Природные ресурсы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные ресурсы Российской Федерации



1. Земельные ресурсы: земельный фонд и его структура; экологические проблемы земледелия; рациональное землепользование.

2. Лесные ресурсы: экологические функции лесов России; категории лесов и их хозяйственное использование; Современное состояние лесного хозяйства России и его проблемы.

3. Водные ресурсы: распределение водных ресурсов и водообеспеченность регионов страны, водохозяйственный баланс; проблема качества поверхностных вод; рациональное использование и охрана водных ресурсов

4. Топливно-энергетические ресурсы: ископаемые ресурсы (уголь, нефть, сланцы, природный газ, урановая руда): геотермальные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы.

5. Ресурсы черной и цветной металлургии

Рациональное использование природных ресурсов»

1. Климатические ресурсы: характеристика, особенности использования, проблемы охраны.

2. Рекреационные ресурсы: характеристика, особенности использования, проблемы охраны.

3. Культурно-исторические ресурсы: характеристика, особенности использования, проблемы охраны.

4. Лесные ресурсы: вклад ресурсов Российской Федерации в углеродный баланс планеты, проблемы лесовосстановления.

5. Характеристика природных ресурсов Московской области.

Охрана природы и окружающей среды

1. Охрана природы в процессе ее использования.

2. Регламентация хозяйственной деятельности человека в целях поддержания

экологического равновесия

3. Основные формы охраняемых территорий Московской области.

4. Характеристика некоторых ООПТ Московской области

5. Красная книга Московской области.

 

 

Задание 1.

Оценка фактического уровня загазованности и расчет валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта (по Методические указания к выполнению практической работы «Оценка фактического уровня загазованности и расчет валовых выбросов вредных

веществ от автотранспорта» /Сост. – Ростов – н/Д; Рост. гос. строит., ун – т, 2011 г.

Схема выполнения задания

· Ознакомление с общими сведениями по загрязнению атмосферного

воздуха автотранспортом;

· Проведение замеров фактического уровня загазованности транспортных магистралей и определение характеристик транспортных потоков и застроенных территорий, прилегающих к транспортным магистралям;

· Обработка экспериментальных данных

 

Общие сведения.

Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха являются выхлопные газы автомобиля.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха зависит от качественного состава отработанных газов, типа двигателя автомобиля, его технического состояния, мощности и режима работы, вида применяемого топлива. В настоящее время наиболее широко на автомобилях применяются бензиновые двигатели с искровым зажиганием. Эти двигатели с отработавшими газами выбрасывают в окружающую среду окись углерода, окислы азота, разнообразные углеводороды, соединения свинца и другие.

В отличие от промышленных источников загрязнения, привязанным к определенным площадкам и отделенных от жилых застроек санитарно –защитными зонами, автомобиль является движущимся нестационарным источником загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха.

 Автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную смесь токсичных компонентов, основными из которых являются озон, пары воды, диоксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, углеводород нефти, альдегиды и др.

       Механизм образования наиболее многочисленной группы веществ – углеводородов нефти можно свести к следующим стадиям. На первой стадии сложные углеводороды, из которых состоит топливо, под воздействием термических процессов разлагаются на ряд простых углеводородов и сводных радикалов. На второй стадии в условиях недостатка кислорода атомы водорода отщепляются от образовавшихся продуктов. Полученные соединения  объединяются между собой во все более циклические, а затем полициклических  ароматических углеводородов, в том числе бензапирен.

(Состав выхлопных газов  автомобиля колеблется в значительной степени и зависит от: типа двигателя табл.1; режима его нагрузки, технического состояния (табл.2); качества топлива, квалификации и опытности водителя.

 

       Таблица 1 Примерный состав выхлопных газов карбюраторных

компонент Карбюраторные двигатели, %(об) Дизельныые двигатели (об)
Азот 74 - 77 76 - 78
Пары воды 3,0 – 5,5 0,5 – 4,0
Диоксид углерода 5,0 – 12,0 1,0 – 10,0
Оксид углерода 0,5 – 12,0 1,0 – 0,5
Оксиды азота 0,0 – 0,8 0,0002 – 0,5
Углеводороды неканцерогенные 0,2 – 3,0 0,009 – 0,5
Сажа (г/м3) 0,0 – 0,4 0,01 – 1,1

                         и дизельных двигателей

 

       Таблица 2 Удельные качества вредных веществ, выделяющихся при одном

                              выезде автомобиля из помещения, г/(д.с. выезд)

компонент Легковые автомобили Грузовые автомобили Наименование помещений
Оксид углерода 1,2/0,02* 1,7/0,5

Хранение автомобилей

Оксиды азота 0,03/0,2 0,03/0,2
Оксид углерода 0,8/0,016 1,4/0,4

Пост техобслужи-вания и текущего

ремонта автомобилей

Оксиды азота 0,024/0,16 0,024/0,16
Оксид углерода 0,27/0,006 0,006/0,3

Пост мойки и уборки автомобией

Оксиды азота 0,12/0,01 0,07

       Примечание. В числителе указаны удельные количества вредных веществ,

       для грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями, в

       знаменателе – с дизельными двигателями.

Задание 2. Средообразующая роль леса

 

1.1.Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы функции водоохранных лесов?

2. В чем различие понятий «водоохранные леса» и «водорегулирующие леса»? Какое из них, на ваш взгляд, более широкое и почему?

3. Как влияет лесистость на речной сток? В чем причины неоднозначных выводов по этому вопросу, полученных различными исследователями?

4. Назовите основные функции берегозащитных лесов. Каковы их особенности?

5. Как влияют на речной сток состав древостоев, их возраст и производительность?

6. Объясните, почему контрасты в значениях речного стока имеют место в меженный период?

7. Как влияют сплошные рубки на речной сток?

8. В какое время года в наибольшей степени проявляется водоохранная роль леса и почему?

9. Влияет ли лесистость бассейна рек на качество воды в них?

 

1.2. Дайте оценку водорегулирующей роли леса, используя следующую формулу А.И.Миховича: ДСГ = ДО - ДСП - ДИ, где ДСГ - изменение среднемноголетней величины годового подземного стока под влиянием леса;ДО - изменение среднемноголетней суммы осадков;ДСП - изменение годовой величины поверхностного стока;ДИ - изменение годового суммарного испарения влаги лесом по сравнению с полем. Вариант 1. В бассейне реки преобладают суглинистые почвы, на которых могут произрастать дубовые древостой, и супесчаные почвы, которые заняты сосняками. Годовая сумма осадков в бассейне реки равна 682 мм, поверхностный сток — 66 мм, подземный сток – 13 мм, суммарное испарение - 603 мм. Под влиянием леса количество осадков увеличилосьна 10%, поверхностный сток снизился на 50%. Среднегодовое суммарное испарение дубовыми лесами на свежих почвах - 683 мм, на влажных и сырых -727 мм (эти почвы занимают соответственно 50 и 10% площади бассейна). На 40% площади на свежих и влажных почвах произрастают сосняки, суммарное испарение этими лесами - 648 мм.          Ответьте на следующие вопросы:- увлажняющую или иссушающую роль будет играть лес;- как изменится суммарный годовой речной сток;- как изменится подземная составляющая речного стока (при условии полного облесения водосбора)? Вариант 2. В бассейне реки преобладают песчаные и супесчаные почвы. Годовая сумма осадков равна 641 мм, поверхностный сток - 61 мм, подземный сток - 19 мм, суммарное испарение - 561 мм. Под влиянием сосновых лесов сумма осадков увеличилась на 10%, поверхностный сток уменьшился на 50%. На 80% территории сосновых лесов преобладают свежие почвы, на 15% - влажные и на 5% - сырые, суммарное испарение равно соответственно 532, 646 и 718 мм.          Ответьте на следующие вопросы:-как изменится суммарный годовой речной сток;-как изменится подземная составляющая речного стока;- велика ли увлажняющая роль сосняков?

Методические рекомендации к написанию курсовой работы

 

Примерные темы курсовых работ

1. Экологические проблемы использования лесов в Московской области» (в…. районе Московской области).

2. Экологические проблемы использования водных ресурсов в …. Регионе.

3. Экологические проблемы использования земельных ресурсов в Московской области» (в…. районе Московской области)

4. Виды и типы природопользования в Московской области» (в…. районе Московской области).

5. Территориальная организация в отраслях природопользования.

6. Управление отходами: проблемы Московского региона (….. района) /опыт зарубежных стран

7. Экологические и социально-экономические аспекты развития рекреационного природопользования.

8. Оптимизация землепользования в населенном пункте.

9. Проблемы городской среды.

10. Трансформация окружающей среды в процессе урбанизации территории.

11. Природопользование района /области/республики и пр.

 

 

Материалы для написания курсовой работы:

· Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей средыРФ в 2015 году – сайт Министерства природных ресурсов РФ, раздел «Документы»: http://www.;

· сайты субъектов федерации;

· сайт НИА «Природа» http://www. priroda. ru/lib;

· «Россия в окружающем мире» – аналитические ежегодники (М.: Изд-во МНЭПУ)

· Промышленность России (статистический ежегодник);

· Доклад о мировом развитии (материалы Всемирного банка);

· Природно-ресурсный комплекс РФ. Использование и охрана природных ресурсов в России. – М., 2000

· прочая научная и справочная литература.

 

Вопросы к экзамену по итогам освоения дисциплины

 

1. Этапы антропогенного воздействия на окружающую среду.

2. Основные направления воздействия на биосферу современного человека, группы источников воздействия.

3. Экологические кризисы: причины и последствия.

4. Антропогенное воздействие на атмосферу.

5. Природопользование: сущность понятия. Принципы рационального природопользования.

6. Понятие о природных ресурсах и их видах. Классификации природных ресурсов.

7. Концепция ресурсных циклов и ее значение для оптимизация обмена веществ между обществом и природой.

8. Водные ресурсы. Общая характеристика использования.

9. Экологические проблемы водных ресурсов: истощение водных ресурсов, проблема чистой воды на планете. Принципы рационального использования водных ресурсов.

10. Минеральные ресурсы. Классификационные признаки. Общая характеристика использования.

11. Экологические проблемы, связанные с использованием минеральных ресурсов.

12. Лесные ресурсы. Общая характеристика использования.

13. Экологические проблемы, связанные с использованием лесных ресурсов, их причины и последствия. Принципы рационального использования лесных ресурсов.

14. Земельные ресурсы. Общая характеристика использования.

15. Экологические проблемы: эрозия почв, проблема опустынивания, истощение пахотного слоя, уменьшение площадей пахотных почв, загрязнение земель в результате хозяйственно-производственной деятельности. Причины и последствия, пути и методы решения проблемы. Принципы рационального использования земельных ресурсов.

16. Биологические ресурсы - ресурсы растительного и животного мира. Общая характеристика использования.

17. Рыбное хозяйство как отрасль биологического природопользования, структура, ресурсная основа рыбного хозяйства.

18. Экологические последствия рыбохозяйственной деятельности: прямые и косвенные. Оптимизация рыбного хозяйства

19. Особенности антропогенного воздействия на биоту Экологические проблемы: сокращение численности, исчезновение видов, сокращение ареалов существования. Причины и последствия, пути и методы решения проблемы.

20. Административно-правовые механизмы управления природоохранной деятельностью.

21. Охрана природы как необходимое условие рационального использования естественных ресурсов.

22. Заповедание и его назначение. Природно-заповедный фонд Российской Федерации.

23. Ресурсно-отраслевое и территориальное управление природопользованием.

24. Управление промышленными и транспортными геосистемами.

25. Управление сельскоозяйственными и лесными геосистемами

26. Регулирование геосистем природоохранного назначения.

27. Концепция экологической политики.

28. Международное сотрудничество. Принципы сотрудничества. Международные организации, конференции и соглашения.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к рабочей программе дисциплины

«Основы природопользования»

Рассмотрено на Учебно-методическом совете,

 протокол № ___ от «___»_____20__г.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1.Перечень компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины (модуля) с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы – ПК-6; этапы формирования данных компетенций в процессе освоения ОП представлены в Паспорте компетенций.

2.Показатели и критерии оценивания компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины, описание шкал оценивания представлены в  Паспорте компетенций, а также в таблице 1.

  «Знать» «Уметь»

«Владеть навыками

И/или иметь опыт»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.054 с.)