В диалоге предполагается возможность представления и сопоставления компонентов педагогической системы с различных точек зрения, разных перспектив. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В диалоге предполагается возможность представления и сопоставления компонентов педагогической системы с различных точек зрения, разных перспектив.



Наблюдается явление межсубъектной смысловой перспективы, основанное на динамике интерпсихических функций в зоне диалога. Способность услышать ту или иную точку зрения на существующую педагогическую проблему, пересмотреть собственный взгляд активизируют и развивают процессы децентрации. Проблемное видение – это не точка-центр, а встреча мнений, вокруг чего строится и непрерывно перестаивается динамика диалога; это «пересечение» взглядов, соединяющихся вокруг проблемы разнообразными способами. В действительности сама «проблемность» определенной проблемы есть не что иное, как выражение диалектического соприсутствия взглядов. Взаимопроникновение мнений в ходе представления и анализа ситуации помогает синтезировать полифункциональное, гармоническое рассмотрение и осмысление педагогических проблем.

Когнитивная эмпатия, осуществляясь через проекцию субъективных пониманий, по существу представляет собой способ видения и реконструкции педагогической ситуации с целью наиболее полного и эффективного анализа в диалоге. Когнитивная эмпатия может протекать как в форме рефлексивного рассуждения в ходе анализа педагогической ситуации, так и в форме «ролевого обмена» в ситуации игры. Решение может возникать путем логических выводов, сопоставлений, размышлений или в форме инсайта – внезапно быстрого, интуитивно найденного решения. Полицентрический анализ, позволяющий добиться диалогического состояния знания, признает существование нескольких позиций относительно педагогической ситуации или педагогического факта. Это означает, что механизм когнитивной эмпатии преодолевает фиксированность на собственной точке зрения, изменяет эгоцентрическое состояние знания.

Когнитивная эмпатия способствует развитию эмотивной эмпатии. Эта особенность наблюдается в ролевом

разыгрывании педагогических ситуаций, когда, с одной стороны, необходимо «слиться» с ролью, а с другой – тонко чувствовать партнера по диалогу.

А.П. Петровский рассматривает эмпатию как акт интерперсонального отождествления, в котором переживания другого репрезентированы субъектом как собственные. Ролевая игра активизирует механизм приобщения к состоянию другого человека, стимулирует студентов к аффективному пониманию, к переживанию выражаемой эмоции.

В качестве механизма эмотивной эмпатии выступает проникновение – субъектный процесс извлечения информации об эмоциональных состояниях личности по открытым для наблюдения переменным.

Среди таких признаков, определяющих понимание состояний и мотивов поведения личности, можно назвать интонирование, вербальный компонент, мимику и пантомимику. Проникновение сопряжено с эмоциональным откликом на состояние другого лица– вчувствованием.

Термин «вчувствование» (от нем. еin –3 יвי, fuhlung – יчувство, соприкосновение י) был впервые введен Т. Липпсом в 1907 г. и определялся как процесс эмоциональной идентификации с субъектом с последующим редуцированием эмоций в себе. Произвольность является ведущим признаком вчувствования, отличающим его от инстинктивного эмоцио-

нального «созвучия» – синтонии. Психолог И.И. Юсупов отмечает: «Вчувствование – это проникновение в эмоциональное состояние личности и воссоздание его образа в своей психике. Преобразование переменных состояний субъекта происходит с сохранением инвариантных характеристик поступаемых

В интерперсональных ролевых отношениях в диалоге состояние эмпатии возможно, когда эти отношения обладают свойством привлекательности для студентов, интересно и необычно выстраиваются в ситуации. Она может стимулировать процесс аттракции у личности, обладающей высокоразвитой сензитивностью. Студентами в диалоге рассматриваются, воплощаются и анализируются такие неосознанные формы эмпатии, как подражание и «эмоциональное заражение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.004 с.)