Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку. Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Как вы отмечаете семейные праздники? 2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств? 3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок? 4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми? 5. Какие дела Вы можете ему доверить? 6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком? 7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? 8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры? 9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи? 10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры. 11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию? 12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы? 13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх). 14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты? 15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям? В результате имеющихся данных психолог получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания. В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики. На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.
На этом этапе психолог может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».
Родительское сочинение (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой) Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения. Методика проведения. Психолог предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка». Инструкция «Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается». Анализ результатов. Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д. 2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент. 4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.
Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. Индикаторы названных категорий в тексте: Симпатия — любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком; — употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек; — смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка. Антипатия — негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт; — неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка; — раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам; — негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам; — неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение — высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка; — указание в личности ребенка социально одобряемых черт; — отношение к ребенку как к равному. Неуважение — отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив; — отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним; — указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.); — указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость — ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.); — хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.); — употребление прямой речи; — беспокойство за настоящее и будущее ребенка; — оправдание ребенка, скрывание его недостатков; — взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых. Отдаленность — отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей; — взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»; — описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми; — противопоставление «он» — «мы»; — формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; — постоянное неупотребление имени ребенка. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье. Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника. Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.009 с.) |