Кафедра зарубежной лингвистики и теории языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра зарубежной лингвистики и теории языка



Кафедра зарубежной лингвистики и теории языка

направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика. Теория и методика преподаванияиностранных языков и культур (английский и немецкий/французский языки)

 

СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ CLOTHES (В РАМКАХ КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

   Студент(ка) Обморокова Анастасия Сергеевна

Научный руководитель Яцко Татьяна Сергеевна,

канд. филол. наук, доцент

 

Абакан, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СЕМАНТИЗАЦИИ И ЕЕ СПОСОБЫ.. 5

1.1 Лексика как основа обучения иностранному языку. 5

1.2 Способы семантизации лексики. 7

1.3 Требования к учащемуся на различных этапах обучения в школе согласно ФИПИ (Федеральному Институту Педагогических измерений) 10

Выводы по первой главе. 14

Глава II. СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ CLOTHES В ШКОЛЬНЫХ УМК SPOTLIGHT И RAINBOW ENGLISH.. 15

2.1 Лексика по теме Clothes в УМК Spotlight и Rainbow English. 15

2.2. Анализ способов семантизации по теме Clothes в УМК Rainbow English 18

2.3 Анализ способов семантизации по теме Clothes в УМК Spotlight 20

Выводы по второй главе. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

СПИСОК ПРОАНАЛИЗИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

Приложение А. Сравнение лексики в УМК Spotlight и Rainbow English. 33

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено проблеме семантизации лексики по теме Clothes на разных уровнях обучения английскому языку в школе.

Актуальность исследования. Обучение английскому языку в школе представляет собой развитие речевых навыков у учащихся, поэтому нельзя сводить изучение лексики к заучиванию неизвестных слов. Учащиеся должны уметь употреблять новые слова в контексте, учитывая особенности их значения. Коммуникативный навык обязывает использовать новую лексику в различного рода предложениях и коммуникативных ситуациях. Для этого учеными-лингвистами было введено понятие семантизация лексики — различные способы объяснения учащимся значений еще неизвестных им слов. В связи с тем, что английский язык является международным языком и его знание предоставляет не только широкие возможности практически во всех сферах жизни человека, но и открывает для учащихся границы в сфере мультикультурного образования.

Объектом исследования является лексика по теме Clothes, а предметом – семантизация лексики по теме Clothes в рамках школьной программы на примере УМК Spotlight и Rainbow English.

Цель исследования: выявить способы семантизации новой лексики по теме Clothes в школьных УМК Spotlight и Rainbow English.

В соответствии с целью исследования нужно решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию семантизация;

2. Изучить способы семантизации лексики иностранного языка;

3. Выявить активную лексику по теме Clothes в УМК Spotlight и Rainbow English;

4. Провести сравнительный анализ лексики по теме Clothes в УМК Spotlight и Rainbow English;

5. Проанализировать процесс семантизации лексики по теме Clothes в УМК Spotlight и Rainbow English в школе.

Научная новизна нашего исследования заключается в выявлении способов семантизации новой лексики по теме Clothes в школьных УМК Spotlight и Rainbow English.

Методы исследования. В ходе настоящего исследования были использованы такие методы, как анализ учебной и научной литературы по теме исследования, изучение и обобщение сведений, метод сравнения, метод семантизации.

Теоретическая значимость исследования. Получено более обширное представление о процессе семантизации и его реализации в школьных УМК. Полученные сведения, взятые из научных источников, были использованы для осуществления практической части исследования.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы авторами и составителями ученых пособий по английскому языку, учителями-предметниками, а также для создания “Basic English Dictionary for Models”, словаря базовой лексики для начинающих моделей.

Курсовая работа состоит из двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, списка проанализированных источников примеров, приложений.

Требования к учащемуся на различных этапах обучения в школе согласно ФИПИ (Федеральному Институту Педагогических измерений)

Учитывая тот факт, что обучение лексике является одним из наиважнейших аспектов методики преподавания иностранных языков, требования к лексическому минимуму установлены и зафиксированы в документах Федерального Института Педагогических Измерений.

Выпускник 9 класса (Основное Общее Образование) согласно ФИПИ должен уметь оперировать:

1. Лексическими единицами, (словами, словосочетаниями, репликами-клише речевого этикета), в том числе многозначными в пределах тематики основной школы;

2. Многозначными словами, изученными в пределах тематики основной школы;

3. различиями между явлениями синонимии и антонимии;

4. изученными синонимами и антонимами.

Также в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по английскому языку прописаны темы, которыми учащиеся 9 класса должны владеть:

1. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения;

2. Мои друзья. Лучший друг/лучшая подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе;

3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода;

4. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками;

5. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее;

6. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности;

7. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру;

8. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт;

9. Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет;

10. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / сельской местности. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Выпускник 9 класса (Основное Общее Образование) согласно ФИПИ должен уметь оперировать:

1. Многозначностью лексических единиц. Синонимами. Антонимами;

2. Лексической сочетаемостью.

В кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по английскому языку прописаны темы, которыми учащиеся 11 класса должны владеть:

1. Повседневная жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки;

2. Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села;

3. Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми;

4. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни;

5. Роль молодёжи в современном обществе, её интересы и увлечения;

6. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка;

7. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности;

8. Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей;

9. Природа и проблемы экологии;

10. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка;

11. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры;

12. Современный мир профессий, рынок труда;

13. Возможности продолжения образования в высшей школе;

14. Планы на будущее, проблема выбора профессии;

15. Роль владения иностранными языками в современном мире;

16. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы;

17. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия;

18. Новые информационные технологии;

19. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира.

Из вышеприведенного списка тем для овладения мы можем сделать вывод, что тема одежды является одной из тех, которыми должен уметь оперировать учащийся, как после 9, так и после 11 класса.


 

Выводы по первой главе

Результаты изучения научного материала показывают, что, во-первых, лексика, словарный состав языка, является одним из важнейших компонентов обучения, как и ее семантизация – раскрытие значение лексических единиц. Семантизация важна, не только для развития всех видов речевой деятельности, но и для решения коммуникативных задач.

Во-вторых, существует проблема выбора наиболее эффективных способов или методов семантизации в зависимости от таких факторов, как языковой уровень учащихся, этапы и принципы обучения и т. д. Существует множество способов семантизации и каждый из них способствует развитию речевых навыков в разной степени. Большинство ученых делят способы семантизации на два типа: переводный и беспереводный. Последний так же имеет собственную классификацию, многие ученых выделяют такие беспереводные способы семантизации, как семантизация через определение лексической единицы (дефиниция), семантизация при помощи контекста, семантизация с применением наглядности, семантизация через введение синонимов и антонимов, семантизация с помощью словообразовательного анализа слов и др.

В-третьих, согласно Федеральному Институту Педагогических Измерений объем и разнообразие тем, лексикой по которым учащийся должен уметь оперировать, довольно обширен. Следовательно, для того, чтобы учащийся овладевал лексическим минимумом на различных этапах обучения, должны использоваться самые целесообразные и результативные способы семантизации лексики. Это такие способы, которые при применении на практике дают наилучший результат и обеспечивают эффективное запоминание слов и умение пользоваться ими в речи (письменной или устной); которые соответствуют языковому уровню учащихся, их возрасту и педагогическим принципам.

Выводы по второй главе

Изучив и проанализировав задания и упражнения, связанные с семантизацией лексики по теме Clothes на разных этапах обучения в школьных УМК Spotlight и Rainbow English, мы пришли к выводу, что количество лексических единиц и их семантизация по теме одежда недостаточны для полного понимания языковой картины мира моды, необходимого выпускнику школы, и разработали собственные задания.

Во-первых, для введения новой лексики по теме одежда нужно вводить те предметы одежды, которые учащиеся сами покупают и носят, и узнать, названия каких из них они знают на родном и на английском языке. Это важно, потому что современная молодежь следит за трендами и при покупке или обсуждении предметов гардероба использует, в большинстве случаев, именно современные термины. В числе таких слов: tracksuit, underwear (bra, panties, briefs), purse, overalls, pullover и множество других.

В школьном курсе отсутствуют те лексические единицы, которые необходимо знать учащимся для эффективной коммуникации со своими англоговорящими сверстниками. Учащиеся должны в полном объеме изучить лексику по теме одежда и уметь оперировать ей в речи, будь то устная или письменная коммуникация.

Во-вторых, для более эффективной семантизации данной лексики переводных методов недостаточно, так как они оторваны от контекста. Наиболее выгодными, с точки зрения методики преподавания, будут такие способы семантизации, как демонстрация предметов и дефиниция лексических единиц.

В-третьих, упражнения и задания на усвоение лексики по теме одежда должны быть непосредственно связаны с ситуациями, которые могут возникнуть в реальной жизни. Например, составление диалога при походе в магазин для покупки предметов одежды, прослушивании интервью дизайнеров с модных показов, написание эссе о том, что и почему является предпочтениями в одежде у ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе настоящего исследования, подробно ознакомившись с проблемой семантизации лексики по теме Clothes на разных уровнях обучения иностранному языку в современной российской школе и проанализировав конкретные учебно-методические комплексы, мы пришли к нижеизложенным выводам.

Во-первых, лексический аспект является первенствующим в обучении иностранному языку и в формировании продуктивных и репродуктивных речевых навыков. Для лучшего усвоения лексических единиц преподавателями используется семантизация.

Во-вторых, существуют различные способы семантизации, некоторые из которых наиболее эффективны, т. к. по мнению многих авторов, способствуют формированию речевых навыков, отвечают требованиям современной методики обучения и не оторваны от контекста.

В-третьих, исследованная нами тема Clothes в проанализированных УМК действительно должна быть изучена учащимися в соответствии с требованиями к лексике ФИПИ.

В-четвертых, в УМК Rainbow English и Spotlight лексика по теме Clothes предстает в неполном объеме и задания и упражнения для ее усвоения недостаточно способствуют семантизации лексических единиц по этой теме.

В школьных УМК Spotlight и Rainbow English тема Clothes не является первостепенной, несмотря на то, что присутствуют задания на семантизацию некоторой лексики по данной теме. В школьном курсе отсутствуют те лексические единицы, которые необходимо знать учащимся для эффективной коммуникации со своими англоговорящими сверстниками. Учащиеся должны в в полном объеме изучить лексику по теме одежда и уметь оперировать ей в речи, будь то устная или письменная коммуникация.

Нами были приведены примеры заданий, при вводе которых в процесс обучения иностранному языку, можно обеспечить раскрытие лексических единиц по теме одежда в полном объеме и поспособствуют их эффективному усвоению. Они соответствуют таким способам семантизации, как семантизация через определение лексической единицы, семантизация через демонстрацию изображения предметов, а также использование изученных слов в практическом задании.

Для формирования полной картины мира и овладения языком в общих сферах общения тема Clothes должна быть представлена и семантизирована во всех учебно-методических комплексах. Иначе, учащиеся не будут обладать теми навыками и умениями, необходимыми для эффективной коммуникации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, А. Б. Креативные задания на этапе введения и семантизации новой лексики при обучении говорению / А. Б. Алешина // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика: научный журнал / гл. ред. А. Г. Кирпичник. – Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2016. – Том 22, № 4. – 358 с.: схем., табл., ил. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=484158 – (дата обращения: 10.06.2021) – Текст: электронный.

2. Влавацкая, М. В. Введение в языкознание: учебное пособие: / М. В. Влавацкая. – Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. – 416 с.: ил., табл. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575297. (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. – Текст: непосредственный.

4. Дроздова, Т. Ю. Elementary Vocabulary + Grammar: for Beginners and Pre-Intermediate Students / Т. Ю. Дроздова. – Санкт-Петербург: Антология, 2012. – 320 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213029 – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

5. Костомаров, В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова – Москва: Русский язык, 1990. – 270 с. – Текст: непосредственный.

6. Левенталь, И. В. Стратегии семантизации слов в повседневной коммуникации (по данным экспериментального исследования) / И. В. Левенталь – Текст: электронный // Научное мнение: философские и филологические науки, искусствоведение / ред. кол.: С. И. Богданов и др.; гл. ред. В. В. Лаптев; Санкт-Петербургский университетский консорциум. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2014. – № 9. – 225 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277819. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

7. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова – 9-е изд., стер. – Москва: Высшая школа, 2008. – 528 с. – Текст: электронный.

8. Николашвили, М. Н. Методика обучения специализированной лексике в рамках курса делового английского языка: выпускная квалификационная работа / М. Н. Николашвили; Московский государственный областной университет, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Факультет романо-германских языков, Кафедра лингводидактики. – Москва:, 2013. – 91 с.: ил., табл., схем. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492624. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва: ООО «Издательство Оникс», 2014. – 1360 с. – Текст: непосредственный.

10. Пассов, Е. И. Как создать эффективную систему образования / Е. И. Пассов. – Преподаватель XXI век: общероссийский журнал о мире образования: журнал: электронная версия / гл. ред. С. Д. Каракозов; Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – № 4. – Ч. 1. – 225 с.: схем. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560464. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – Текст: электронный.

11. Пассов, Е. И. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: Интерлингва, 2002. - 40 с. – Текст: непосредственный.

12. Полякова, Е. В. Лексикология: учебное пособие. / Е. В. Полякова; под ред. П. В. Чеснокова. – Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт, 2007. – 140 с.: табл., схем. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614767. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

13. Поморцева, Н. П. Проблема обучения специальной лексике ИЯ в средней школе / Н. П. Поморцева, С. П. Антонова. – Казанский лингвистический журнал: журнал: электронная версия. – том 2, №3. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obucheniya-spetsialnoi-leksike-iya-v-srednei-shkole/viewer. (дата обращения 26.04.2021). – Текст: электронный.

14. Савина, О. Ю. Основы лингводидактики. Средства контроля уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции: учебно-методическое пособие для студентов направления 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата). Профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения – очная / О. Ю. Савина; отв. ред. И. В. Соловьёва; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. – 77 с.: ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573753. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Библиогр. в кн. – Текст: электронный.

15. Савина, О. Ю. Формирование лексического минимума: содержание и технологии: учебно-методическое пособие для студентов направления 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата). Профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения – очная / О. Ю. Савина; отв. ред. И. В. Соловьёва; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. – 42 с.: ил. –. – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573744 (дата обращения: 10.06.2021). – Библиогр. в кн. – Текст: электронный.

16. Семенистая, М. Н. Система упражнений в обучении иностранных студентов лексике тематической группы «Одежда»/ М. Н. Семенистая. – Вестник Череповецкого государственного университета: журнал: электронная версия. – том 2, № 4. – Череповец: Череповецкий государственный университет. 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-v-obuchenii-inostrannyh-studentov-leksike-tematicheskoy-gruppy-odezhda-1/viewer. (дата обращения 26.04.2021). – Текст: электронный.

17. Сыромолотова, Е. М. Современные проблемы и технологии обучения лексике английского языка в сфере моды / Е. М. Сыромолотова. – Скиф. Вопросы студенческой науки: журнал. – Декабрь, 16 – Санкт-Петербург, 2017. – Текст: непосредственный

18. Точилина, А. К. Тематическая лексика английского языка в тестах и упражнениях: готовимся к централизованному тестированию / А. К. Точилина, Л. Л. Кажемская. – Минск: Тетралит, 2018. – 128 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571771 – Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека online по подписке. – (дата обращения: 10.06.2021). – Текст: электронный.

19. Шамов, А. Н. Теория методики обучения иностранным языкам: краткий словарь методических терминов / А. Н. Шамов, И. Е. Зуева. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. – 59с. – Текст: непосредственный.

20. Urunbayeva, I. B. Lexical and semantic features of phraseological units with the names of clothes in English / I. B. Urunbayeva. – Вестник науки и образования: журнал: электронная версия. – 6(84). – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lexical-and-semantic-features-of-phraseological-units-with-the-names-of-clothes-in-english/viewer. (дата обращения 26.04.2021). – Text: electronic.

Приложение А

Приложение Б

Рисунки к упражнению

Кафедра зарубежной лингвистики и теории языка

направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика. Теория и методика преподаванияиностранных языков и культур (английский и немецкий/французский языки)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.047 с.)