Органы исполнительной власти: система, структура, статус, компетенция, полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы исполнительной власти: система, структура, статус, компетенция, полномочия.



Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения.

Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые должны соответствовать действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;

г) сложная внутренняя структура;

д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;

е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

СТАТУС

Органы исполнительной власти, выступая в качестве субъектов административного права, обладают определенным правовым статусом. Статус федеральных органов исполнительной власти находит свое закрепление в федеральных законах (например, «О Правительстве Российской Федерации») либо в правовых актах, принимаемых субъектами, которые вправе принимать решение об образовании, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

Так, положение о Министерстве юстиции РФ утверждено Президентом России, а положение об управлении министерства юстиции по субъекту федерации – Минюстом России.

На региональном уровне правовой статус может быть закреплен в конституциях, уставах, законах либо правовых актах высшего должностного лица или высшего органа исполнительной власти субъекта федерации.

Основными элементами правового статуса органов исполнительной власти являются:

– цели и задачи;

– компетенция;

– порядок принятия управленческих решений;

– право использовать официальные символы государственной власти;

– ответственность.

Основополагающим элементом правового статуса являются цели и задачи. Цель можно определить, как обеспечение определенной социальной потребности, которая в правовых актах конкретизируется в перечне задач, стоящих перед органом исполнительной власти. Именно они определяют основные направления деятельности конкретного органа, содержание и объем управленческих полномочий, его структуру, а в конечном итоге и ответственность, поскольку в зависимости от того, насколько реализованы поставленные цели и задачи, можно судить об эффективности деятельности органа исполнительной власти.

Компетенция – это совокупность властных полномочий, которые необходимы для осуществления поставленных перед органом исполнительной власти целей и задач в той или иной сфере государственного управления. Другими словами, они определяют меру юридически возможного или необходимого поведения (деятельности) органов и их должностных лиц.

Компетенция предполагает правовое закрепление, т. е. определение в правовых актах прав, предоставленных конкретному органу, и возложенных на него обязанностей. Правом установления компетенции конкретного органа обладает тот властный субъект, который принимает решение о его образовании.

Сам орган исполнительной власти не может самостоятельно изменить свою компетенцию, т. е. расширить свои полномочия или делегировать (передать) часть из них другому органу. Иной подход означал бы необоснованное расширение права на административное усмотрение.

Органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями, среди которых можно выделить:

– полномочия нормативного характера по детализации и конкретизации федерального законодательства либо нормативному регулированию порядка осуществления отдельных функций. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Минобрнауки России разрабатывает и утверждает государственные образовательные стандарты, имеющие общеобязательное значение для всех образовательных организаций;

– полномочия распорядительного характера, посредством которых осуществляется управленческое воздействие. Например, полномочия по выдаче лицензий на занятие предпринимательской деятельностью, по аккредитации организаций, осуществляющих сертификацию продукции и услуг, регистрации сделок с недвижимым имуществом и др.;

– контрольно-надзорные полномочия, связанные с осуществлением действий по контролю и надзору за исполнением физическими и юридическими лицами общеобязательных правил. Например, МВД России установил порядок осуществления надзора сотрудниками ДПС ГИБДД за соблюдением правил дорожного движения1

Полномочия по применению мер принудительного воздействия. В случаях, предусмотренных законодательством, органы исполнительной власти устанавливают порядок применения отдельных мер административного принуждения. Так, Федеральной таможенной службой России утвержден перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.

Установленный порядок принятия управленческих решений определяет процедуры рассмотрения органами исполнительной власти вопросов, отнесенных к их компетенции, и форму принимаемых по ним решений. Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет перечень вопросов, которые могут рассматриваться только на заседаниях правительства, решения по которым принимаются в форме постановлений. Нарушение этого порядка будет означать признание принятого акта недействительным. Органы исполнительной власти имеют право использовать определенные государственные символы (флаг, штандарт, герб). Для многих органов характерно ношение служащими установленной форменной одежды с использованием знаков различия, соответствующих классным чинам и специальным званиям. Таковая имеется у сотрудников таможенных, налоговых органов и др.

Ответственность органа исполнительной власти. Каждый самостоятельный орган имеет статус юридического лица и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях может быть привлечен к административной ответственности.

Для некоторых органов исполнительной власти предусмотрена так называемая конституционная ответственность. Это характерно, например, для Правительства РФ, полномочия которого могут быть досрочно прекращены в случае неэффективного осуществления стоящих перед ним задач. Законодательством субъектов РФ предусмотрена аналогичная ответственность высших органов исполнительной власти (правительств, администраций).

Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти весьма разнообразны по характеру и объему осуществляемой ими деятельности, территории, на которую распространяются их полномочия, порядку подчиненности и другим признакам. Для уяснения их особенностей органы исполнительной власти могут быть классифицированы на отдельные виды.

По характеру (содержанию) деятельности различают органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.

• Органы общей компетенции осуществляют общее руководство всеми или подавляющим большинством органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности. Таковыми являются Правительство РФ, правительства, администрации субъектов федерации.

• Органы отраслевой компетенции обеспечивают решение всего комплекса вопросов, возникающих в какой-либо отрасли управления. При этом под отраслью государственного управления понимается система (совокупность) органов, предприятий и учреждений, связанных общностью конкретного объекта управления (например, промышленность, здравоохранение, внутренние дела).

К их числу относятся многие министерства (сельского хозяйства, науки и высшего образования, иностранных дел и др.), а также некоторые федеральные службы и агентства, в частности федеральная таможенная служба, федеральное агентство железнодорожного транспорта.

• Органы межотраслевой (функциональной) компетенции осуществляют координацию деятельности других субъектов управления по вопросам, требующим единообразного решения (например, Министерство экономического развития РФ) либо выполняют отдельные надзорные, регистрационные и другие функции, имеющие межотраслевое значение (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и др.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на федеральные и региональные.

• Федеральные органы осуществляют свою деятельность на всей территории РФ в целом (Правительство РФ, федеральные министерства, службы,агентства). В свою очередь, они могут создавать территориальные или межтерриториальные органы.

• К территориальным относятся органы, действующие на территории субъекта федерации либо муниципального образования, но не входящие в систему органов исполнительной власти конкретного субъекта либо муниципального образования, например: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, районная налоговая инспекция. Межтерриториальные органы осуществляют свою деятельность на территории федерального округа либо нескольких муниципальных образований, например Межмуниципальное управление (отдел) Министерства внутренних дел, полномочия которого распространяются на территорию двух муниципальных районов.

По правовому основанию образования выделяют:

• органы исполнительной власти, предусмотренные Конституцией РФ

(Правительство РФ);

• органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства РФ (федеральные министерства, службы, агентства);

• органы исполнительной власти, образуемые на основе конституций, уставов, законов субъектов РФ (Правительство Пермского края, министерства, инспекции Пермского края).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на коллегиальные и единоначальные.

• Коллегиальные органы состоят из ряда членов, и решения по основным вопросам, находящимся в их компетенции, принимаются на основе мнения, высказанного большинством членов этого органа (Правительство РФ).

• Единоначальные органы возглавляет один человек (руководитель), который непосредственно принимает решения по всем подведомственным вопросам (федеральные министерства, службы, агентства). Для выработки наиболее оптимальных решений по тем или иным вопросам может проводиться коллективное обсуждение на заседаниях специально созданных коллегий, комиссий, советов.

В литературе используются и иные критерии классификации органов исполнительной власти.

Различные по своему конкретному назначению органы исполнительной власти образуют единую систему, в рамках которой обеспечивается их взаимодействие в процессе осуществления задач государственного управления.

Систему органов исполнительной власти РФ составляют:

• Правительство РФ – высший орган исполнительной власти;

• федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

• территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

• органы исполнительной власти субъектов РФ;

• территориальные органы органов исполнительной власти субъектов РФ

Систему федеральных органов исполнительной власти устанавливает Президент РФ.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

https://student2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=84996923703992093235132981&cacheid=ECA515DDFAE9DF28201335EF63FAAA6C&mode=splus&base=NBU&n=368361&rnd=0.5818316910960968#1822hjdtqn7

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти. При этом наибольшими полномочиями он обладает в сфере исполнительной власти. Президент РФ, в частности:

• формирует Правительство РФ.

Назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства. По представлению Председателя назначает иных членов Правительства (заместителей Председателя и федеральных министров);

• руководит деятельностью Правительства.

Президент определяет основные направления деятельности Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства, может принять решение о его отставке. В случае выражения Государственной думой вотума недоверия Правительству Президент может принять или отклонить ее предложение об отставке Правительства.

В случае отставки Правительства Президент поручает его прежнему составу выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства. Издает указы, являющиеся высшими по юридической силе подзаконными нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения Правительством.

Президент может отменить правовые акты Правительства (постановления, распоряжения), если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента;

• определяет систему и структуру федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, вправе объединять, упразднять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти;

• согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Распределяет функции между названными органами, утверждает положения, определяющие их правовой статус, назначает руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Например, может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное или чрезвычайное положение;

• осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ. Назначает своих полномочных представителей в федеральных округах, которые призваны обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства на территории субъектов, входящих в состав конкретного округа;

• использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

• Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов (в том числе и ненормативных) в случае противоречия их федеральному законодательству и международным обязательствам России до решения этого вопроса соответствующим судом.

• Президент отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта федерации в связи с утратой его доверия за ненадлежащее исполнение возложенных на это лицо обязанностей, назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица до вступления в должность избранного в установленном порядке высшего должностного лица. Высшие должностные лица субъектов федерации подчиняются Президенту по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

• утверждает перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.

Деятельность Президента РФ обеспечивает его администрация, которая выполняет важные функции в сфере исполнительной власти, координируя деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту.

Правовой статус Администрации Президента РФ определен специальным положением, которое утверждено Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г.

Таким образом, Президент РФ играет значительную роль в сфере организации и функционирования исполнительной власти, формально не являясь ее главой. Фактически в сфере исполнительной власти существует несколько центров руководства при доминирующей роли Президента.

ЕЩЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

• с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства,

• принимает решение об отставке Правительства;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

• по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

• представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

• формирует Администрацию Президента;

• назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

• назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

По представлению Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в отношении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 2 настоящей статьи:

1) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

2) устанавливает предельную численность работников аппаратов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также размер бюджетных ассигнований на содержание таких аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

3) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

4) устанавливает размер бюджетных ассигнований на содержание аппаратов территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правовое положение Правительства Российской Федерации

Важнейшим субъектом административного права является Правительство РФ. Оно отличается масштабным использованием и реализацией административно-правовых норм, с одной стороны, и активным созданием административно-правовых норм – с другой. В этом смысле Правительство формирует общую правовую основу в сфере управления, организует и направляет процесс правотворчества и правоприменения других субъектов управленческой деятельности.

Это объясняется высоким положением, которое оно занимает в системе исполнительной власти.

Правительство РФ – это высший орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов исполнительной власти в России и обеспечивает их согласованную деятельность.

Его главное предназначение состоит в организации исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента и международных договоров, а также в осуществлении систематического контроля за их соблюдением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

Его правовой статус определен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными указами главы государства.

ПО ФКЗ ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ:

Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними;

4) участвует в установлении единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

5) обеспечивает реализацию национальных целей, национальных проектов, формирует федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации и общенациональные планы действий, обеспечивает их реализацию;

6) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Основные задачи Правительства сформулированы в ст. 114 Конституции РФ.

К их числу относятся:

а) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

б) проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

в) управление федеральной собственностью;

г) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

д) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Для реализации поставленных задач Правительство наделено широкими полномочиями во всех сферах государственного управления.

В сфере экономики:

– обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

– вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры для ее реализации;

– разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

– осуществляет общее руководство таможенным делом;

– принимает меры по защите интересов отечественных производителей

товаров, исполнителей работ и услуг;

– формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В бюджетной, финансовой, кредитной сфере:

– разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также формирует отчет об исполнении федерального бюджета;

– разрабатывает и реализует налоговую политику, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

– осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

– осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

– разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

– разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

– обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

– принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

– содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

– разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

– разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

– обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

В сфере обеспечения законности и обороны:

– осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

– разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

– осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти;

– организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

– обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения;

– обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих;

– принимает меры по охране государственной границы РФ.

Указанные полномочия Правительство РФ выполняет непосредственно или через подведомственные ему органы. Оно руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, а именно:

– назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министерств, руководителей федеральных органов, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, а также членов создаваемых ими коллегий;

– распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти;

– утверждает положения о федеральных министерствах, службах и

агентствах:

– устанавливает штатную численность сотрудников их аппарата и размер

бюджетного финансирования;

– создает территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и определяет порядок их деятельности.

Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и может отменить или приостановить действие принимаемых ими правовых актов.

СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства (в том числе один первый и заместитель – руководитель аппарата Правительства) и федеральные министры.

Председателя Правительства назначает Президент РФ с согласия Государственной думы. Кандидатура на этот пост вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки предыдущего состава Правительства. В случае трехкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства.

Для членов Правительства установлены ограничения и запреты, во многом аналогичные тем, которые установлены для государственных служащих.

Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента. В случае их досрочного прекращения Правительство слагает свои полномочия, но по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового состава. Полномочия Правительства могут быть прекращены и в случае его отставки по инициативе Председателя Правительства или Президента РФ.

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

Правительство РФ – орган коллегиальный.

Его заседания проводятся не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Правительства. Решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

На заседаниях Правительства могут присутствовать представители палат Федерального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка РФ, а также иные лица в соответствии с федеральным законодательством.

Для оперативного решения вопросов может быть создан Президиум Правительства РФ, состав которого определяется Председателем Правительства.

Решение Президиума может быть отменено Правительством РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

− принимаются решения о представлении Государственной думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

− рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

− устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

− принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную думу;

− рассматриваются вопросы оказания финансовой поддержки в размере, превышающем 100 млн руб.;

− рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

− принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

− образуется Президиум Правительства РФ;

− утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, а также устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случае наличия неурегулированных разногласий между заинтересованными органами по указанным вопросам;

− утверждается Регламент Правительства РФ и Положение об аппарате Правительства РФ;− рассматриваются ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах

его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

Решения Правительства РФ могут быть приняты в форме постановлений или распоряжений. Постановления принимаются по вопросам, имеющим нормативный характер. Акты по оперативным и текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия и вступают в силу с момента первой публикации.

Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.

Иные правовые акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

В соответствии с федеральным законодательством Правительство РФ взаимодействует с Федеральным собранием РФ, судебными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, Правительство ежегодно представляет в Государственную думу РФ отчет о своей деятельности. По вопросам совместного ведения России и ее субъектов Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти

В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649, предусматривается две группы федеральных органов исполнительной власти:

- объединенных подведомственностью соответствующим федеральным министерством и осуществляющих государственное управление в соответствующей области (например, Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральное казначейство (федеральная служба));

- самостоятельных и не подведомственных федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ и ряд других).

В связи с этим Президент РФ и Правительство РФ напрямую осуществляют руководство федеральными органами исполнительной власти, неподведомственными федеральным министерствам, и через федеральных министров - деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.

Основным и самым многочисленным звеном государственных органов государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти, которые созданы для реализации внутренних и внешних функций государства. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, службы и агентства.

Их статус регулируется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

• Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Можно выделить две главные задачи, которые стоят перед каждым министерством.

Во-первых, министерство призвано обеспечить разработку и реализацию государственной политики в определенной отрасли или сфере государственного управления.

Во-вторых, в установленной сфере деятельности оно осуществляет нормативное регулирование, т. е. издает собственные правовые акты, которые устанавливают правила поведения, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.

Некоторые министерства, помимо этого, еще осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, в частности:

– утверждают ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

– по представлению руководителей федеральных служб и агентств вносят в Правительство РФ проект положения о федеральной службе или агентстве, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

– вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сферам деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в их ведении, если принятие таких актов относится к компетенции Правительства РФ;

– дают поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролируют их исполнение;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.107 с.)