Дмитровский р ыбохозяйственный технологический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дмитровский р ыбохозяйственный технологический институт



Дмитровский р ыбохозяйственный технологический институт

 

  УТВЕРЖДАЮ: Директор Института, канд. эконом. наук, доцент  ___________________ А.А.Солоненко  Рассмотрено на Учебно-методическом  совете, протокол № ___ от «___»_____________ 2017 г.  

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

Основы природопользования

Направление подготовки

 

05.03.06 Экология и природопользование

 

Профиль (направленность, специализация) подготовки

«Экология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Согласовано: Зав. каф. «Экология», доктор биол. наук, профессор   ______________ М.Ф. Вундцеттель   «____»____________2017 г. Автор: д-р.биол.наук, профессор каф. «Экология»   ______________ М.Ф. Вундцеттель Программа рекомендована кафедрой «Экология» Протокол №___ от «____» _______ 2017 г. Зав. каф. «Экология», доктор биол. наук, профессор   ______________ М.Ф. Вундцеттель  

 

 

Рыбное- 2017

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю):

Код

Определение

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми

результатами

 освоения образовательной программы

Знать Уметь Владеть навыками и (или) иметь опыт
ПК-6 знать основы природо-пользования, быть спо-собным понимать, изла-гать и критически анали-зировать базовую инфор-мацию в области эколо-гии и природопользо-вания знать основы природопользо-вания излагать и кри-тически анали-зировать базо-вую информа-цию в области экологии и при-родопользова-ния методами анна-лиза базовой информации в области эколо-гии и природо-пользования

Место дисциплины в структуре ОП

Профессиональный цикл, базовая ( общепрофессиональная ) часть. Читается на 3 году бакалавриата в 5 семестре обучения.

Цикл (раздел) ОП, к которому относится данная дисциплина (модуль): Б1.В.ОД.7.5
Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частям ОП (дисциплинами (модулями), практиками): «Охрана окружающей среды»; «Оценка воздействия на окружающую среду»;, «Экологическая экспертиза», «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды», «Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды», «Экологический контроль»
Компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины (модуля): ОК-3,ОК-4, ОК-5, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-10
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины (модуля): В начале курса студент должен обладать достаточными знаниями в области биоло-гии, экологии, обладать способностью к познанию общих законов природы, умени-ем организовывать свою познавательную деятельность; уметь оценивать и коррек-тировать свое поведение в окружающей среде; владеть основными видами публичных высказываний.
Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее: «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Государственное управление природопользованием и охра-ной окружающей среды», «Экологический контроль», «Экологическая экспертиза»

 

Структура, содержание, объем (трудоёмкость) дисциплины (модуля)

 

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единицы,216 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - контактная работа) (по видам учебной работы) - 54 часа (36 часов лекции; 18 – практические), на обязательную самостоятельную работу обучающегося (далее – ОСР) – 80 часов и СР, контролируемую вне контактной работы (далее – КСР) – 46 часов, на курсовую работу - нет, на подготовку к экзамену – 36 часов

 

п/п

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Семестр

 

Неделя

Контактная

работа по видам учебной работы

ОСР

КСР

Образова-тельные технологии

Формы

текущего контроля

успевае-мости

 

Лек. Лаб. Пр.
1. Введение: Причины проблем окружаю-щей среды. Приро-допользование – основная форма взаимодействия общества и природ-ной среды. Матери-альное содержание природопользования.Объекты и субъек-ты природопользо-вания. Природопо-льзование как наука, ее задачи 5 1 2     4   Традицион-ная лекция Входное тестиро-вание.  
2. Исторические этапы взаимодействия че-ловека с окружаю-щей природной сре-дой: Периоды взаи-модействий челове-чества и природной среды: биогенный (собирательский, присваивающий), техногенный (час-тично преобразова-тельный) и ноосфер-ный (системно пре-образовательный). Характер взаимо-действия человече-ства с окружающей средой и степень воздействия на нее в разные периоды. Экологические кри-зисы прошлого и настоящего 5 1-2 4      6   Традицион-ная лекция Устный опрос
3. Основные эколо-гические законы природопользования: Законы Б.Коммо-нера, их развитие в  других законах: закон внутренне-го динамического равновесия, закон константности, закон ограничен-ности природных ресурсов, закон одного процента, - закон максимиза-ции энергии м др.   5 3-4 4     4   Традицион-ная лекция Устный опрос
4 Природные ресур-сы и их класси-фикация: критерии и группировка. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресур-сы. Топливно-энер-гетические ресурсы Минеральные ресурсы. Водные ресурсы.  Почвен-ные ресурсы. Лесные ресурсы. 5 4-7 6   4 10 6 Интерактив-ная лекция Семинар   Участие в семинаре
5. Основные виды и типы природополь-зования: Три типа природопользования: экономический, экологический и культурно-оздоро-вительный. Общая и специальная формы природопользованияКлассификация ви-дов природопользо-вания по К. Зворы-кину и класссифика-ция Института гео-графии РАН – раз-личия в принципе выделения видов. 5 7-8 2     4 6 Традицион-ная лекция   Устный опрос
6. Природно-ресурс-ный потенциал и территориальные ресурсы: Содержа-ние понятия «при-родно-ресурсный потенциал» (ПРП). Ресурсный цикл. ПРП региона, исход-ные предпосылки его характеристики. Составляющие ПРП. Ошибки природо-пользования в реги-онах и последствия. Территориальные ресурсы в структуре регионального ПРП. Специфика региона-льного природопо-льзования (на при-мере Центрального района России) 5 8-10 4   4 20 6 Традицион-ная лекция Семинар   Участие в семинаре
7. Управление приро-допользованием: Основные требова-ния к управлению природопользовани-ем. Два уровня упра-вления.  Жесткое и мягкое управление, их особенности. Административные, экономические и информационные методы управления природопользовате-лями. 5 11-12 2   4 10   Традицион-ная лекция Семинар     Участие в семинаре
8 Ресурсосберегаю-щие технологичес-кие процессы: Проблемы загрязне-ния природной сре-ды, экономии ресур-сов и энергии, их решение путем вне-дрения ресурсосбе-регающих техноло-гических процессов. Экологические, эко-номические и соци-альные выгоды. Разработка новей-ших технологий в отраслях промыш-ленности. 5 13 2   2 4 6 Интерактив-ная лекция Задание Устный опрос Резуль- таты выполне-ния заданий
9 Биологическое при-родопользование: Отрасли биологи-ческого природо-пользования. Его принципы. Сельское хозяйство, его пер-вичная ресурсная база.Земледелие, его отрасли, технологии Рациональное зем-лепользование. Животноводство, его формы и техно-логии. Влияние сельскохозяйственных технологий на окружающую среду. Основные требова-ния по экологичес-кой оптимизации сельского хозяйства. Лесное хозяйство, его задачи. Основ-ные функции леса- Ресурсная основа лесного хозяйства. Проблемы лесного хозяйства России. Мероприятия по экологической опти-мизации лесного хозяйства. Рекреационное при-родопользование: Типы рекреацион-ных территорий. География рекреа-ционных ресурсов Влияние рекреаций на природу. Эколо-гическая оптимиза-ция рекреации. 5 13-16 4   4 10 6 Задание Резуль- таты выполне-ния заданий
10 Рыбное хозяйство как  отрасль биоло-гического природо-пользования: Структура рыбного хозяйства. Морское  и пресноводное ры-боловство. Прудо-вое рыбоводство. Аква(мари) культу-ра. Ресурсная основа рыбного хозяйства. Экологические пос-ледствия рыбохо-зяйственной деяте-льности: прямые и косвенные. Оптими-зация рыбного хозяйства. 5 17 2     4 10 Информа-ционная лекция   Устный опрос
11 Международное сотрудничество в области природо-пользования: Необходимость международного сотрудничества. Национальные и международные природные ресурсы. Двусторонние и многосторонние ос-новы международ-ного сотрудни-чества. Важнейшие документы в сис-теме международ-ных природоохран-ных отношений. Международные об-щественные эколо- гические организа-ции занимающиеся вопросами охраны природы. 5 17-18 2     4 6 Информа-ционная лекция   Устный опрос
12 Природно-ресурс-ный комплекс России – основа устойчивого разви-тия цивилизации:   5 18 2         Информа-ционная лекция   Устный опрос
  Итого:   18 36   18 80 46    
  Форма промежуточной аттестации

Экзамен – 36 часов

 

Очно-заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - контактная работа) (по видам учебной работы) - 36 часов (18 часов лекции; 18 – практические), на подготовку к экзамену – 36 час, на обязательную самостоятельную работу обучающегося (далее – ОСР) - 80 часов и СР, контролируемую вне контактной работы (далее – КСР) –64, на курсовую работу - нет

п/п

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

курс

Контактная

работа по видам учебной работы

ОСР

КСР

Образовате-льные технологии

Формы

текущего контроля

успеваемо-сти

 

Лек. Лаб Пр
1. Введение: Причины проблем окружаю-щей среды.  Природопользова-ние – основная фор-ма взаимодействия общества и природ-ной среды. Материальное содер-жание природополь-зовния..Объекты и субъекты природо-пользования. Природопользование как наука, ее задачи 3 2     4   Традицион-ная лекция Входное тестиро-вание.  
2. Исторические этапы взаимодействия человека с окружа-ющей природной средой: Периоды взаимодействий человечества и при-родной среды. Характер взаимо-действия человече-ства с окружающей средой в разные пе-риоды. Экологические кризисы прошлого и настоящего 3     2 8 8 Работа над рефератом реферат
3. Основные эколо-гические законы природопользова-ния: законы Б.Коммонера, их развитие в  дру-гих законах: закон внутренне-го динамического равновесия, закон константности, закон ограничен-ности природных ресурсов, закон одного процента,  закон максимиза-ции энергии м др. 3       8 8 Работа над рефератом реферат
4. Природные ресурсы и их классификация: критерии и группи-ровка. Топливно-энергетические ре-сурсы. Минераль-ные ресурсы. Вод-ные ресурсы.  Поч-венные ресурсы. Лесные ресурсы. 3 2   4 10 8 Интерактив-ная лекция Семинар   Участие в семинаре
5. Основные виды и типы природополь-зования. Общая и специальная формы природопользования Классификации ви-дов природопользо-вания. 3 2         Традицион-ная лекция   Устный опрос
6. Природно-ресурс-ный потенциал и территориальные ресурсы: Содержа-ние понятия «при-родно-ресурсный потенциал» (ПРП). Ресурсный цикл. ПРП региона, исходные предпо-сылки его характе-ристики. Составля-ющие ПРП. Ошибки природопользования в регионах и послед-ствия. Территори-альные ресурсы в структуре региона-льного ПРП. Специфика региона-льного природопо-льзования (на при-мере Центрального района России) 3 2   4 10 8 Традицион-ная лекция Семинар   Участие в семинаре
7. Управление приро-допользованием: Основные требова-ния к управлению природопользовани-ем. Два уровня управления.  Жесткое и мягкое управление, их особенности. Адми-нистративные, эко-номические и информационные методы управления природопользовате-лями. 3 2   2 10 8 Интерактив-ная лекция семинар Участие в семинаре
8 Ресурсосберегаю-щие технологичес-кие процессы: Проблемы загрязне-ния природной сре-ды, экономии ресур-сов и энергии, их решение путем вне-дрения ресурсосбе-регающих техноло-гических процессов. Экологические, эко-номические и соци-альные выгоды. Разработка новей-ших технологий в отраслях промыш-ленности. 3 2   2 4   Интерактив-ная лекция Задание Устный опрос Результаты выполне-ния задания
9 Биологическое при-родопользование: Отрасли биологи-ческого природо-пользования. Его принципы. Сельское хозяйство, его первичная ресурсная база. Земледелие, его отрасли, технологии Рациональное зем-лепользование. Животноводство, его формы и техно-логии. Влияние сельскохозяйственных технологий на окружающую среду. Основные требова-ния по экологичес-кой оптимизации сельского хозяйства. Лесное хозяйство, его задачи. Основ-ные функции леса- Ресурсная основа лесного хозяйства. Проблемы лесного хозяйства России. Мероприятия по экологической опти-мизации лесного хозяйства. Рекреационное при-родопользование: Типы рекреацион-ных территорий. География рекреа-ционных ресурсов Влияние рекреаций на природу. Эколо-гическая оптимиза-ция рекреации. 3     2 8 8 Задание Результаты выполне-ния задания
10 Рыбное хозяйство как  отрасль биоло-гического природо-пользования: Структура рыбного хозяйства. Морское  и пресноводное ры-боловство. Прудо-вое рыбоводство. Аква(мари) культу-ра. Ресурсная осно-ва рыбного хозяй-ства. Экологические пос-ледствия рыбохо-зяйственной деяте-льности: прямые и косвенные. Оптими-зация рыбного хозяйства. 3 2     8 8 Информа-ционная лекция Работа над рефератом реферат
11 Международное сотрудничество в области природо-пользования: Необходимость международного сотрудничества. Национальные и международные природные ресурсы. Двусторонние и многосторонние ос-новы международ-ного сотрудни-чества. Важнейшие документы в сис-теме международ-ных природоохран-ных отношений. Международные об-щественные эколо- гические организа-ции занимающиеся вопросами охраны природы. 3 2   2 8 8 Информа-ционная лекция Работа над рефератом реферат
12 Природно-ресурс-ный комплекс России – основа устойчивого разви-тия цивилизации:   3 2     2   Информа-ционная лекция   Устный опрос
  Итого:   18   18 80 64    
  Форма промежуточной аттестации               Экзамен 36 часов

Программа и учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы обучающихся по дисциплине (модулю)

(Приводится перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Очная форма обучения

п/п

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Семестр

 

Неделя

Учебно-методическое

обеспечение СР

ОСР КСР Литература
1. Введение: Причины проблем окружающей среды. Приро-допользование – основная форма взаимодействия общества и природ-ной среды. Материальное содержание природопользования. Объекты и субъекты природополь-зования. Природопользование как наука, ее задачи 5 1 Вопросы к устному опросу   2, 3
2. Исторические этапы взаимо-действия человека с окружа-ющей природной средой: Периоды взаимодействий человечества и природной среды: биогенный (собира-тельский, присваивающий), техногенный (частично преоб-разовательный) и ноосфер-ный (системно преобразова-тельный). Характер взаимо-действия человечества с окружающей средой и степень воздействия на нее в разные периоды. Экологические кри-зисы прошлого и настоящего. 5 1-2 Вопросы к устному опросу   5,7
3. Основные экологические законы природопользова-ния: Законы Б.Коммонера, их развитие в  других законах: закон внутреннего динамического равновесия, закон константности, закон ограниченности природных ресурсов, закон одного процента, - закон макси-миза                                                                          ции энергии м др. 5 3-4 Вопросы к устному опросу   1, 10
4. Природные ресурсы и их классификация: критерии и группировка. Возобновляемые и невозобновляемые природ-ные ресурсы. Топливно-энергетические ресурсы Минеральные ресурсы. Водные ресурсы.  Почвенные ресурсы. Лесные ресурсы. 5 4-7 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 2,6, 9,10
5. Основные виды и типы природопользования: Три типа природопользования: эконо-мический, экологический и культурно-оздоровительный. Общая и специальная формы природопользования Классификация видов приро-допользования по К. Зворыки- ну и класссификация Института географии РАН – различия в принципе выде-ления видов. 5 7-8 Вопросы к устному опросу   3,4, 7
6. Природно-ресурсный потен-циал и территориальные ресурсы: Содержание понятия «природно-ресурсный потен-циал» (ПРП). Ресурсный цикл. ПРП региона, исходные предпосылки его характе-ристики. Составляющие ПРП. Ошибки природопользования в регионах и последствия. Территориальные ресурсы в структуре регионального ПРП. Специфика регионального природопользования (на при-мере Центрального района России) 5 8-10 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 5, 12, 13
7. Управление природополь-зованием: Основные требова-ния к управлению природо-пользованием. Два уровня управления.  Жесткое и мягкое управление, их особенности. Административные, экономии-ческие и информационные методы управления природо-пользователями. 5 11-12 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 4,6,8
8 Ресурсосберегающие техноло-гические процессы: Проблемы загрязнения природной среды, экономии ресурсов и энергии, их решение путем внедрения ресурсосберегающих техноло-гических процессов. Эколо-гические, экономические и социальные выгоды. Разра-ботка новейших технологий в отраслях промышленности. 5 13 Задание к практичес-кому занятию. Подготовка к практическо- му занятию 4,5, 13
9 Биологическое природопо-льзование: Отрасли биологи-ческого природопользования. Его принципы. Сельское хозяйство, его первичная ресурсная база. Земледелие, его отрасли, технологии. Рациональное землепользо-вание. Животноводство, его формы и технологии. Влияние сельскохозяйственных техно-логий на окружающую среду. Основные требования по экологической оптимизации сельского хозяйства. Лесное хозяйство, его задачи. Основ-ные функции леса. Ресурсная основа лесного хозяйства. Проблемы лесного хозяйства России. Мероприятия по экологической оптимизации лесного хозяйства. 5 13-16 Задание к практичес-кому занятию. Подготовка к практическо- му занятию 2,5,6,10
10 Рыбное хозяйство как  отрасль биоло-гического природо-пользования: Структура рыбного хозяйства. Морское  и пресноводное ры-боловство. Прудовое рыбо-водство. Аква(мари) культура. Ресурсная основа рыбного хозяйства. Экологические пос-ледствия рыбохозяйственной деяте-льности: прямые и косвенные. Оптимизация рыбного хозяйства. 5 17 Вопросы к устному опросу    
11 Международное сотрудни-чество в области природо-пользования: Необходимость международного сотрудни-чества. Национальные и международные природные ресурсы.  Двусторонние и многосто-ронние основы международ-ного сотрудничества.  Важнейшие документы в сис-теме международных природо-охранных отношений. Между-народные общественные эко-логические организации 5 17-18 Вопросы к устному опросу   4,10,11,13
12 Природно-ресурсный комплекс России – основа устойчивого развития цивилизации. 5 18 Курсовая работа Вопросы к экзамену Написание курсовой работы 13,14
             

 Очно-заочная форма обучения

п/п

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

курс

Учебно-методическое

обеспечение СР

ОСР КСР Литература
1. Введение: Причины проблем окружающей среды. Природопользование – основная форма взаимодействия общества и природной среды. Материальное содержание природопользо-вания. Объекты и субъекты природополь-зования. Природопользование как наука, ее задачи 3 Вопросы к устному опросу   2, 3
2. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой: Периоды взаимодействий человечества и природной среды: биогенный (собирательский, присваивающий), техногенный (частично преобразовательный) и ноосферный (системно преобразовательный). Характер взаимодей-ствия человечества с окружающей средой и степень воздействия на нее в разные периоды. Экологические кризисы прошлого и настоящего. 3 Тема реферата Работа над рефератом 5,7
3. Основные экологические законы природопользования: Законы Б.Коммонера, их развитие в  других законах: закон внутреннего динамического равновесия, закон константности, закон ограниченности природных ресурсов, закон одного процента, - закон максимизации энергии и др. 3 Тема реферата Работа над рефератом 1, 10
4. Природные ресурсы и их классификация: критерии и группировка. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Топливно-энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Водные ресурсы.  Почвенные ресурсы. Лесные ресурсы. Биологические ресурсы. 3 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 2,6, 9,10
5. Основные виды и типы природопользования: Три типа природопользования: эконо-мический, экологический и культурно-оздоровительный. Общая и специальная формы природопользования Классификация видов природопользования по К. Зворыкину и класссификация Института географии РАН – различия в принципе выделения видов. 3 Вопросы к устному опросу   3,4, 7
6. Природно-ресурсный потенциал и территориальные ресурсы: Содержание понятия «природно-ресурсный потенциал» (ПРП). Ресурсный цикл. ПРП региона, исходные предпосылки его характеристики. Составляющие ПРП. Ошибки природопользования в регионах и последствия. Территориальные ресурсы в структуре регионального ПРП. Специфика регионального природопользования (на при-мере Центрального района России) 3 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 5, 12, 13
7. Управление природопользованием: Основные требования к управлению природо-пользованием. Два уровня управления.  Жесткое и мягкое управление, их особенности. Административные, экономические и информационные методы управления природо-пользователями. 3 Вопросы к семинару Подготовка к семинару 4,6,8
8 Ресурсосберегающие технологические процессы: Проблемы загрязнения природной среды, экономии ресурсов и энергии, их решение путем внедрения ресурсосбере-гающих технологических процессов. Экологические, экономические и социальные выгоды. Разработка новейших технологий в отраслях промышленности. 3 Задание к практи-ческому занятию. Подготовка к практи-ческому занятию 4,5, 13
9 Биологическое природопользование: Отрасли биологического природопользования. Его принципы. Сельское хозяйство, его первичная ресурсная база. Земледелие, его отрасли, технологии. Рациональное землепользование. Животноводство, его формы и технологии. Влияние сельскохозяйственных технологий на окружающую среду. Основные требования по экологической оптимизации сельского хозяйства. Лесное хозяйство, его задачи. Основные функции леса. Ресурсная основа лесного хозяйства. Проблемы лесного хозяйства России. Мероприятия по экологической оптимизации лесного хозяйства. 3 Задание к практи-ческому занятию. Подготовка к практи-ческому занятию 2,5,6,10
10 Рыбное хозяйство как  отрасль биологического природопользования. Структура рыбного хозяйства. Морское  и пресноводное рыболовство. Прудовое рыбоводство. Аква(мари) культура. Ресурсная основа рыбно-го хозяйства. Экологические последствия рыбохозяйственной деятельности: прямые и косвенные. Оптимизация рыбного хозяйства. 3 Тема реферата Работа над рефератом  
11 Международное сотрудничество в области природо-пользования: Необходимость между-народного сотрудничества. Национальные и международные природные ресурсы.  Двусторонние и многосторонние основы международного сотрудничества.  Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений. Международные общественные эко-логические организации 3 Тема реферата Работа над рефератом 4,10,11,13
12 Природно-ресурсный комплекс России – основа устойчивого развития цивилизации. 3 Курсовая работа Вопросы к экзамену Написание курсовой работы 13,14
           

 

Программа и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) представлены в Приложении 1.

5. Рекомендации по реализации дисциплины (модуля) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

5.1. Наличие соответствующих условий реализации дисциплины (модуля)

       Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании письменного заявления дисциплина (модуль) реализуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальных особенностей); обеспечивается соблюдение следующих общих требований: использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего такому обучающемуся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания и помещения, где проходит учебный процесс, другие условия, без которых невозможно или затруднено обучение по дисциплине (модулю).

5.2. Обеспечение соблюдения общих требований

При реализации дисциплины (модуля) на основании письменного заявления обеспечивается обучающегося соблюдение следующих общих требований: проведение занятий для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся; присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего(их) обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей на основании письменного заявления; пользование необходимыми обучающимся техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей)

5.3. Доведение до сведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме

Все локальные нормативные акты АГТУ по вопросам реализации дисциплины (модуля) по данной доводятся до сведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме.

5.4. Реализация увеличения продолжительности прохождения промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Продолжительность прохождения промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности увеличивается по письменному заявлению обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; продолжительность экзамена и (или) зачета, проводимого в письменной форме увеличивается не менее чем на 0,5 часа; продолжительность подготовки обучающегося к ответу на экзамене и (или) зачете, проводимом в устной форме, – не менее чем на 0,5 часа; продолжительность ответа обучающегося при устном ответе увеличивается не более чем на 0,5 часа.

6. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) представлен в Приложении 2.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Арустамов,Э.А. Экологические основы природопользования: учебник/ Э.А. Арустамов, И.В.Левакова.-М.: Дашков,2003.- 280 с. - 2 экз.

2. Арустамов, Э.А. Природопользование: учебник/ Э.А. Арустамов. - М.:Дашков, 2003.- 312с. – 3 экз.

3, Природопользование: учебник для вузов / [Э.А. Арустамов [и др.]. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 296с

4, Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник/ Э.В Гирусов, В.Н.Лопатин.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -519с. – 22 экз.

5, Емельянов, А.Г. Основы природопользования: учебник/ А.Г.Емельянов.- М.:Академия, 2006.-304с 10 экз.

6, Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов/ Н.Н.Лукьянчиков, И.М.Потравный. – 2-е изд. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 451 с.

7, Рудский, В.В. Основы природопользования: учеб. пособие для вузов / В. В. Рудский, В. И. Стурман. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 271с.

.

б) дополнительная литература:

8. Голубев, Г.Н. Геоэкология / Г.И.Голубев - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 288 с.

9, Глушкова, В.Г. Экономика природопользования: учеб пособие / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. - 448с.

10.Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд- во МГУ,

2006. - 624 с.

11, «Россия в окружающем мире» – аналитические ежегодники (М.: Изд-во МНЭПУ)

 

12. Рунова Т.Г., Волкова И.Н., Нефедова Т.Г. Территориальная организация

 природопользования. М.: Наука, 1993. - 208 с.

13. Природно-ресурсный комплекс РФ. Использование и охрана природных ресурсов в России. – М., 2000

г) методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

14. Общие требования и правила оформления курсовых работ:метод. указания / АГТУ; Сост.: И.В. Волкова. – Астрахань, 2015.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

15. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды – сайт Министерства природных ресурсов РФ, раздел «Документы»:

16. http://www. сайты субъектов федерации;

сайт НИА «Природа» http://www. priroda. ru/lib;

17. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=1531 - краткий конспект лекций;

18. http://ecokub.ru/ - коллекция цифрового образовательного ресурса;

19. http://www.mnr.gov.ru/ - официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

20. http://www.ecoline.ru/mc/ - описание проектов, методические материалы, статьи, тексты нормативно-правовых актов в области ГЭЭ и ОВОС, экологического менеджмента, мониторинга ОС, обращения с отходами и пр.;

21. http://www.ecoline.ru/mc/books/infobook/ - электронная книга, посвященная работе с экологической информацией — ее получению, обработке и интерпретации, представлению и распространению. Обсуждаются принципы и методы информационной работы.

Периодические издания: Газета «Зеленый мир» (wwwHYPERLINK "http://www.zm.ru/".HYPERLINK "http://www.zm.ru/"zmHYPERLINK "http://www.zm.ru/".HYPERLINK "http://www.zm.ru/"ru),

 

д) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного программного обеспечения и информационных справочных систем:

Перечень информационных технологий, используемых в учебном процессе



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.078 с.)