Формы и методы воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы воспитательной работы



Под формами организации воспитательной работы понимаются различные варианты организации конкретного воспитательного процесса,
в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Формы воспитательной работы:

– по количеству участников – индивидуальные (субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-обучающийся); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т.д.);

– по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям – мероприятия, дела, игры;

– по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;

– по видам деятельности – трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные и др.;

– по результату воспитательной работы – социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решения.

Методы воспитания – способы влияния преподавателя/организатора воспитательной деятельности на сознание, волю и поведение обучающихся с целью формирования у них устойчивых убеждений и определенных норм поведения (через разъяснение, убеждение, пример, совет, требование, общественное мнение, поручение, задание, упражнение, соревнование, одобрение, контроль, самоконтроль и др.).

Таблица 4. Методы воспитательной работы в Самарском университете

Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы мотивации деятельности и поведения
беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение и др. задание, общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение и др. одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование и др.

 

2.5. Ресурсное обеспечение реализации программы воспитания в Самарском университете.

Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы воспитания включает следующие его виды: нормативно-правовое обеспечение; кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; информационное обеспечение; научно-методическое и учебно-методическое обеспечение; материально-техническое обеспечение.

2.5.1. Нормативно-правовое обеспечение

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания в Самарском университете включает:

1. Рабочую программу воспитания в Самарском университете (общая для Самарского университета).

2. Календарный план воспитательной работы Самарском университете на учебный год.

3. Положения о подразделениях, в функции которых входит воспитательная работа с обучающимися.

4. Должностные инструкции организаторов воспитательной деятельности в системе воспитательной работы.

5. Положение о совете обучающихся; план работы совета обучающихся Самарского университета; положения о студенческих объединениях и клубах; коллективный договор с профсоюзной организацией студентов, положение о воспитательной работе в университете.

2.5.2. Кадровое обеспечение

Содержание кадрового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания включает:

1. Структуры, обеспечивающие основные направления воспитательной деятельности: управление внеучебной работы, управление занятости и карьеры, приёмная комиссия (отдел профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью), управление подготовки научных кадров, управление международной деятельности, военный учебный центр, центр по связям с общественностью, дирекции институтов и кафедры.

2. Кадры, занимающиеся управлением воспитательной деятельностью на уровне Самарского университета: проректор по учебно-воспитательной работе, начальники управлений, директора институтов и центров, а также заведующие кафедрами и преподаватели.

3. Кадры, выполняющие функции заместителя директора института по воспитательной работе.

4. Преподаватели, выполняющие функции начальников курсов (направлений) и наставников сообщества обучающихся.

5. Кадры, обеспечивающих занятие обучающихся творчеством, медиа, физической культурой и спортом, оказывающих психолого-педагогическую помощь, осуществляющих социологические исследования обучающихся.

6. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и организаторов воспитательной деятельности и управленческих кадров по вопросам воспитания обучающихся.

2.5.3. Финансовое обеспечение

Содержание финансового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания включает:

1. Финансовое обеспечение реализации ОПОП и Рабочей программы воспитания как ее компонента (должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для определенного уровня образования и направления подготовки).

2. Средства: на оплату работы начальников курсов (направлений) и студенческих объединений; на оплату штатных единиц, отвечающих за воспитательную работу; на повышение квалификации и профессиональную переподготовку профессорско-преподавательского состава и управленческих кадров по вопросам воспитания обучающихся.

2.5.4. Информационное обеспечение

Содержание информационного обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания включает:

– наличие на информационных ресурсах кафедр содержательно наполненного раздела «Воспитательная работа»;

– своевременное отражение мониторинга воспитательной деятельности;

– информирование субъектов образовательных отношений о запланированных и прошедших мероприятиях и событиях воспитательной направленности.

2.5.5. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение

Содержание научно-методического и учебно-методического обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания включает:

1. Наличие научно-методических, учебно-методических и методических пособий и рекомендаций как условие реализации основной образовательной программы.

2. Учебно-методическое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к учебно-методическому обеспечению ОПОП.

2.5.6. Материально-техническое обеспечение

Содержание материально-технического обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания включает:

1. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к учебно-методическому обеспечению ОПОП.

2. Технические средства обучения и воспитания соответствуют поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности.

При организации воспитательного процесса учтена специфика ОПОП, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и установленные государством санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.006 с.)