Кантилена (итал. Cantilena «песенка» от лат. Cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кантилена (итал. Cantilena «песенка» от лат. Cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная.



 

Кроме того, термин nакже обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.

 

Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра.

Суть приёма состоит в плавном, певучем переходе от звука к звуку. Связное, плавное кантиленное пение - это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты.

Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, - пение legato- еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность - певучесть - обязательно требует свободно льющегося звука. Распевность достигается выравниванием гласных и умением быстро и четко произносить согласные.

Так же большое значение в освоении кантиленного пения имеет вибрато, оно в классике должно быть непрерывным.

Кантиленность вырабатывается постепенно, при нахождении правильной координации в работе голосового аппарата. Звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и звук начинает «тянуться». Это говорит о нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Дыхание расходуется наиболее экономно, правильно.

Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивое вибрато.

Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato.

Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.

Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции.

Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.

Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Разные гласные звуки, если они не выровнены, меняют работу голосовых связок, а согласные нарушают певческое положение гортани. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее. Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.

Пение legato предполагает связное пение при точном переносе звука с ноты на ноту, без захвата промежуточных тонов. Другой вид связного пения - portamento - предполагает перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссандирует с ноты на ноту вверх или вниз.

Так же термин кантилена может обозначать жанр не только вокальной, но и инструментальной музыки, для которого характерна напевная, льющаяся мелодия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.005 с.)