Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы онтологии в философии нового времени. Монизм – дуализм – плюрализм.
Для философии эпохи Возрождения была характерна натурфилософская гилозоистическая картина мира, полагавшая «жизнь» имманентным свойством праматерии и тяготевшая рассматривать Бога скорее в качестве «перводвигателя», а не демиурга. Новое естествознание внесло коррективы в эти представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в объяснении бытия мира. Органистическое истолкование бытия заменялось причинно-детерминистическим, в основу которого были положены успехи механики и математики. Декарт внёс ощутимый вклад в формализацию математического знания и применил эти методы к осмыслению бытия мира. В основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная, характеризующаяся протяжённостью, и духовная, характеризующаяся неделимостью. Материя редуцирована до чувственно воспринимаемой предметной реальности. Традицию отождествления материи с протяжённостью продолжили Гоббс и Ньютон. Их усилиями была сложена механистическая картина мира, в которой материи отводится роль инертной субстанции, не связанной в своём существовании с пространством и временем. Время понимается как чистая длительность, а пространство - как пустая ёмкость для вещества. Субъектом познания выступает индивид с присущими познавательными способностями (данными от природы или Бога) - чувствами и разумом. Объектом познания выступает природа. Цель познания - открытие универсальных и вечных законов бытия, которые в основном сводились к законам механики. Упрощённое понимание мира приводило к тому, что на первый план выступало изучение не качественных, а количественных характеристик бытия. Сложившуюся ситуацию пытался поправить нидерландский философ Спиноза. Дуализму философии Декарта он противопоставил учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяжённость (телесность) являются атрибутами единой и неделимой субстанции, которая тождественна природе, Богу. Бог у Спинозы, как и у Бруно, - это самоактивность, самопроизводящая сила природы (causa sui - причина самой себя). Тождество Бога и природы Спиноза сделал центральным пунктом онтологии. Всё, что существует. содержится в субстанции нет ничего, и она содержит в самой себе. Вещь - модусов - единичное проявление единой субстанции. Субстанция вездесуща в пространственном отношении и вечна во времени. Спиноза сделал попытку объяснить мир из самого себя, но его рационалистический метод увёл на путь абстрактных непререкаемых истин о мире. Если принять положение Спинозы о тождестве субстанции и природы, то как тогда объяснить отношение бесконечного и конечного, неизменность субстанции и изменчивость мира вещей. Этот вопрос остался открытым. Лейбниц предложил учение о дискретности субстанции. Место единой субстанции заняло множество. Эти субстанции - монады - представляют собой духовные, наделённые внутренней активностью единицы бытия, образующие умопостигаемый первичный мир. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и души. Мыслитель предпринял попытку соединить телеологию (каждой вещи присуща своя цель) и механическую причинность, объясняющую поведение каждой единицы бытия. Отрицание сущностного взаимодействия физических тел предвосхищало субъективизацию категорий взаимодействия и причинности, а усмотрение диалектики только в мире духовного готовило почву под последующего отчуждения Абсолютного духа. Французские мыслители решали онтологические проблемы с позиций материализма. Жюльен Ламетри (1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеций (1715-1771) и Дени Дидро (1713-1784) провозгласили материю единой субстанцией мира, неразрывно связанной с движением. Движение рассматривалось не как внешнее, а как внутреннее свойство, как способ существования. Идея единства материи и движения снимала проблему перводвигателя и отметала концепцию деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия). Вселенная предстала как «необъятная и непрерывная цепь причин и следствий». Материя бесконечна в пространстве и вечна во времени, тем не менее её познание возможно, ибо она состоит из атомов - неделимых частиц. Такая позиция вела к отождествлению материи с массой. С одной стороны, это позволило определить материю как «то, что воздействует каким-нибудь образом на наши органы чувств», c другой стороны, это стало одним из источников кризиса философских основ физики в начале 20 века. Движение понималось преимущественно как механическое. Взаимосвязь событий и взаимодействие явлений воспринимались на уровне внешних связей (по типу механических), что вело к абсолютизации необходимости и недооценке случайности. Так сложилась концепция механического детерминизма и соответствующая ей методология, которая в применении к познанию природы и общества грешила упрощением и вульгаризацией. Специфика онтологии философии Нового времени отразилась на гносеологии, основными противоборствующими сторонами которой были рационализм и сенсуализм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.005 с.) |