Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники административного права: понятие, виды, особенности.
В юридическом смысле источниками административного права признаются нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Основным источником административного права, как и любой иной правовой отрасли, является Конституция РФ, в соответствии с которой должна строиться вся правотворческая деятельность в Российской Федерации. Конституция РФ, ее положения и нормы (о разделении осуществления государственной власти, месте исполнительной власти в системе властей, правах и свободах граждан, о федеративном устройстве РФ и т. д.) имеют определяющее значение для формирования и развития административного права. Собственно источниками административного права, т. е. содержащими его конкретные нормы, являются различные и многочисленные нормативные акты. Для обобщенного представления о них важно иметь в виду, по крайней мере, то, что: а) данная отрасль в целом не кодифицирована. С учетом федеративного устройства кодифицированы лишь нормы об административных правонарушениях. Следовательно, в Российской Федерации и в данной области нет единого кодификационного акта; б) административное право объединяет материальные и процессуальные нормы. При всем том, что они пока не отделены друг от друга, тесно увязаны между собой, они все же могут быть выражены в разных источниках. Наблюдается большая степень централизации административно-процессуального регулирования; в) Конституция РФ выделила в самостоятельные разновидности административное и административно-процессуальное законодательство и отнесла их к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ст. 72). В теоретической литературе под административным законодательством понимаются либо все нормативные правовые акты, либо только законы, содержащие административно-правовые нормы. Такие взгляды получают свое подтверждение и в законах, регулирующих отношения в тех или иных областях. Однако для понимания источников административного права в целом это не имеет принципиального значения; их системы образуют: а) законы и б) подзаконные нормативные правовые акты. Те и другие могут быть как специальными, содержащими только или главным образом нормы административного права (например, КоАП РФ, законы об административных правонарушениях субъектов РФ и др.), так и комплексными, содержащими наряду с нормами других отраслей и нормы административного права.
Различают следующие источники административного права. Законы РФ. По своему значению они делятся на федеральные конституционные законы, например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», и федеральные законы, формами которых являются также кодексы (Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Лесной кодекс РФ и др.), уставы, например, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Нормативные правовые указы Президента РФ. Они могут содержать нормы административного права по различным вопросам его предмета: организации и осуществления исполнительной власти, государственной службы и др. Так, действуют указы Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; от 5 июня 2003 г., которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указами Президента РФ утверждаются положения о непосредственно подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и т. д. Постановления Правительства РФ содержат значительное количество административно-правовых норм, ибо Правительство РФ, будучи высшим исполнительным органом государственной власти РФ, обладает широкой компетенцией в области государственного управления, установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Например, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Правительством РФ утверждаются положения о подчиненных ему федеральных органах исполнительной власти и других государственных органах. Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Ими могут устанавливаться административно-правовые нормы, действующие как в системе данных органов, так и за ее пределами, например, таможенные, санитарные, ветеринарные и другие правила.
Конституции, уставы субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ, нередко прямо устанавливают основы организации и осуществления управления в данном субъекте, определяют формы его осуществления, служат непосредственной основой их правотворческой деятельности и т. д. Законы субъектов РФ (могут издаваться также в форме кодексов). По своей тематической, отраслевой направленности они разнообразны, но чаще всего ориентированы на различные сферы и отрасли управления, реализацию прав и свобод граждан и т. д. Они издаются как по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, так и по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ. Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку эти акты имеют в основном управленческую направленность, они содержат преимущественно нормы административного права по вопросам организации здравоохранения, образования, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Нормативные правовые акты местного самоуправления. Характер компетенции этих органов таков, что издание правовых актов ими предполагает включение в них и административно-правовых норм. Нормативные правовые акты предприятий, учреждений, организаций (локальные акты). Они могут содержать нормы, регулирующие в них внутренние отношения. Однако нормативные правовые акты некоторых государственных корпораций действуют и в их внешних отношениях Общепризнанные принципы и нормы международного права и между народные договоры РФ, относящиеся к организации публичного управления, статусу его субъектов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.004 с.) |