Экстраординарная образная память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстраординарная образная память



 

Затронув тему мысленных образов, невозможно не упомянуть русского мнемони- ста Шерешевского, обладавшего блестящей памятью, большей частью опиравшей- ся на создание мысленных образов. А. Р. Лурия, долгие годы изучавший память этого удивительного человека, написал о нем замечательную книгу под названием

«Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)». Исключительные спо-


 

 

Если вы когда-либо жили в Москве, здания вокруг Красной площади могут быть удобными визуаль- ными «ключами» для удержания материала, который вам хотелось бы запомнить.

собности Шерешевского были впервые замечены, когда тот работал репортером. Как-то раз редактор обратил внимание, что его подчиненный не записал ни одно- го поручения. Тем не менее он слово в слово сумел повторить все, что ему было задано, причем сам он считал это само собой разумеющимся. Редактор, заподоз- рив, что перед ним необычное явление, направил его в Луриевскую психологиче- скую лабораторию для исследования памяти, где была проведена проверка его па- мяти, включавшая серию заданий возрастающей сложности. Оказалось, что объем информации, который он мог удерживать в своей памяти, неограничен — он за- поминал ряды более чем из ста цифр, длинные строки бессмысленных слогов, сти- хи на неизвестных языках, сложные фигуры, замысловатые формулы... Он мог бе- зошибочно повторить весь предъявлявшийся материал в прямом или обратном порядке и был способен воспроизвести все это спустя многие годы!

В чем же заключался секрет удивительной памяти Шерешевского? У него об- наружилась выдающаяся образная память. Он мог не только быстро и легко со- здавать множество зрительных образов, он обладал также блестящей способнос- тью к синестезии. Этот термин означает явление, при котором под воздействием стимула одной модальности создается образ также и в другой модальности. Си- нестезия в умеренном объеме является весьма распространенным явлением; у многих людей высокие звуки ассоциируются с яркими цветами и низкие звуки — с более мрачными тонами. Не таким уж редким является ассоциирование дней недели с цветами. Однако для большинства людей тенденция к переносу образа из одной модальности на другую невелика и имеет очень слабое практическое значение. В случае же с Шерешевским степень взаимного наложения модально- стей была поистине безграничной. Например, когда ему предъявлялся тон в 2000 герц, он говорил: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный


 

цвет... полоска шершавая, неприятная... неприятный вкус, вроде пряного рассола... Можно поранить руку». Когда с ним беседовал коллега Лурии (Л. С. Выготский), он сказал ему: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос». Цифры для него обладают формой и цветом: «1 — это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое, 2 — более плоское, четырехугольное, беловатое, бывает чуть серое...» Цифры также напоминают ему людей, «1 — это гордый стройный человек, 2 — женщина веселая». Все, что требовалось запомнить, он сразу же перешифровывал в наглядные образы. Запоминая даже самый сухой и скучный материал, он создавал в

своей голове яркие образы, не только зрительные, но Александр Романович Лурия, рус-


также звуковые, тактильные и обонятельные.


ский нейропсихолог, давший клас- сическое описание удивительной


Шерешевский стал профессиональным мнемо- памяти Шерешевского.

нистом и выступал на сцене, демонстрируя свои

необыкновенные способности. Его природная синестезия дополнилась рядом мнемотехник, включая расположение объектов вдоль знакомой улицы и придумывание сюжетных историй с участием запоминаемых объектов. Вот, например, история, с помощью которой он запоминал чрезвычайно сложную бессмысленную формулу, часть которой здесь приведена:

«Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, которое напоминало корень (V), и подумал, что не удивительно, что дерево вы- сохло и обнажились корни: ведь оно стояло еще тогда, когда я строил вот эти два дома (d2), и опять ткнул палкой (.). Он говорит: дома старые, придется на них поставить крест (X), это даст большое умножение капитала, 85 тысяч капитала он вложил в это (85). Крыша отделяет его (), а внизу стоит человек и играет на

терменвоксе (vx). Он стоит около почты, а на углу — большой камень (.), что- бы подводы не задевали дома........................» Эта причудливая история помогла ему не только

безошибочно воспроизвести формулу, но и вспомнить ее спустя 15 лет!

Хотя такая чудесная синестезия давала Шерешевскому массу возможностей, она же причиняла ему некоторые неудобства. Например, если при чтении мате- риала для запоминания кто-то закашливался, этот кашель оставлял отпечаток в его памяти в виде пятна или клуба дыма, что угрожало помешать последующему припоминанию. Его синестезия также создавала дополнительные трудности при припоминании материала, заучивавшегося со слуха, поскольку легкое различие в интонации голоса говорящего было способно совершенно изменить образ; ино- гда вследствие этого он не мог понять даже сравнительно простые тексты. «Каж- дое слово вызывает образы, и они находят друг на друга, и получается хаос...

Я ничего не могу разобрать.., а тут еще ваш голос... и еще пятна И все смеши-


 

вается». Высокая его способность к ассоциации также создавала трудности при чтении. Он дал следующий отчет о своей попытке понимания фразы «Работа нор- мально началась»: «Я читаю: работа нормально началась... Работа — я вижу... идет работа... завод... а вот «нормально» — это большая румяная женщина. Нормаль- ная женщина... и «началась»... Кто началась?...Как же это... Индустрия... завод... и нормальная женщина... и как же это все совместить?.. Сколько мне нужно от- бросить для того, чтобы простой смысл стал ясен...»

Шерешевский был весьма успешен в качестве профессионального мнемонис- та. Однако он испытывал колоссальные трудности с забыванием ненужной ин- формации; дело дошло до того, что его память оказалась набита до отказа всевоз- можными вещами, которые он не желал помнить. В итоге он придумал простое решение проблемы: он воображал эту информацию написанной на доске, а затем представлял себя стирающим ее с доски. Как ни странно, это прекрасно помога- ло ему забывать ненужные сведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.007 с.)