Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посредством коллективной творческой деятельности
Выполнил студент IV курса специальности «Организация работы с молодежью» Юферев Д.Н. Научный руководитель: к. п. н., Н.В. Винокурова Киров 2013 Содержание
Введение……………………………………………………………….…..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков. 1.1. Механизмы социального влияния на подростков……….……..….7 1.2. Психологические и возрастные особенности подросткового возраста …………………………………………………………………..…………….13 1.3.Характеристики коллективной творческой деятельности………………………… ………………………………………………….…18 Глава 2. Изучение развития навыков противостояния негативному влиянию. 2.1. Анализ взаимосвязи степени подверженности подростка влиянию социума с уровнем самооценки и уверенности в себе…………………….…24 2.2. Развитие у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума посредством коллективной творческой деятельности………………………………………………………………………….……..28 2.3. Оценка эффективности реализованных дел по развитию навыков противостояния подростков негативному влиянию социума…………..……35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……38 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….….……….40 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………43 . Современная социокультурная ситуация, характеризующая многоплановый и неоднозначный процесс трансформации российского общества, побуждает к пристальному рассмотрению вопроса о социализации подрастающего поколения и его интеграции в социум, к поиску путей, обеспечивающих эффективность этого процесса, выявлению факторов, осложняющих его протекание. В таких условиях повышается актуальность исследований как самого процесса социализации, так и отдельных его аспектов и механизмов, в частности, - социальной адаптации подростков, которые, осваиваясь в современном социуме, нередко оказываются в ситуациях деструктивного влияния тех или иных социальных факторов, групп и отдельных представителей социума. Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.
Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы, и это может зависеть от того, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией [34]. Об этом писали Д.И.Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, X. Ремшмидт. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Манипулятивное поведение в психологии рассматривалось такими исследователями, как Э. Фромм, Э. Берн Д. Джонгвард, В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, Е.Л. Доценко и др. В силу сказанного представляется актуальной задача подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у молодых людей навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям. Здесь нам кажется необходимым обосновать, почему в нашей работе мы отдали предпочтение термину «противостояние».
В толковом словаре русского языка противостояние охарактеризовано как способность сопротивляться действию чего-либо, сохраняя устойчивое положение. В то же время, сопротивление – это способность оказывать противодействие каким-либо воздействиям, изменениям, а противодействие – это действие, препятствующее другому действию, направленному против него [31, 32]. Таким образом, следуя логике толкового словаря, мы можем сказать, что противостояние включает в себя и сопротивление, и противодействие. С другой стороны, если за основу брать лексическое значение слов, то эти понятия не тождественны. Противостояние подразумевает сохранение устойчивого положения, стабильность. В нашем случае – это способность не поддаваться на какое-либо негативное влияние. Противодействие – это принятие каких-либо активных мер, действий. Может показаться, что именно это понятие нам надо было взять за основу нашей работы. Но ведь для того, чтобы противодействовать, надо занимать устойчивое положение. Без уверенности в себе, осознании своей силы невозможно активно действовать, На наш взгляд, в первую очередь надо научить подростков именно противостоять негативным влияниям. Актуальность проблемы предопределяет цель нашего исследования – изучение возможностей коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума. Объектом исследования является противостояние негативному влиянию социума у подростков. Предметом исследования является процесс развития у подрастающего поколения навыков противостояния негативным влияниям социума в коллективной творческой деятельности. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе. С помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования. При написании данной работы мы ставим следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал, представленный по данной теме. 2. Раскрыть сущность основных понятий, используемых в работе. 3. Рассмотреть специфику методики коллективной творческой деятельности. 4. Разработать и апробировать комплекс коллективных творческих дел, направленных на формирование у подростков навыков противостояния негативным влияниям социума. 5. Выявить эффективность реализованного комплекса коллективных творческих дел. Для достижения поставленных целей нам кажется целесообразным использование следующих методов: 1. Сравнительный анализ теоретического материала в аспекте рассматриваемой темы. 2. Анкетирование 3. Тестирование 4. Наблюдение 5. Беседы 6. Педагогический эксперимент. Количество работ, посвященных проблеме противостояния подростков негативному влиянию социума и возможностям развития навыков этого противостояния, свидетельствует о ее недостаточном освещении. Как правило, все моменты, рассматриваемые нами в работе, освещаются исследователями независимо друг от друга. Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы попытались систематизировать и обобщить имеющийся теоретический материал в рамках заявленной темы. Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса коллективных творческих дел, направленных на развитие у подростков навыков противостояния влияниям социума. Данный комплекс может быть использован в деятельности клубов по месту жительства, в деятельности педагогов и специалистов по работе с молодежью. Структурно работа состоит из 2-х глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.01 с.) |