Развитие навыков противостояния   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие навыков противостояния  



Развитие навыков противостояния  

Негативному влиянию социума у подростков

Глава 1. Теоретические аспекты коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков.

Психологические и возрастные особенности подросткового

Возраста

Подростковый возраст – наиболее сензитивный этап в формировании личности и ее социализации. В этот период обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем, что способствует самоутверждению личности, интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. При работе с подростками ни в коем случае нельзя ограничивать, подавлять это стремление, блокировать свободу в построении и изменении смыслов жизни, в противном случае могут  возникнуть конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс.

В подростковом возрасте ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. [14, с. 24]. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом находит свое удовлетворение в общении. В данный период особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании (развитие чувства аффилиации). Поэтому подростка необходимо вовлекать в коллективы с конструктивной направленностью, давать ему возможность проявить свои лучшие качества, одобрять и поддерживать его активность.

Новообразованием критической фазы подросткового возраста является «чувство взрослости» - особая форма отроческого самосознания. По определению Д. Б.  Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [34].

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения,  Подростки, начиная с 12 - 13 лет копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости", которые скопировать проще всего: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Также сюда входят мода, прически, косметика, особый лексикон, манеры поведения. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности.

В противовес внешней псевдовзрослости у подростков необходимо развивать «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность. Важно, чтобы в их окружении присутствовали те образцы поведения, копирование которых повлечет за собой развитие, а не деградацию подростка.

Важным моментом является тот факт, что поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой. Это образование начинает закладываться еще в раннем детском возрасте, но наиболее сложные изменения, в дальнейшем приобретающие относительно устойчивые черты, оно претерпевает именно в подростковый период [18, с. 27].

Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

Самооценка – важнейший компонент Я-концепции. Структурно-функциональное строение самооценки определяется выделением трех основных структур:

1. Физическое “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт Я-концепции - так называемое «Я-реальное»

2. Помимо реального “Я”, Я-концепция включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция.

3. «Я-зеркальное» имеет большое значение, так как подросток начинает строить свое общение с партнером все более осознанно и произвольно, с учетом того, как видит и воспринимает ее партнер. Развитие «Я-зеркального» выступает важным условием перехода личности к социальной компетентности в общении, предпосылкой развития морального поведения и морального выбора.[35, 26, с. 11].

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо помочь выстроить позитивное представление о себе. Включение подростка в активную деятельность, выявление сильных сторон его личности и разносторонних способностей, помощь в осознании возможностей и акцентирование внимание на значимость личности подростка, - все это способствует становлению конструктивной Я-концепции и, соответственно, адекватной самооценке.

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.

Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы порождает конформизм, так как очень сильным является желание "быть как все". Для подростков характерна реакция группирования, высокая значимость группового признания. Со временем происходит интериоризация системы ценностей, принятых в референтной группе. Чтобы добиться признания в этой группе, подросток готов вести себя даже вопреки своей собственной системе ценностей. Если добиться признания все же не удается, это вызывает острые переживания и способствует возникновению социальной дезадаптации. Повышению конформности у подростков способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и так далее. Исходя из сказанного, мы можем определить еще одно направление в работе с подростками – формирование коммуникативной культуры, помощь в осознании индивидуальности, неповторимости и ценности собственной личности.

Также подростковому возрасту присуща такая личностная черта как внушаемость. Под внушаемостью понимается «легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противостоять этому воздействию. Считается, что при этом многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется и не подвергается пристрастному осмыслению» (Менделевич).

Личность, склонная к формированию зависимого поведения, оказывается некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию. Такой подросток вырабатывает стереотип поведения не в соответствии с убеждениями и разъяснениями окружающих, не исходя из собственных рациональных суждений и умозаключений, а в обход их. Многие подростки, вовлекаемые сверстниками в процесс употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, идут на это без осознания сути происходящего, некритично. Они легко подвергаются воздействию извне. Их не составляет труда «уговорить», что вред от употребления этих веществ «мнимый», что «легкие» наркотики как бы не вызывают зависимости. Помимо этого, сами подростки способны быстро «уговорить себя» в том, что «это последняя сигарета, последняя рюмка или последняя доза». В такую минуту они стопроцентно убеждены в правильности собственного умозаключения. Чтобы нейтрализовать негативные последствия внушаемости как личностной черты подросткового возраста, необходимо формировать критическое мышление, основанное на знании и способности анализировать.

Суммируя все вышеизложенное, мы можем сказать, что подростки со свойственной этому возрасту чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы защиты, которые бы давали им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с внешним влиянием социума, что  приводит к саморазрушающему поведению. [22, с. 3].


Заключение

Социальный мир создается людьми. Он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них – закон всеобщего социального влияния. Индивид может ощущать и осознавать его воздействие, но может и не догадываться о его существовании. Большинству подростков  кажется, что они совершенно свободны от всякого общественного влияния, их поведение является результатом исключительно собственных решений и воли.

Основная проблема заключается не в том, чтобы освободиться от социального влияния – это занятие заведомо бесперспективное, более того, опасное, а в том, чтобы научиться распознавать и контролировать социальное влияние.

В.Д. Менделевич утверждает, что «любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Подросток становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться» [13, с. 80]. Подросток, осознающий ценность и неповторимость собственной личности, свои способности и возможности находит силы и возможности противостоять любой зависимости. Но вся проблема заключается в том, что ему необходимо помочь в этой непростой борьбе, создать условия для самопознания.

Подростки с низким уровнем самооценки и уверенности в себе в большей степени подвержены влиянию со стороны социума. У них отсутствует критичное и осмысленное отношение к окружающей действительности. В.М. Бехтерев писал, что внушение входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа – критику. Поэтому так важно работать с подростками в направлении развития этого сторожа. В основу этого развития мы положили комплекс коллективных творческих дел. Для нас было важно изучить возможности коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума. 

В процессе реализации комплекса мы предложили подросткам насыщенный информационный блок, который подкреплялся практической отработкой новых образцов поведения. И новое поведение отличалось независимостью, уверенностью, самостоятельностью принимаемых решений.

Любое внешнее воздействие на подростка становится эффективным лишь тогда, когда оно внутренне принимается. Кроме того, подросток не только воспринимает воздействия среды и воспитания, но и сам активно творит себя, исходя из условий окружающей среды и внутренних потенций своей личности [15, с. 3]. Подростки, участвующие в реализации комплекса коллективных творческих дел, полностью приняли предложенную деятельность. Созданные условия, предполагающие наличие взаимодействия, творческого полета мысли, возможности для самораскрытия, позволили большинству подростков «сотворить» себя заново, посмотреть на себя с другой стороны и почувствовать собственную силу и независимость от влияний внешнего окружения.

Подводя итог, мы можем сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе, а с помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования оказалась верной, что подтверждают эмпирические данные.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абросимова, Е.И. Коллективные творческие дела [Текст] / Е.И. Абросимова // Классный руководитель. – 2004. – №2. – Стр. 37-41.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375с.

3. Баженов, В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников [Текст] / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 320 с.

4. Беляева, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха [Текст] / Л.А. Беляева // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – №4. – С. 12-14.

5. Бондырева, С.К. Наркотизм (природа и преодоление) [Текст]: Учебное пособие / С.К Бондырева, Д.В. Колесов.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 432 с.

6. Воспитательная работа с учащимися вне школы [Текст] / Под ред. Л.М. Николаевой. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.

7. Высоцкая, Н.В. Подростки XXI века. Психолого- педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст] / Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова, Т.А. Фалькович. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

8. Капустина, Н.М. Методические рекомендации по проведению коллективных творческих дел [Текст] /Н.М. Капустина. – Киров, 1987. – 44 с.

9. Капустина, Н.М. Опыт использования методики коллективной творческой деятельности [Текст] /Н.М. Капустина. – Киров, 1991. – 76 с.

10.  Крылова, Н. Пространство свободы [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. – 1999. - №5. – С. 18-22

11.  Кутногорская, А.А. Воспитание успешно, если оно системно [Текст] / А.А. Кутногорская // Классный руководитель. – 2004. – №2. – Стр. 77-79.

12.  Лаврова, К.Н. Улица. Компания. Подросток [Текст] / К.Н. Лаврова. – М.: Знание, 1987. – 64 с.

13.  Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов [Текст] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. – 240 с.

14.  Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников [Текст] / А.В. Мудрик. – М.,1981

15.  Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Знание, 1979. – 40с.

16.  Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

17.  Поляков, С.Д. Технология КТД [Текст] / С.Д. Поляков // Классный руководитель. – 2000. – №6. – Стр. 63-69.

18.  Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

19.  Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 46с.

20.  Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.

21.  Саенко, Л.С. Планирование и организация КТД [Текст] / Л.С. Саенко // Классный руководитель. – 2004. – №2. – Стр. 18-24.

22.  Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде [Текст]. - Вологда: ТПФ «Граффити» 2007. – 200с.

23.  Семечкин, Н.И. Психология социального влияния [Текст] / Н.И. Семечкин. – СПб.: Речь, 2004. – 304с.

24.  Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ [Текст] / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – М.: ВАКО, 2004. – 272 с.

25.  Сиялова, А.А. Повышение социально-психологической грамотности подростков [Текст] / А.А. Сиялова // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 22-24

26.  Сказка о тебе и других: Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей» [Текст] / Под ред. А.А. Михеевой – М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005. – 128 с.

27.  Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]  / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

28.  Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.

29.  Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480с.

30.  Шейнов, В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них [Текст] / В.П. Шейнов. – М.: Ось-89, 2002. – 720с.

31.  http://www.ozhegov.org/words/28342.shtml

32.  http://slovorus.ru/index.php

33.  http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp

34.  http://www.psychology.spb.ru/students/gretsov/gretsov2.htm

35.  http://azps.ru/handbook/p.html


ПРИЛОЖЕНИя

Приложение I.

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы. Выберите один из возможных пяти вариантов ответов:

очень часто — 4 балла;      

часто — 3 балла;

иногда — 2 балла;

 редко— 1 балл;

никогда —0 баллов (поставьте баллы напротив утверждения).

Заранее спасибо за сотрудничество!

Суждения

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Многие меня ненавидят.

3. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

4. Я боюсь выглядеть глупцом.                  -

5. Внешний вид других куда лучше, чем ной.

6. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

7. Я часто допускаю ошибки.

8. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

9. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

10. Я слишком скромен.

11. Моя жизнь бесполезна.

12. Многие неправильного мнения обо мне.

13. Мнене с кем поделиться своими мыслями.

14. Люди ждут от меня очень многого.

15. Людине особенно интересуются моими достижениями.

16. Я слегка смущаюсь.

17. Я чувствую,что многие люди не понимают меня.

18. Я часто напрасно волнуюсь.

19. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

20. Я чувствую себя скованным.

21. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

22. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

23. Как жаль, что я не так общителен.

24. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

25. Я думаю о том, чего ждут от меня окружающие.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необ­ходимо сложить баллы по всем 25 суждениям. Сумма баллов от 0 до 20 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комп­лексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 21 до 40 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноцен­ности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 41 до 100 указывает на низ­кий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

 


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Диагностика сформированности навыков уверенного поведения и склонности к конформизму (ТЕСТ Прихожан, А.М.)

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Отметьте в каждом вопросе один вариант ответа. Пожалуйста, будьте предельно честны. Спасибо за сотрудничество!

 1. Вы узнали, что ваш приятель говорит о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч

2. Большая часть класса сбегает с контрольной, уговаривая вас тоже сбежать. Ваша реакция:

а) уйду, потому что не хочу отставать от товарищей

б) не поддамся на уговоры

3. При входе в автобус или троллейбус вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете

б) молча пытаетесь пробиться вперед

е) ждете, пока все войдут и тогда, если получится, заходите сами

4. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

а) нет

б) да

5. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других

6. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ

д) благодарите за похвалу

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность

7. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду

д) даете ему отпор

Развитие навыков противостояния  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.086 с.)