Условия, которые зависят от ребёнка: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, которые зависят от ребёнка:



Вопросы к экзамену

1. Инклюзивное образование как закономерный этап развития оказания образовательных услуг детей с ОВЗ.

2. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

3. Сравнительный анализ понятий интегрированное образование» и «инклюзивное образование».

4. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ (общий обзор).

5. Основные документы, регламентирующие права детей ОВЗ на получение качественного образования в условиях общеобразовательного учреждения

(международный уровень, федеральный уровень)

6. Вклад российских ученых в разработку вопросов инклюзивных процессов в системе образования России (персоналии на выбор).

7. Модели интеграции (инклюзии).

8. Трудности, проблемы реализации инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

9. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями функций ОДА.

10. Положительные аспекты инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

11. Перспективы развития инклюзивного образования в России.

12. Психолого-педагогические основы образования детей с нарушениями зрения. организации инклюзивного

13. Формы интеграции (инклюзии).

14. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями речи.

15. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с аутизмом.

16. Вклад зарубежных ученых в разработку вопросов инклюзивных процессов в системе образования России (персоналии на выбор).

17. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с ЗПР.

18. Роль родителей в реализации инклюзивного образования.

19. Особенности реализации инклюзивного образования в младшем школьном и подростковом возрасте. дошкольном

20. Психолого-педагогические основы организации

инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.


Ответы

1. Инклюзивное образование как закономерный этап развития оказания образовательных услуг детей с ОВЗ.

    В 2003 году по Челябинской области обучалось интегрировано 674 ребёнка с ОВЗ, а уже в 2019 году- 11007 детей.

     С 2001 года по 2012г. практиковалось интегрированное обучение; с 2012- инклюзивное.

    В основе инклюзивной практики лежит предложенная западно-европейская концепция нормализации, которая предполагает:

 1) ребёнок с овз имеет такие же потребности (в любви, обстановке), как и норм.разв.реб.

2) любой ребёнок с овз должен вести жизнь максимально приближенной к норме.

3) получить образование имеют право все дети, вне зависимости от особенностей их развития.

    Готов ли ребёнок к инклюзивному образованию, можно узнать по критериям:

Условия, которые зависят от ребёнка:

-уровень психофизического развития, который должен быть близко к норме; -возможность ребёнка овладеть программой в установленные сроки; -отсутствие страхов и психологическая готовность к совместному обучению.

 2) условия, которые важны для реализации инклюзивной практики:

-ранние диагностика и коррекционная работа;

-желание родителей обучаться в инклюзивном саду или школе;

- наличие возможности у образовательной организации организовать псих-пед помощь;

-выбор вариативной модели обучения (тьютор, домашнее обучение, организация очно- заочного обучения).

Источник Лекции

2. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

    Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь, психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий.

    К собственно «внутренним» условиям следует отнести:

· принятие всеми участниками образовательного процесса философии и

принципов инклюзивного образования,

· обеспечение образовательного процесса профессионально

подготовленными педагогами общего образования, способными реализовать

инклюзивный подход;

· наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник педагога (тьютор), дефектолог и др.;

· создание комплексной модели деятельности специалистов различного

профиля,  обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с нарушением

слуха в условиях инклюзивного образования;

· организация деятельности этих специалистов в составе психолого-

медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;

· наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми

специалистами,

· организация архитектурных преобразований, создание «безбарьерной»

образовательной и социальной среды инклюзивного образования;

· разработка научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы или их варианты, специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ребенка);

· создание информационно-технологической инфраструктуры (в рамках

учебного заведения), программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных

 для детей с нарушением слуха, отвечающего целям и задачам обучения,

индивидуальным потребностям обучаемых;

· обеспечение взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей

ребенка с нарушением слуха (необходимо вовлекать семьи в работу учреждения, обеспечивающего обучение и сопровождение детей; консультировать родителей по проблемам развития их детей; обучать

родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в

условиях семьи; организовать обратную связь родителей с учреждением и др.)

    К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения, относятся:

· обеспечение нормативно-правовой базы процесса инклюзивного образования детей с нарушением слуха в системе общего образования;

· обеспечение межведомственного взаимодействия и социального партнерства между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую, медицинскую и социальную поддержку детей с нарушением слуха;

· организация сотрудничества с центрами психолого-медико- педагогического сопровождения и созданными в них психолого-медико- педагогическими комиссиями (ПМПК);

·  организация взаимодействия с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

· разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной

компетентности специалистов.

    Реализация перечисленных условий включает следующие меры.

Детей с нарушением слуха.

    В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования

руководит психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов детей, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики для уточнения индивидуального образовательного маршрута, посещение дополнительных занятий), контролирует результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.

    Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.

    Особенностями инклюзивного обучения детей с нарушением слуха в

образовательном учреждении является то, что с детьми с нарушением слуха

успешно работают специалисты разного профиля (логопеды, дефектологи,

сурдопедагоги, психологи, социальные педагоги), что позволяет комплексно и всесторонне проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию детей и

оказывать помощь их семьям.

    Необходимым условием организации инклюзивного обучения детей с

нарушением слуха являются коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда.

    Работа сурдопедагога проводится по двум направлениям: занятия по такой специфической дисциплине, как развитие слухового восприятия в образовательном учреждении, и организация занятий по развитию слуховых навыков в семье.

       Т.О. Предложенная система психолого-педагогического сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях, обеспечить позитивное развитие личности не слышащего и слабослышащего ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.

Источник.Вопросы инклюзивного образования часть 2

3. Сравнительный анализ понятий интегрированное образование» и «инклюзивное образование».

    Ребенок должен «заслужить» возможность обучаться в обычной школе, детском саду, продемонстрировать свои «способности» справляться с образовательной программой.

    Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные услoвия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.

    К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение уже с первых месяцев жизни коррекционной работы;

• стремление и готовность родителей помогать ребёнку в процессе обучения, желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;

• наличие в учреждении возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;

• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

    К внутренним условиям или показателям, способствующим эффективной интеграции, относятся:

• уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность oвладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

    Для многих детей с проблемами в развитии интеграция в образовательную среду щаще всего бывает затруднительна вследствие различных факторов: имеющегося заболевания, несоответствие уровня развития уровню здоровых детей, трудность освоения программ массовых школ. Таких детей необходимо не интегрировать в образовательную среду, а включать такими, какими они являются, а сама образовательная среда должна максимально адаптироваться к возможностям и способностям такого ребенка.

    Интегрированное обучение основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает следующее:

    – ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке;

    – ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей;

    – учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получения образования.

    «Инклюзия» (включение)- Термин характеризует более глубокие процессы. Он означает, что ребенку предоставляется право посещать обычную школу, детский сад, но для этого создается необходимая, адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги.

    • Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

    • Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей и их участия во всех делах коллектива.

    • Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ весьма существенны:

· дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах;

· в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможности для социального взаимопонимания со сверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей социальной и коммуникативной сферы;

· в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.

    Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы, в ходе реализации которой используются различные методы реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития, понимается и принимается тот факт, что у всех детей (и с ОВЗ, и без) разная скорость обучения, которую учителя должны учитывать при оказании им гибкой помощи и поддержки в обучении.

    Не менее важным отличием инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ОВЗ и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения (это, конечно, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития).

 

 

4. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ (общий обзор).

    Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

• международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией);

• федеральные (Конституция, законы, кодексы);

• правительственные (постановления, распоряжения);

• ведомственные (Министерства образования и науки);

• региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные);

• локальные акты образовательной организации.

Федеральные правовые акты.

• Конституция РФ (12 декабря 1993г.).

• Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24.11.1995)

• Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (03.05.2012)

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статьи 5, 8, 11, 42, 48, 50, 55).

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 ноября 2013 год)

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

«...Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». Седьмой принцип Декларации определяет, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и стать полезным членом общества»

Документы федерального уровня

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»

• Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки

обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

«Конституция РФ»

• Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

• В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Источник

1.Научная статья: Ахметова Дания Загриевна, Челнокова Татьяна Александровна. Теоретико-методологические основания инклюзивного образования в трудах российских ученых.

2. Максимова Наталья Алексеевна ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И РИСКИ.

Источник научная статья

  Т. Г. Неретина, Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОДА.

    К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с нарушениями двигательных функций.

    Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением объема и силы, что приводит к нарушению осуществления движений.

    Большинство детей с НОДА страдают детским церебральным параличом (ДЦП). У них нарушена пространственная ориентация, общая моторика, тонкая моторика рук

    При организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную группу необходимо постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР). Для таких детей должна создаваться безбарьерная архитектурно-планировочная среда. Должно проводиться комплексное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие всех нарушенных функций: речи, эмоционально-волевой сферы, психического развития, моторики рук, сенсорной сферы и др.

    В течение всего периода инклюзивного образования должны выполняться рекомендации, прописанные в ИПР, т.е. индивидуальной программе реабилитации ребенка. Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы, если ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата широко представлены в образовательных организациях общего типа на всех этапах получения образования. Опыт показывает, что специальные условия для воспитанников с НОДА не могут быть в полной мере созданы в массовых дошкольных образовательных организациях и не всем детям удается успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников (Левченко И.Ю., 2016).

    Для детей с максимальным уровнем необходимо создание специальных условий по всем категориям, а именно:

• создание доступной архитектурной среды;

• вспомогательные технические средства и постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания;

• психолого-педагогическое сопро­вождение;

• коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом;

• работа по формированию навыков самообслуживания;

• лечебно-восстановительная работа;

• соблюдение ортопедического режима;

• регулярное взаимодействие с семьями воспитанников развития.

    Наиболее важной и востребованной среди специальных условий является коррекционная работа (занятия с дефектологом, логопедом, психологом и формирование навыков самообслуживания).

    Далее по степени важности следуют безбарьерная среда, помощь ассистента и вспомогательные технические средства для обучения и самообслуживания.
    Вопрос об инклюзии детей с двигательными нарушениями должен решаться очень взвешенно и индивидуально, исходя из возможностей реализации особых потребностей ребенка в конкретной образовательной организации и его собственных ресурсов.

Источник

Е.Ф. Архипова Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

10. Положительные аспекты инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса.

Ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:

· позволяет улучшать учебные результаты;

· обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;

· создает возможности для обучения в реалистической среде;

· помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,

· обеспечивает равный доступ к обучению;

· позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;

· расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.

Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:

· помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;

· создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;

· расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;

· предоставляет стимулы к сотрудничеству;

· помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;

· позволяет приобретать лидерские навыки;

· обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.

Педагогическому персоналу инклюзивное образование:

· помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;

· обеспечивает возможности для профессионального развития;

· помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;

· позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Администрации учебного заведения инклюзивное образование:

· помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;

· обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;

· помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;

· предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;

· помогает укрепить чувство общины.

Родителям инклюзивное образование:

· предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;

· обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;

· помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;

· предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;

· помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.

Для общества инклюзивное образование:

· позволяет понять потребности и способности всех учащихся;

· обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;

· демонстрирует социальную ценность равенства;

· способствует утверждению гражданских прав всех людей.

11. Перспективы развития инклюзивного образования в России.

    Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

    Перспективы инклюзивного образования

• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

• создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• улучшение материально-технического обеспечения

• совершенствование нормативно-правовой и методической базы (методические рекомендации; перечень методик и технологий, применяемых педагогами)

• вовлечение большего числа педагогов в реализацию инклюзивного образования.

• повышение квалификации педагогов,

• изменение учебной среды в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ.

12. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

    Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

    Медицинские аспекты инклюзии детей с нарушением зрения

    Основные виды нарушений зрения у детей — косоглазие и нистагм, амблиопия, близорукость, дальнозоркость, полная и частичная слепота.

    Косоглазие часто возникает как последствие травмы, интоксикации, кровоизлияния. У детей косоглазие проявляется на втором году жизни или становится заметным после тяжелой болезни или испуга. Косоглазие сказывается на познавательной деятельности ребенка и нуждается в лечении.

    Нистагм, как правило, развивается еще при внутриутробном развитии и также нуждается в коррекции. При недостаточном освещении может развиться глазной спазм аккомодаций, приводящий к ослаблению зрения.

    Близорукость — при этом заболевании изображение находится впереди сетчатки. Близорукость меняет поведение и характер детей: они становятся рассеянными, горбятся при чтении, жалуются на частые головные боли. Для исправления близорукости применяются очки с двояковогнутыми линзами. Для лечения рекомендуют витаминные препараты, в особо тяжелых случаях необходимо вмешательство хирурга (если зрение падает более чем на 1 диоптрию в год и ребенок рискует потерять зрение).

    Дальнозоркость — ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Разработаны специальные очки, устраняющие дальнозоркость.

    Медицинское сопровождение слепых и слабовидящих детей

    Слепота – невозможность воспринимать зрительные раздражители – может быть внезапной или постепенной, временной или необратимой, частичной или полной. Потеря зрения может быть результатом глазного, неврологического или системного заболевания, травмы или использования определенных лекарственных препаратов.

    Слепота может быть как врожденной, так и приобретенной после глазных болезней (глаукома, поражение зрительного нерва и др.).

    Комплексное лечение целесообразно проводить в сочетании с педагогическим и психологическим сопровождением ребенка в дошкольных учреждениях и школах, где предусмотрено специальное медицинское оборудование и созданы условия для пребывания детей с нарушениями зрения, а также в медицинских центрах, оснащенных современным оборудованием для своевременного выявления, профилактики и лечения нарушений зрения у детей.

Медико-социальное сопровождение детей с нарушенным зрением в дошкольных образовательных учреждениях

    Дети с косоглазием и амблиопией, слепые, слабовидящие дети (в возрасте от трех до семи) лет посещают дошкольные учреждения, где предусмотрено специальное медицинское оборудование и созданы условия для пребывания детей с нарушениями зрения. Такие условия предусмотрены и учтены программой инклюзивного образования при введении детей с нарушенным зрением в коллектив здоровых сверстников в детских дошкольных учреждениях. В дошкольных учреждениях, где созданы условия для пребывания слабовидящих или слепых детей совместно со здоровыми детьми, коррекционно-воспитательная работа сочетается с лечебно-восстановительной. Поэтому в дошкольных учреждениях с детьми работают врачи-окулисты, консультируют психиатры-психотерапевты. Врачи-окулисты подбирают для детей средства коррекции зрения. В таких дошкольных учреждениях медицинский кабинет оснащен специальной аппаратурой для лечебной коррекции нарушений зрения у детей. Психологи дошкольного учреждения и врачи-психотерапевты помогают адаптироваться к новым социальным условиям, снижают возможность формирования эмоциональных, поведенческих и адаптационных расстройств.

    Медико-социальное сопровождение ребенка с нарушением зрения необходимо, так как оно позволяет постепенно и плавно решать проблемы, возникающие у ребенка в процессе адаптации. Основными задачами дошкольных учреждений, которые посещают здоровые дети и дети с нарушенным зрением, являются не только воспитание, лечение и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка к обучению в средней школе, но и формирование толерантного отношения здоровых детей к сверстникам, страдающим различными формами нарушения зрительных функций. В дошкольных учреждениях со слепыми и частично ослепшими детьми занимается тифлопедагог — педагог, который специально обучается для работы с детьми с данным нарушением зрения. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Как правило, коррекционные занятия сочетаются с лечебными процедурами по коррекции зрения, которые проводятся ежедневно. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания и медицинского сопровождения дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.

    Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук. Дошкольное образование учитывает возрастающие слуховые способности восприятия у детей с ослабленным зрением. Врачи-окулисты и педиатры советуют оберегать слух у детей с ослабленным зрением, не допускать инфекций, переохлаждений и акустических травм. Кроме того, большую роль при восприятии слепыми детьми окружающего мира играют их тактильные (осязательные) способности. Часто эти дети имеют «кожное» зрение, помогающее различать цвета предметов на ощупь. Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.

    Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера; тифлопедагоги, психологи обязательно учитывают это своеобразие при разработке и проведении игр и развивающих занятий со слабовидящими и слепыми детьми. Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей.

    Медико-социальное сопровождение слепых и слабовидящих детей в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками

    Медико-социальное и педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей в школе тесно взаимосвязаны между собой. Оно проводится с учетом интеллектуальных, личностных, психических и/или физических особенностей ребенка, а также клинических особенностей его основного заболевания. Слабовидящие дети особо нуждаются в дифференцированном подходе.

    Рассмотрим особенности обучения и медико-социального сопровождения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива здоровых сверстников. Прежде всего необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

    Здоровые дети могут дразнить и унижать слепого или слабовидящего ребенка. В тактичной форме учитель совместно со школьным психологом должен объяснить ученикам, что нельзя обращать внимание на дефект больного ребенка, тем более обижать его, как более слабого, не умеющего постоять за себя. Учителю и психологу на специальных занятиях или уроках (классный час) следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны здоровых сверстников. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со здоровыми детьми.

    Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен вместе со школьным врачом, руководствуясь рекомендациями окулиста, тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.

    Одна из важных задач школьного психолога, учителя, – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока. Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть, даже ощупать их. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.

    В новом коллективе здоровых сверстников ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т.п. Нео



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.099 с.)