Анализ образов античных богинь в мировой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ образов античных богинь в мировой культуре



 

Источником вдохновения коллекции служит культура античности. В частности, каждая модель коллекции воплотила в современности одну из них: Тефида – богиня рек и потоков, Фемида – правосудия, Фортуна – удачи, и Пандора – первая женщина, героиня известного мифа. Каждая из них имеет уникальную историю и характерные черты, которые послужили и основой для образов разрабатываемой коллекции.

Тефида, (Те́фия, Те́тия, Ти́фия или Тетис), в древнегреческой мифологии одно из древнейших божеств моря, титанида, божество, дающее жизнь всему сущему [1].

 Титанида Тефида одна из дочерей Урана-Неба и Геи-Земли. Она вышла замуж за своего брата титана Океана и родила ему бесчисленное множество детей - три тысячи речных потоков и три тысячи дочерей океанид.

Имя Тефиды с греческого означает "бабушка" или "тётка", возможно оно связано с индоевропейским словом "мать", скорее всего это указывает на необычайную плодовитость божества. Есть и другая гипотеза, утверждающая, что имя происходит из угаритского языка (мёртвый язык древнего Угарита, семья семитских языков), слово Ta(m)tu означает "океан".

У поздних поэтов Тефида становится просто эпитетом моря и не персонифицируется [10].

Фортуна, лат., греч. Тиха (Тихе) — римская богиня счастья, счастливого случая.

Фортуна была самой непостоянной из всех богинь и раздавала свои дары вслепую. Тем не менее (или, может быть, именно потому) она пользовалась большим уважением. Римляне старались всеми средствами снискать ее благоволение и воздвигали ей больше храмов и статуй, чем другим богиням. Она была объектом частного и общественного культа; как Фортуна Патрициа она считалась покровительницей патрициев, как Фортуна Эквестрис — покровительницей сословия всадников, как Фортуна Плебейя — покровительницей плебса. Соответственно Фортуна была специализированной покровительницей мужчин, женщин, девушек и детей.

Подобно греческой Тихе, Фортуна тоже считалась дочерью титана Океана. Однако в некоторых городах Фортуну почитали как перворожденную дочь Юпитера — Фортуну Примигению (Первородную), в частности в Антии и Пренесте. Близкой к Фортуне богиней была богиня счастливого случая Форс (Форта) — возможно, более древняя; в результате ее слияния с Фортуной возникла богиня Форс Фортуна [11].

Согласно преданию, культ Фортуны ввел в Риме Сервий Туллий, который благодаря ее благосклонности из раба превратился в царя; он же заложил первый храм Фортуны (в 7 в. до н. э., если верить летописцам). Главное святилище Фортуны находилось на Квиринале (с конца 2 в. до н. э.), где ее почитали как покровительницу всего римского народа, а со времен Августа — и как покровительницу императорской особы. Великолепный храм Фортуны, сравнительно хорошо сохранившийся до сих пор, находился в Пренесте. После переноса столицы Римской империи в Константинополь император Константин велел возвести наряду с христианскими храмами и ряд языческих; самым выдающимся из них был именно храм Фортуны.

Большая статуя Фортуны стояла в Риме на Капитолии; на территории всего римского мира археологи нашли множество копий этой статуи, а также других статуй Фортуны (например, в 1962 г. в румынской Констанце была найдена «Фортуна Понтийская», 2—3 вв. и. э.).

Средневековые богословы никоим образом не могли принять во внимание, что слепые и неупорядоченные силы влияют на течение событий. Тем не менее, Фортуна прочно вошла в европейскую культуру и осталась неподвластной времени и догмам. Пришлось капризную языческую богиню поставить на службу Божественному провидению.

Классическая аллегория своеобразно трансформировалась в художественном языке Питера Брейгеля Старшего. На картине «Несение креста» автор странным образом поместил шествие на Голгофу между двумя символами Фортуны — мельницей с вращающимися крыльями и деревянным столбом, увенчанным колесом, в котором угадывается виселица.

От роскоши и богатства к нищете, или же обратный поворот судьбы — обычный удел карточного игрока. Выигрыш — каприз фортуны, а она так нужна солдатам. Не зря же их называют «солдатами удачи». Эта тема часто присутствует в сценах распятия Христа.

Сюжеты с изображением карт, игроков, костей имеют символический смысл. Атрибуты азартных игр — это напоминание о смерти, которая сама по себе часто представляется игроком, а человек осмеливается бросить вызов и начинает с ней свою игру, где победитель лишь один.

Большинству людей знакома библейская легенда о создании Адама и Евы. Древнегреческая версия сотворения человечества менее известна и более причудлива. Мужчины и женщины не были созданы примерно одновременно, как в Библии. Мужчины существовали долгое время без женщин и со временем деградировали. Первую женщину ― Пандору ― создали не как подарок человеку, а в качестве наказания.

В древнегреческой легенде о сотворении мира говорится о пяти эпохах, однако сложно понять, в какую эпоху создали Пандору.

Зевс слепил девушку из земли и воды, вдохнул в неё жизнь, дал человеческий голос и силу. Затем все боги наделили её разными способностями. Афина научила рукоделию. Афродита наделила шармом и умением обольщать. А Гермес поделился с Пандорой плутовским характером. Поскольку девушку одарили все боги, она получила имя Пандора, что означает «всем одарённая».

Гермес послал Пандору Эпиметею, брату Прометея, как дар. Прометей просил своего брата не принимать никаких подарков от Зевса. Но когда Эпиметей увидел Пандору, он забыл о предупреждении и сделал её своей женой.

Зевс был доволен: ловушка сработала. В качестве свадебного подарка он дал Пандоре красивый ящик (в оригинальной версии Гесиода речь шла о «пифосе», то есть кувшине. В XVI веке это слово ошибочно перевели как ящик). Было одно условие: Пандора не должна открывать ящик/кувшин.

Помимо прочего боги наделили Пандору любопытством. Её мучил вопрос: что в ящике? Она не понимала, почему Зевс дал ей свадебный подарок, но не разрешил видеть его. Под конец она уже не могла думать ни о чём, кроме как о том, что находится в ящике.

Пандора не вытерпела. Когда Эпиметея не было дома, она открыла ящик. Из него вылетели призрачные создания: болезни, нищета, печаль, отчаяние, смерть и всё зло мира. Пандора захлопнула крышку, но было слишком поздно. Содержимое ящика разлетелось по миру, всё, кроме одной вещи, которая лежала на дне ― Надежды.

Пандора выпустила и Надежду. Она выпорхнула из ящика, залечивая раны, наносимые освобождённым злом. Даже сегодня, в самую тёмную пору жизни человечества, Надежда по-прежнему жива.

Миф о ящике Пандоры достаточно популярен в искусстве, особенно в кинематографе и литературе. До сих пор используется устойчивое выражение «открыть ящик Пандоры». Не обделили вниманием Пандору и художники, наиболее известная работа на этот сюжет принадлежит английскому художнику Джону Уильяму Уотерхаусу. На картине «Пандора перед ящиком» (1883) изображена очень красивая девушка. Ее полуобнаженная неподвижная фигура находится в центре картины, что создает ощущение безысходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет. Чтобы усилить чувство трагичности происходящего Уотерхаус использует специфичный сумрачный колорит (оттенки коричневого, серого, болотно-зеленого), на фоне которого обнаженное женское тело еще больше привлекает внимание и кажется незащищенным на фоне мрачного леса на заднем плане.

Лицо Пандоры является центром композиции, оно выделено цветом и светом. Художник немного отошел от классического мифа и изобразил неподдельное удивление на ее лице, словно она открыла ящик не по злому умыслу, а по незнанию. Ларец, который открыла Пандора, необыкновенно красив, поэтому неудивительно, что он привлек ее внимание. Кстати, он расположен на картине так, что попадает в поле зрения немного раньше самой Пандоры.

Есть картина «Пандора» и у основателя братства прерафаэлитов Данте Россетти. В качестве первой женщины на Земле художник изобразил свою возлюбленную – Элизабет Сиддал. Пандора Россетти держит в руках ларец, а ее лицо полно решимости завершить задуманное. А вот французский символист Редон Одилон свою «Пандору» (1912) изобразил задумчивой на нежном фоне из цветов и сумеречного неба. Вообще, для символизма характерно обращение к древнегреческим мифам. Такая же задумчивая женщина изображена на картине «Пандора с ларцом» (1882) Жюля Лефевра. Этот художник специализировался на изображении прекрасных девушек. И именно женскую красоту он старался подчеркнуть у Пандоры, так как для него она в первую очередь женщина. Одно из самых ранних изображений Пандоры принадлежит голландскому художнику Николя Ренье. На своей картине «Аллегория суеты» (1626) он изобразил женщину (Пандору) открывающую сосуд, стоящий на столе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.008 с.)