтруизма.

Объект исследования - взаимоотношения «Я - Другой».

Предмет исследования – условия проявления альтруизма в отношениях «Я - Другой».

Гипотеза: Существует связь между способностью к эмпатии и проявлениями альтруизма.

Для проверки гипотезы будут использованы следующие методы: методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии», Тест «Альтруизм - эгоизм» и «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» О.Ф. Потемкиной.

Психологических школах

Первой научной школой, серьёзно озаботившейся изучением альтруистического поведения, был психоанализ. З. Фрейд связывал его с бессознательным чувством вины и меланхолией. А. Фрейд изучала психические защиты и их роль в переработке эгоистических мотивов в альтруистические. Г. Мюррей говорит об альтруизме как о потребности в заботливости, потребности, без которой человек не может жить. В помощи другому (особенно более слабому, чем помогающий) человек удовлетворяет потребность в том, чтобы о ком-то заботиться. Он полагает, что эта потребность связана с моделью родительского поведения. Знаменитый психолог замечает, что такое поведение развивается в катализаторе заботливого отношения к субъекту потребности. Действительно, те, о ком плохо заботились в детстве, реже проявляют заботу о других людях. Нужно отметить, что внимание к ребёнку в принципе развивает в нем способности, а дети, лишённые внимания, например, с госпитальным синдромом, зачастую, уже навсегда остаются с тяжёлыми психическими нарушениями, а в некоторых случаях умирают.[22]

Об альтруизме как о способе совладания с разобщённостью между людьми и социально-одобряемом поведении говорят такие психоаналитики, как Э. Фромм[23], К. Хорни[24]. При этом, в большей или меньшей степени, все авторы отмечают, что альтруистическое поведение позволяет «перехитрить» СуперЭго, удовлетворяя через перенос запретных желаний на другого. Важно подчеркнуть, что психоанализ изучает гипертрофированный альтруизм, свойственный невротическому устройству личности. При этом Э. Фромм подчёркивает, что альтруизм способствует продолжительности жизни.

 В данном аналитическом обзоре невозможно обойти поведенческую психологию. Действительно, и она изучает альтруистическое поведение, стараясь, однако, избавиться от поиска и объяснения причин, побуждающих человека к «бескорыстной» помощи, не затрагивая вопроса нахождения их внутри человека. Примером может служить вывод Б.Ф. Скиннера: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности»[25].

Особое место в изучении помогающего поведения занимает концепция когнитивного конструктивизма морального сознания, разрабатывавшаяся в трудах Ж. Пиаже, а затем углублённая Л. Кольбергом[26]. Помогающее поведение, по мнению исследователей, продиктовано моральными суждениями, которые зависят от уровня развития мышления субъекта поведения. Ж. Пиаже выделяет три стадии развития морального развития ребенка: доморальную (2-4 года), в которой ребёнок не осознаёт моральных норм и принципов, гетерономную/нравственный реализм (6 лет), характеризующийся отношениям к правилам и нормам как абсолютам, автономную/нравственный релятивизм (после 7 лет), на этой стадии ребёнок понимает относительность нравственных норм и осознанно контролирует своё поведение. Л. Кольберг развил идеи Ж. Пиаже в концепции развития когнитивных способностей и социального опыта[27]. Он разбил моральное развитие на три уровня, включающих каждый по две стадии: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Если в самом начале развития ребёнок боится наказания и подчиняется власти авторитетов, то, проходя через принцип «не делай другому того, чего не желаешь себе», он становится взрослым, личностью, которая выстраивает с обществом отношения, основанные на универсальных этических принципах и равноправии. Заключение такого социального контракта между челнами общества приводит к соблюдению прав человека: на свободу, жизнь, честь и достоинство. Все законы в постконвенциональном обществе обязаны основываться на вышеперечисленных правах. Стабильность общества связана по Л. Кольбергу со степенью распространённости в обществе людей с постконвенциональным уровнем морального развития. Качество помогающего поведения также связано с представлениями общества о справедливости и правах человека.

Соглашаясь с идеей о связи моральных норм и помогающего поведения, ученик Л. Кольберга Э. Туриэль создал концепцию доменов социальных норм. Всего он выделил три домена: моральные нормы, конвенциональные нормы и персональные нормы. Первый домен всеобщий, основанный на принципах справедливости и заботы, второй определяет поведение человека в обществе, а третий - индивидуальный стиль поведения. Развитие ребёнка идёт от выработки персональных норм к интериоризации моральных. При анализе концепции Э. Туриэля явственно наблюдается новая черта для объяснения помогающего поведения: в формировании мотивации участвует не только представления о справедливости, но и забота о человеке. Учтя критику работ Л. Кольберга, общим местом которых является выделение недостатка субъект-субъектности при помогающем поведении (субъект поведения, помещённый в условия, созданный дилеммами Кольбергу совершает поступок, основываясь на всеобщих правах человека, что не исчерпывает реальных причин того или иного поступка вне лабораторных условий), Эллиот Туриэль добавляет принцип заботы (эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека[28]).

Существенным вкладом в изучение помогающего поведения является концепция просоциального поведения Нэнси Айзенберг. Автор определяет альтруизм как поведение, направленное на благо другого, реализующее принцип заботы и не мотивированное получением награды или наказания[29]. Весьма замечательными являются стадии, выделенные ей в развитии помогающего поведения:

 Стадия 1. Гедонистическая ориентация на собственные интересы (дошкольники и мл. школьники). Помощь оказывается при условии очевидного выигрыша для себя или эмоционального отношения к нуждающемуся.

Стадия 2. Ориентация на потребности и нужды других людей даже, если они входят в конфликт с собственными интересами (дошкольники и мл. школьники). Ребёнок оказывает помощь без рефлексии состояния нуждающегося и без вербального выражения симпатии или чувства вины.

Стадия 3. Ориентация на одобрение и мнение других (мл. школьники, подростки, некоторые юноши). Помощь оказывается при условии эмоционального сопереживания или представления о том, что помощь является в данном случае «правильной», а нуждающийся - «хороший».

Стадия 4а. Рефлексивная эмпатическая ориентация на нужды другого с учётом его состояния (большинство юношей и подростков). Помогающий ориентируется на состояние нуждающегося, эмоциональное сопереживание последнему и соблюдение моральных норм.

Стадия 4б. Помогающее поведение основано на интериоризированных, но не всегда осознаваемых ценностях, моральных нормах (меньшая часть подростков, юношей, взрослых). Важную роль здесь играют представления о правах человека, чувство ответственности и долга.

Стадия 5. Помогающее поведение основано на осознаваемых интериоризированных моральных нормах, ценностях и правах человека. Помогающее поведение основано на представлениях о долге, ответственности, а также на самоуважении личности, заботящейся о нуждающемся.

Более всех вышеперечисленных сделала в своих исследованиях упор на заботу автор эмпатийного подхода - Кэрол Гиллиган. Автор выделяет два типа моральной ориентации, обусловленные социальными установками личности: нормативный (установка на принцип справедливости и права человека) и эмпатийный (установка на заботу и благополучие конкретных людей). Если первый свойственен более мужчинам, то второй женщинам. Её подход позволил нивелировать разницу морального развития между мужеским и женским полом в исследованиях Л. Кольберга, что стало большим шагом в изучении помогающего поведения.

Стоит добавить, что в формировании мотивации при помогающем поведении забота играет не последнюю роль и у мужчин. Обратимся к знаменитой серии экспериментов Д. Батсона, проводившимся в семидесятые годы двадцатого века: участник эксперимента наблюдал, как другая (подставная) участница Элен получает разряды током и мог сесть в кресло вместо неё, чтобы прекратить её страдания. Так же у него была возможность уйти. Некоторым участникам сообщали, что Элен имеет много общего с ними (ценности, интересы). Люди, у которых возникала эмпатия, чаще решались испытывать сильную боль вместо женщины, нежели те, которым не сообщалось ничего[30].

В отечественной науке проблема формирования мотивации при помогающем поведении рассматривалась такими психологами как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Б.С. Братусь и др. В деятельностном подходе развитие помогающего поведения связывается с усвоением ребёнком социальных, моральных норм, образцов. Ход развития определяется интериоризацией паттернов поведения взрослых через действия, направленные на закрепление положительных черт личности и общение со взрослыми и сверстниками. Образцы поведения из внешних, подражательных становятся внутренними мотивами помогающего поведения человека[31]. С.Г. Якобсон рассматривает моральное развитие как процесс становления субъектной моральной саморегуляции[32]. Мухина называет в качестве моральных регуляторов при помогающем поведении социальные эталоны - познавательно-эмоциональные обобщения, взятые из рассудочного и эмоционального общения со взрослыми.

Особое место в исследовании формирования мотивации человека занимают работы Бориса Сергеевича Братуся по изучению смысловой сферы личности. Смысловой уровень регуляции не предписывает конкретных действий субъекту помогающего поведения, но даёт целостное понимание и оценку действиям, соотношению цели и средств. Оценка и регуляция деятельности на этом уровне личности ведётся не со стороны прагматической, а с нравственной, смысловой. Эта «плоскость общечеловеческого бытия» характеризуется отношением к каждому человеку как к равному, независимо от его социальной роли, успеха[33]. Важно отметить, при внешнем сходстве ценностей на уровне представлений о правах человека (когниция) и уровне, где каждый человек выступает как равный (смысл) есть внутреннее различие: в смысловой сфере, в отличие от уровня представлений, определяющим является понимание другого и себя, а также очерчивается единство триады Любви, Истины и Красоты как одного метафизического начала. Именно поэтому высшая сфера личности является как бы вершиной треугольника человеческой личности, точкой, благодаря которой можно определить «фигуру» всей личности и мотивационной сферы в частности: альтруистическая или эгоистическая мотивация у человека при помогающем поведении. И в том, как очерчивает Смысл жизни человек, можно различить, каким образом он проживает: внешним - где Другой, само «Я» человека предстаёт средством удовлетворения потребностей, а отношения с другими людьми и собой походят на торг, где цели определяют средства, где задача жизни - успех; или внутренним - где Другой, «Я» открываются человеку только в процессе подлинного, внутреннего переживания, предстояния перед Другим. В данной работе для обозначения образа проживания (внутреннего или внешнего) жизни мы будем использовать словосочетание способ жительствовать. Мы выбрали его, потому что слово жительствование [34] означает не только жизнь, но и место жизни, состояние, внутреннюю наполненность - пребывание.

Мы полагаем, что на развитие внутреннего способа жительствования (наполненного альтруизмом) влияет развитие эмпатии. Действительно, К. Гиллиган и Д. Батсон зафиксировали связь между эмпатией и альтруистической мотивации при помогающем поведении. А в работах одного из основоположников гуманистической психологии К. Роджерса, и создателя первого в России Центра психологического консультирования и психотерапии Ф.Е. Василюка неоднократно отмечалось, что человек, имеющий развитую эмпатию, альтруизм живёт в контакте с самим собой и Другим[35], т.е. живёт изнутри, собственным способом - личностно[36], активно переживает встречу с другим человеком[37]. У такого способа жительствования есть два условия:

1) Необходимо, чтобы воля человека (даже обладающего высоким уровнем установочного альтруизма) направляла активность на помогающую деятельность, и лишь тогда установочный альтруизм переходит в действенный альтруизм, т.е. альтруизм в действии.

2) Необходимо перманентное раскрытие смысла помогающей деятельности[38], для того чтобы она не превратилась в привычку, не потеряла витальность.  

Итак, главным условием альтруистической мотивации при помогающем поведении является пронизанность действий смыслом, внутренний способ жительствования, т.е. переживание.

Важно отметить, что смысловая сфера неразрывно связана с другими: когнитивной, чувственной, физиологической и т.д. Но именно она в конечном счёте определяет мотивацию человека, в том числе и при помогающем поведении. Понимая определяющее значение смысловой сферы для поступков личности, в данной курсовой наша задача уже – исследовать внутренние условия проявления альтруизма, в частности проявления эмпатии, как условия осуществления альтруизма.

Ход исследования

Работа состояла из нескольких этапов:

1. Выбор методик исследования.

2. Формирование выборки.

3. Проведение методик.

4. Обработка и анализ полученных результатов.

Опрашивание мы проводили через онлайн платформу «Zoom».

Работа с опрашиваемыми состояла из двух частей:

1) Инструктирование и проведение анкетирования при наблюдении опрашивающего (15-20 мин) [См. Приложение. С. 47].

2) Свободный разговор и обратная связь (5-60 минут, в среднем коло 15-ти минут).

Выборка

 

Имена

Пол

Возраст

Макс Гаф

Нет

М

18

Владимир Гаруев

Да

М

20

Гарри Зюганов

Да

М

20

Феанор

Нет

М

22

Сероштан Борис

Нет

М

23

Варвара Саргинян

Да

Ж

20

Ромашка

Да

Ж

19

Любовь Ярмонова

Нет

Ж

20

Вера Рюриковна

Да

Ж

20

Житомир Ивановский

Нет

М

23

Василий Рамайя

Нет

М

22

Павлович Инесса

Да

Ж

21

Анита Кузнецова

Да

Ж

21

Алиса Корнеева

Да

Ж

22

Анна Шаркулиняк

Нет

Ж

20

Гаянэ Омоян

Да

Ж

19

Святослав Первых

Да

М

23

Странник

Да

М

24

В нашем исследовании приняли участие 18 человек возрастом от 19 до 23 лет, из которых: 9 юноши, 9 - девушки. Имена их в целях конфиденциальности изменены. Опрашиваемые самостоятельно выбирали себе псевдонимы, порой шутливые. В нашем исследовании мы будем использовать только имена. Среди участников исследования две категории лиц: те, кто занимается в настоящее время волонтёрской деятельностью (11 человек) и те, кто не занимается, хотя и имел в прошлом некоторый опыт участия в волонтерсте более 2-ух лет назад (7 человек).

Заключение

Изучение природы человеческого поведения, его внутренней наполненности в аспекте альтруизма и эмпатии - важная задача для психологов нынешнего и последующих поколений. Можно предполагать, что воспитание данных качеств внутри человеческого сообщества поможет урегулированию межнациональных конфликтов и организации гармоничного общественного строя, а также открытию тех жизненных смыслов, которые связаны с Предназначением Человека.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что между альтруизмом и эмпатией есть связь. Вместе с тем, важно отметить, что наличие этой связи не является определяющим в реализации помогающей деятельности. У девушек связь между альтруизмом и эмпатией не достигает статистической значимости, а у юношей наше исследование зафиксировало высокую степень связи между эмпатией и альтруизмом.

 Проблема обнаружения связи эмпатии и альтруизма во взаимоотношениях «Я-Другой» особенно актуальна сегодня, поскольку современное общество, во многом ориентированное на внешнюю индивидуальную успешность, во многом предлагает своим членам в этих взаимоотношениях иметь эгоистическую диспозицию, что ведёт к обесцениванию Другого, Себя, к потере смысла жизни.

Целью нашей работы было рассмотреть и описать возможные соотношения уровня эмпатии и проявлений альтруизма. 

Мы использовали следующие методы исследования: методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии», Тест «Альтруизм — эгоизм» и «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» О.Ф. Потемкиной.

В первой главе мы провели исторический и теоретический обзор подходов к понятию альтруизм. Определили роль альтруизма в структуре личности. Рассмотрели возможные подходы к соотношению способности к эмпатии и проявлений альтруизма.

Во второй главе мы подробно описали результаты проведенного эмпирического исследования, посвященного соотношению эмпатии и альтруизма. Гипотеза о наличии связи между эмпатией и альтруизмом частично подтверждена: утверждение верно для мужской части выборки.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

 


Список литературы

1. Альтруизм. В. Урнау. М.: Гравис, 2014. C. 51. [Comte. Catéchisme positiviste (1852) or Catechism of Positivism, trans. R. Congreve. L.-1891. 201 p].

2. Аристотель. Никомахова этика. Электронная библиотека «гражданское общество России». С. 27.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. Психологии. - 1975. № 1. - С. 80-90.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 97-98.

5. Быков А.В. Альтруизм и социологические теории: интегративный подход. М.: Диссертационная работа, 2015. С. 21. 

6. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 1.

7. Головко Ю.В. Есть ли будущее у альтруизма и амитологии? [текст] // Вестник МГУЛ – Лесной вестник, 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-buduschee-u-altruizma-i-amitologii (дата обращения: 25.06.2020).

8. Даль В.И. Толковый словарь (2-е издание). Том 1. Спб. -М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880. С. 561.

9. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: АСТ, 2013. 501 с.

10. Зубанова С.Г. Шпаргалки, Этика. М.: ЭКСМО, 2007. С. 3. ISBN: 978-5-699-24161-3

11.  Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Спб.: Питер, 2013. С. 1; 9; 79; 87; 204-206.

12.  Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., 1923. С. 299

13.  Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию. М.: Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 2011. С. 61; 64.

14.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.  

15.  Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Издательство: Республика, 1995. С. 14.

16.  Роджерс К. Эмпатия. Философия мотивации и эмоции / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. M.: CheRo, 2002. С. 428-430.

17.  Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. Смысл любви. Избранные произведения / В.С. Соловьев. М.: Современник, 1991. С. 272.

18.  Соловьев В.С. Оправдание добра: сочинения в двух томах, Т. 1. / В.С. Соловьев. М.: Мысль, 1988. С. 168.

19.  Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. С. 248.

20.  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 173.

21.  Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 3.

22.  Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.; Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М.: изд. АСТ, 2019. 150 с.

23.  Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Академический проект, 2015. С. 43.

24.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2015. 207 с.

25.  Чарлз Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. М.: Изд. Терра-Книжный Клуб, 2009. С. 784.

26.  Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М.: Геррус, 2000. С. 56.

27.  Энгельс Ф., сборник сочинений, том XIV. АНТИ-ДЮРИНГ. М., Л.: Государственное социально-экономическое издание, 1931. С. 56-57.

28.  Юм. Д. Сочинения в II томах. Том I. М.: Мысль, 1996. С. 133

29.  Юнг К.Г. Психология бессознательного (сборник). М.: АСТ, 2001. С. 377.

30.  Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.

31.  D Batson, B. Duncan, P. Ackerman, T. Buckley, K. Birch. Is Empathic Emotion a Source of Altruistic Motivation? University of Kansas: journal of Personality and Social Psychology, 1981, Vol. 40, No. 2. Р. 290-302.

32.  Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love // Moral development and Behavior / Ed. by T. Liskona. N.Y.: Holt, 1976. P. 144-158.

33.  Hamilton W. D. Geometry for the selfish herd. Edinburgh. Journal of Theoretical Biology, 1971. 311 р.

34.  Kohlberg L. Essays on moral development. San-Francisco: Vol. 2: The Psychology of moral development, 1984. 441 р.

35.  Wilson Edward O. Consilience: The Unity of Knowledge. N. Y.: Vintage Books, 1999. Р. 368 ISBN 067976867X.

 


 

Приложение

Инструкция для опрашиваемых:

1. Перед вами лежат три опросника:

l методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»,

l «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» О.Ф. Потемкиной.

l тест «Альтруизм - эгоизм»,

 Убедитесь, что каждый опросник у вас в целостном состоянии.

2. Перейдём к процедуре опрашивания:

Прочитайте вопросы - все ли вопросы ясны?

Приступайте к ответам на вопросы, ответ записывайте соответственно инструкции, указанной в опроснике. Во время опрашивания постарайтесь ни на что не отвлекаться.

3. Если у вас не возникло вопросов, то мы заканчиваем процедуру опрашивания. Спасибо большое.

 

Ответы респондентов

Таблица

Имена

Бойко. Общ ур Эмпатии

Тест альтр-эго: альтруизм

Тест альтр-эго: эго

Потемкина: альтр

Потемкина: эго

Макс Гаф

23

37

36

8

5

Владимир Гаруев

14

35

31

3

5

Гарри Зюганов

25

39

34

8

1

Феанор

23

38

29

9

1

Сероштан Борис

25

39

32

6

3

Варвара Саргинян

28

39

26

 8

3

Ромашка

25

33

27

8

5

Любовь Ярмонова

26

41

31

8

3

Вера Рюриковна

24

42

24

10

0

Житомир Ивановский

26

40

29

3

4

Василий Рамайя

23

37

28

5

4

Павлович Инесса

25

37

33

 9

3

Анита Кузнецова

27

36

28

 7

3

Алиса Корнеева

26

39

30

6

2

Анна Шаркулиняк

17

32

33

3

4

Гаянэ Омоян

23

36

27

2

4

Святослав Первых

20

25

15

7

2

Странник

23

35

27

4

5

Имена

Бойко. Общ ур Эмпатии

Тест альтр-эго: альтруизм

Тест альтр-эго: эго

Потемкина: альтр

Потемкина: эго

 

 

Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.

 



Бланки методик

Текст опросника

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей

 


 

«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» О.Ф. Потемкиной.

Имя и фамилия опрашиваемого (только для исследователя - имена

будут изменены):       

  Инструкция.  Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

 

Тест

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

3. Вам легче просить за других, чем за себя?

4. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

5. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

6. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

7. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?

8. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

9. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

10. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

11. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

12. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

13. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

14. Вы можете назвать себя эгоистом?

15. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

16. Свободное время вы используете для своих увлечений?

17. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

18. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

19. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.426 с.)