Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциализм и неклассические направления философии человека XX – XXI веков.
В отличие от позитивизма считавшего себя философией современной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Крупнейшим предшественником экзистенциализма, был датский философ С. Кьеркегор (1813-1858). Философия последнего явилась своеобразной антирационалистической реакцией не философию Гегеля. Кьеркегор считал, что эта философия страдает чрезмерным “объективизмом”, подчинением человека господствующему над ним объективному духу Нельзя не заметить долю истины в такой критике философии великого немца. Экзистенциализм знаменовал собой переход от “философии сущностей” к “философии существования”. Получит ли такая тенденция реалистический смысл? Возникновение экзистенциализма связано с закономерным ростом общественного интереса к проблемам человеческого существования, личности. Основы экзистенциалистской философии начали закладываться в России НА Бердяевым (1874-1948) и ЛИ Шестовым (1866-1938). Окончательно течение экзистенциализма оформляется после первой мировой войны Его основателями являлись в Германии К Ясперс (1883-1969) и М Хайдеггер (1889-1976), во Франции Ж-П Сартр (1908-1980), А Камю (1913-1960), Г Марсель (1,889-1973) Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель относятся к религиозной, Сартр, Камю, Хайдеггер - к атеистической ветвям экзистенциализма Центральная категория экзистенциализма - категория человеческого существования, или экзистенции. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной opганизации, законов и смысла. Экзистенция иррациональна, при этом подлинная экзистенция - это глубинный поток переживаний очищенный от всякого рода внешних, жизненных влияний. Экзистенциализм, таким образом, психологизирует человека, сводит человека - реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к тому же как чисто иррациональный поток переживаний. С позиции экзистенциализма важнейшим фактором человеческого существования является смерть. Человеческое существование определено к смерти, движение к которой придает смысл человеческому существованию. В отличие от предметов природы, исчезновение которых является просто их небытием, ничто, смерть, как небытие человека, является в то же время весьма существенной реальностью, бытием. Экзистенциализм включает поэтому своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, в котором смысл жизни определяется по существу движением к смерти. Такая диалектика жизни и смерти имеет явно негативный характер. С точки зрения здравого смысла, на который опирается научная философия, смысл жизни заложен в самой жизни как противоположности смерти; с позиций экзистенциализма движение к смерти придает смысл жизни.
Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен перед лицом смерти. Однако поскольку человек живет в обществе себе подобных, он ангажируется, принимает на себя определенную ответственность. Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критических ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти. Поэтому одной из важнейших проблем экзистенциализма оказывается проблема самоубийства. Весьма важное место в философии экзистенциализма занимает понятие трагедии человеческого существования. Человеческое существование трагично, поскольку человек определен к смерти, одинок, испытывает непрерывное давление чуждых ему бессмысленных сил природы и общественной жизни. Трагедия человеческого существования порождена отчуждением человека от общества, подавлением человеческой личности чуждыми ей силами общества. Проблема отчуждения занимает весьма важное место в философии экзистенциализма. Как известно, понятие отчуждения сущностных сил человека от самого человека, превращение этих отчужденных сил в господствующие над человеком силы общества было введено К. Марксом. Экзистенциализм, ссылаясь на Маркса, рассматривает отчуждение как феномен человеческой экзистенции, а не экономическое и политическое отношение. Экзистенциализм представляет собой гуманистическое направление в неклассической философии Запада, которое во многом правильно подметило действительное отчуждение человека в современной цивилизации, подавление личности стихийными силами общества. Ценным элементом философии экзистенциализма является представление о том, что человек, как личность, творит самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Эта идея так же явно перекликается с ранее выдвинутой Марксом концепцией человека как существа, творящего свое собственное бытие и свою сущность. Вместе с тем экзистенциализм, по нашему мнению, совершает крупную ошибку, сводя человека к его духовной жизни, к тому же понимаемой сугубо иррационалистически. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую, жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из действительно наличествующей “трагедии существования”.
34. Концепция цельного человека и богочеловека в русской философии XIX в. (Киреевский, Соловьев). Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке “внутреннего средоточия”, - в “собирании сил души”. И задача эта достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости”/Киреевский”/. Вл. Соловьева в первый период его духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882), охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию, "Философские начала цельного знания" (1877), докторскую диссертацию и, наконец, цикл из двенадцати публичных лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-честве". В этом изложении взгляда на теорию познания Соловьев разъясняет, что "основное содержание для психологии дано в действительности нашего духа, открываемой во внутреннем или психологическом опыте; точно так же основное содержание и для реальной метафизики как науки о божественных предметах, дается нашему уму в Божественном откровении, которое составляет религиозный опыт человечества". Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свободной теософии или положительной диалектики, сферы знания является единство всех познавательно-теоретических действий или актов человеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувствительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (духовного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии, науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направлений: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией: эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реализацией высших начал; рационализм является общей связью всей системы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верховное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что "знание в своем единстве есть теософия", предмет которой состоит в истинно-сущем или в сущем всеедином, составными частями которого оказываются органическая логика, метафизика и этика.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.005 с.) |