Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные конституционные модели управления и самоуправления в зарубежных странах
Территория государства делится на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. Такое деление является административно-территориальным устройством. Структурные части административно-территориального устройства называются административно-территориальными единицами. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Деления на административно-территориальные единицы нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта). Административно-территориальное деление бывает двухзвенным - области, общины; трехзвенным - области, районы, общины; четырехзвенным - регионы, области, районы, общины. Согласно принятой во многих странах доктринальной концепции, различаются естественные и искусственные административно-территориальные единицы. Первые - это разного рода поселения, села, города, где люди исторически группировались для совместной жизни, обычно возле источников воды. Они выбирали для управления вождей, создавали свои коллегиальные органы управления - собрания, советы. Эта форма получила в современном праве название общинного (коммунального) самоуправления. Районирование территории страны актами государственных органов вызвало к жизни искусственные административно-территориальные единицы - воеводства, губернии, области, районы. В этих единицах, если они признаются территориальными коллективами, могут быть созданы выборные органы самоуправления или действуют только назначенные сверху чиновники (в Польше - воеводы, в Болгарии - управители областей, в Таиланде - губернаторы). Это региональные самоуправления, если есть выборные органы, и региональное государственное управление, если есть назначаемые чиновники. Региональные выборные органы самоуправления создают свою администрацию местного самоуправления. Вместе с тем во многих странах существуют промежуточные административно-территориальные единицы - районы, округа, где в отличие от других единиц страны представительные органы не избираются. Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры вышестоящих советов.
Особыми территориальными единицами являются крупные города с прилегающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, экологические округа и т.д. Они не считаются административно-территориальными единицами, не имеют органов самоуправления, и управления, хотя для решения своих вопросов создают комитеты и советы (иногда выборные). На особом положении находятся столичные округа, но в них также избираются свои коллегиальные органы. Территории в федерациях рассматриваются как особые административно-территориальные единицы и имеют особый порядок управления. В научной литературе встречаются различные подходы в определении моделей осуществления публичной власти на местах. Б.А. Страшун выделяет «две системы демократической организации власти на местах - англо-американскую и европейскую», при этом отмечая, что «моделей такой организации довольно много. По мнению В.Е. Чиркина, «существует четыре системы местных органов самоуправления: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов». А.И. Черкасов полагает, что следует различать три основные модели (системы), в целом соответствующие основным правовым системам (семьям) современности: англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую) и «советскую». Указанные модели основываются, прежде всего, на принципах, которые заложены в основе отношений местных органов, как между собой, так и с вышестоящими властями, базирующихся на национальных особенностях и традициях различных государств. Англосаксонская система присуща Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряду других стран. Характеризуется весьма значительной самостоятельностью органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и определением функций местного самоуправления и государственного управления на местах. В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет обычно на 2-4 года. Наряду с советом население непосредственно избирает некоторых должностных лиц - шерифа, атторнея, являющегося представителем данной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах - графствах), казначея.
В городах действуют хартии самоуправления, в соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо непосредственно гражданами, либо советами. В первом случае - это сильный мэр, получивший свою должность непосредственно от избирателей и нередко обладающий правом вето по отношению к решениям совета, во втором - слабый, во многом зависящий от совета. Данная система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов. Местные советы в пределах закона, обычая, сложившейся практики самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных, государственных органов. Контроль центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий, министерских инспекций, судебного контроля. Романо - германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом. Романо-германская система характеризуется сочетанием в органах на местах функций местного самоуправления и функций государственной власти. Она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. Основанием для применения определенного способа служат 2 момента: различие общинного и регионального звена административно-территориального деления и признание или непризнание данной единицы территориальным коллективом. В общинах существуют только выборные органы местного самоуправления - совет и мэр. Совет и мэр могут избираться населением, но раздельно. Иногда совет избирает коллегиальный орган: в Польше - правление во главе с избранным войтом. Никаких назначенных сверху администраторов - представителей государственной власти в общине нет. Существует несколько способов управления искусственными единицами: 1) в некоторых административно-территориальных единицах, которые не рассматриваются как территориальные коллективы, действуют только назначенные центром чиновники - органы государственной власти (губернаторы в Финляндии и Турции); 2) в административно-территориальных единицах, рассматриваемых как территориальные коллективы, одновременно действуют выборные советы и назначенные из центра чиновники (в областях Италии, в регионах и департаментах Франции). Так, во Франции органами местного самоуправления в коммунах являются коммунальные советы, избираемые населением, мэр и его заместители, образующие муниципалитет. Исполнительная власть на уровне коммун осуществляется мэром и его помощниками, которые избираются на 6 лет муниципальным советом из числа своих членов. Мэр сочетает функций главы муниципального образования и государственного чиновника. С проведением во Франции в 1982 г. реформы административно-территориального устройства функций местного самоуправления и прямого государственного управления на местах были отделены друг от друга на уровне департаментов и регионов. На уровне департаментов представительным органом является генеральный совет, избираемый на 6 лет с ротацией состава на 1/2 каждые три года. Исполнительная власть осуществляется постоянной комиссией, состоящей из председателя генерального совета, четырех заместителей и других членов. На уровне департаментов правительством назначаются должностные лица - префекты, которые контролируют деятельность территориальных подразделений министерств и ведомств в рамках департамента.
На уровне регионов действуют региональные советы представительные органы. Префект наиболее значительного департамента региона становится одновременно префектом этого региона. Необходимо отметить, что исследования последних лет в области местного самоуправления показывают, что различия между англосаксонской и континентальной моделями местного самоуправления непринципиальны, а сами модели имеют тенденцию к сближению. Обе модели базируются на сходных принципах, и основой местного управления здесь являются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и состязательных выборов. Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В некоторых странах эта система близка к охарактеризованной выше романо-германской системе, хотя в странах. Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. Кроме того, во многих странах Латинской Америки имеются крупные земельные латифундии и господство местных землевладельцев налагает существенный отпечаток на систему управления. При этой системе местной население избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта), иногда избирается коллегия должностных лиц. Алькальд одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством как его представитель в данной административно-территориальной единице. Он сосредотачивает в своих руках основные рычаги местного управления. Система советов принципиально отличается от предыдущих. Она применяется в странах социализма (Китай, КНДР, Куба, Вьетнам). Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган - исполнительный комитет - коллегиальный орган государственной управления в данной административно-территориальной единице. Исполнительный комитет действует согласно принципу двойного подчинения: вышестоящему органу управления и соответствующему местному совету. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни. Нельзя не учитывать, что в социалистических странах реальная власть принадлежит партийным организациям коммунистической партии, функционирующим на различных уровнях административно-территориального деления и принимающим все важнейшие решения.
Особые формы местного управления существуют в условиях военных режимов. В административно - территориальные единицы, особенно крупные, назначаются военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь назначают офицеров в нижестоящие административно - территориальные единицы. Назначенные должностные лица осуществляют управление на основе единоначалия с применением методов военного регулирования. Органы общинного самоуправления и управления. Существует несколько видов органов общинного самоуправления. На низовом уровне это может быть староста (солтыс в Польше), староста деревни и городского квартала. В селе, группе деревень, в мелкой общине (например, в Англии с числом менее 150 жителей) по мере надобности созывается сельский сход. В более крупных общинах гражданами избирается совет. Органом общины является также глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Важнейшая форма осуществления местного самоуправления - местные референдумы. Формами самоуправления являются также народная правотворческая инициатива и территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные комитеты). Они не имеют властных полномочий.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.011 с.) |