Функциональный метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. Миогимнастика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональный метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. Миогимнастика.



 

Миотерапия была предложена Р. Роджерсом в 1917 г.

Применение этого метода лечения целесообразно в возрасте от 4 до 7 лет.

Цель миотерапии — изменение функционального состояния мышц челюстно-лицевой области с помощью физических упражнений.

Задачи миотерапии:

1. Восстановление физиологического тонуса мышечной ткани.

2. Нормализация функций мышц, участвующих в движениях нижней

челюсти.

3. Нормализация функций круговой мышцы рта и мышц языка.

4. Приспособление тканей ВНЧС и мышц челюстно-лицевой области к ортодонтическому лечебному аппарату.

В зависимости от режима мышечного сокращения различают упражнения статического и динамического характера.

При статических упражнениях мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса без чередования периодов сокращения и расслабления.

Динамические физические упражнения характеризуются изотоническим режимом мышечного сокращения: период сокращения мышцы чередуется с периодом ее расслабления.

Вследствие различной степени снижения выносливости (как статической, так и динамической) необходим дифференцированный подход к интенсивности выполнения упражнений.

Существуют общие правила для проведения миотерапии:

1. Упражнения следует делать систематически и регулярно.

2. Интенсивность сокращения мышц должна быть достаточной, но

не чрезмерной.

3. Мышцы следует напрягать медленно и плавно.

4. Каждое упражнение следует выполнять несколько раз до появления

чувства легкой усталости.

5. Количество упражнений и их продолжительность с течением времени

увеличиваются.

При занятиях с детьми от 4 до 7 лет применяется тренажер, сила пружины которого для жевательных мышц должна быть 0,7–0,8 кгс, а для мимических — 0,15 кгс.

Динамические упражнения выполняются в темпе 20 движений в минуту.

 

Для назначения нагрузки врачу необходимо определить степень снижения выносливости мышц челюстно-лицевой области. У детей с аномалиями прикуса выделено три степени снижения выносливости мышц челюстнолицевой области:

– I степень — статическая и динамическая выносливость мышц снижена до 25 % по сравнению с возрастной нормой;

– II степень — статическая выносливость снижена на 25 %, динамическая — более чем на 25 % по сравнению с возрастной нормой;

– III степень — статическая и динамическая выносливость снижена более чем на 25 % по сравнению с возрастной нормой.

В соответствии со степенью снижения выносливости подбирают интенсивность выполнения каждого упражнения:

1. При I степени снижения выносливости статические и динамические

упражнения проводятся последовательно в соотношении 1: 1. В дальнейшем

интенсивность упражнений нарастает на половину величины нагрузки.

2. При II степени статические и динамические упражнения проводятся

в соотношении 1: 2. Интенсивность статических упражнений нарастает на

половину величины нагрузки, динамических — на четвертую часть.

3. При III степени снижения выносливости мышц соотношение статических и динамических упражнений 1: 1. Интенсивность каждого упражнения нарастает на четвертую часть нагрузки. При этом комплекс упражнений повторяется дважды.

Исходное положение при выполнении упражнений статического и динамического характера — сидя на стуле с правильной осанкой, голову и тело следует держать прямо, грудь должна быть развернута.

Комплекс лечебно-гимнастических упражнений состоит из трех частей:

вводной, основной и заключительной.

Вводная часть включает дыхательные упражнения в течение 2–3 мин, которые подготавливают ребенка к последующему выполнению лечебно- гимнастических упражнений.

Основная часть комплекса направлена на тренировку мышц челюстно-лицевой области и проводится в определенной последовательности — статические упражнения предшествуют динамическим, так как статические усилия оказывают стимулирующее действие на динамическую работу.

В заключительной части лечебной гимнастики постепенно снижают общую и специальную нагрузки, и это достигается комбинированными упражнениями — различными движениями рук и головы.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами.

 

К лабиальным аппаратам относятся активатор Дасса, эквилибратор, диск Фриеля Вестибулярные аппараты — пластинки MUPPY,стандартная пластинка Шонхера

Упражнения для круговой мышцы рта:

1. Положить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать

губы. Бумагу следует удерживать, постепенно увеличивая время выполнения

упражнения с 1 до 60 мин.

2. Удерживать губами линейку, постепенно нагружая ее.

3. Дуть на вертушку, легко перемещаемые предметы (кусочек ваты,

мыльные пузыри и т. д.).

4. Две пуговицы диаметром 25–30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15–18 мм друг от друга. Одну пуговицу ребенок схватывает губами, сжимает и удерживает ее. Правой рукой натягивает шнур за

вторую пуговицу.

5. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта.

Большим пальцем правой руки ее слегка вытягивают вперед за кольцо, губы

сжимаются и удерживают ее.

6. Поместить между губами диск Фриеля и удерживать его сначала

в течение 1 мин, затем до 3–5 мин.

7. Удерживать губами активатор Дасса. Сила сокращения круговой

мышцы должна преодолевать силу сокращения проволочных элементов

(статическое упражнение). На счет 1–2 ребенок сжимает губы, на 3–4 —

разжимает и вновь повторяет упражнение (динамическое упражнение).

8. Максимальное волевое смыкание губ (статическое упражнение)

9. Попеременное смыкание губ (динамическое упражнение).

Упражнения для мышц переднего участка языка:

1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5–8 мм.

Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы не смыкает. Рекомендуют проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение

выполняется неправильно.

2. То же резиновое кольцо пациент прижимает кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок. Зубы и губы сжимает, кольцо

удерживает в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

3. Упражнение «всадник» — подражание звуку ударов копыт лошади.

Цоканье языком выполняют 50–60 раз.

4. Упражнение «часики» — при полуоткрытом рте проводят языком по

верхней, а затем по нижней губе со стороны преддверия полости рта (слева

направо и наоборот).

5. Поглаживают твердое и мягкое небо языком по средней линии, начиная от передних зубов.

После освоения этих упражнений приступают к тренировке мышц среднего участка языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.008 с.)