Часть 7: длительность нахождения рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, как условие сподвижничества, часть 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 7: длительность нахождения рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, как условие сподвижничества, часть 2



Также с предыдущей темой о двух точках зрения в вопросе длительности нахождения рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, как условия для сподвижничества, связаны следующие слова Анаса ибн Малика:

 

Муса ас-Сабаляни передает, что он пришел к Анасу ибн Малику и спросил его: «Ты последний из сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям?».

 

На что Анас ибн Малик ответил:

 

قد بقي قوم من الأعراب فأما من أصحابه فأنا آخره

 

«Остались еще некоторые бедуины, а что касается его сподвижников, то я последний из них».[1]

 

Что касается этих слов Анаса, да будет доволен им Аллах, то имам аль-Ираки разъяснил их следующим образом:

«Он имел в виду особый уровень сподвижничества, которого не достигли эти бедуины».[2]

 

То есть, не все сподвижники были одного уровня. И очевидно, что статус совершивших хиджру вместе с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и сражавшихся с ним во всех битвах, отличается от статуса тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, всего один раз. Вопрос уровней, на которые делят сподвижников, будет еще отдельно рассмотрен нами далее.

Подобные слова некоторые модернисты[3] стали использовать для сужения круга сподвижников и исключения из них целого пласта, как, к примеру, уверовавших после открытия Мекки и других, чтобы устранить правило о справедливости всех сподвижников.

Следует понимать, что когда некоторые современные модернисты и либералы, которые прикидываются мусульманами, а на самом деле являются безбожниками, пытаются обсуждать какие-то вопросы из шариатских знаний и критиковать определение сподвижников или какие-то правила из усуля шариата, то единственная цель, которую они преследуют, - это, в итоге, отдалить людей от шариата и его установлений, и превратить Ислам в набор этических норм, которые никак не связаны с практикой в реальной жизни, как это случилось с современными христианами.

 

Когда они говорят, что некоторые хадисы нужно отвергать, потому что они противоречат Корану, то разве при этом они сами следуют повелениям и запретам из Корана?

Когда они говорят, что нечто в Коране не названо прямо «запретным», то разве при этом они отказываются от того, что ясно в Коране названо харамом?

Конечно, нет!

Проблема этих людей не в том, что они запутались в шариатских текстах и совершили ошибку в некоторых вопросах, в таком случае их положение было бы не столь плачевным. Их проблема в том, что для них Коран не является божественным Писанием, которое должно регламентировать жизнь всего человечества вплоть до Судного дня, для них Коран – это литературный памятник, как «Илиада» Гомера или «Божественная комедия» Данте, и, следовательно, этот текст допускает любое толкование согласно новым условиям, идеям и концептам.

 

[1] Ибн Саад «ат-Табакат аль-Кубра», 7\25;

 

[2] Шарх Альфия аль-Ираки, 3\3;

 

[3] Как Хасан аль-Малики, либерал из Саудии, который на основе деления сподвижников на разные виды, стал утверждать, что есть сподвижники в шариатском смысле, а есть сподвижники в языковом смысле, и такие сподвижники, как Муавия и другие, принявшие Ислам непосредственно перед открытием или после открытия Мекки, не являются сподвижниками в шариатском смысле, и, следовательно, аяты и хадисы о статусе сподвижников к ним не относятся.

 

Именно для отвода подобных псевдо-доводов мы так подробно остановились на определении сахабов, ибо речь идет именно о шариатском понимании этого термина, а значит, шариатские тексты о статусе сахабов относятся ко всем, кто попадает под это определение.

 

ЧАСТЬ 8: РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ СПОДВИЖНИЧЕСТВА

Также разберем некоторые вопросы, которые косвенно связаны с нашей темой.

 

Первый вопрос: устанавливается ли сподвижничество, если человек увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, до его пророчества, и умер до прихода откровения?


Говорит имам аль-Ираки:

 

«Я не видел, чтобы кто-то обсуждал этот вопрос, кроме ибн Мандах, который упомянул среди сподвижников Зейда ибн Амра ибн Нуфейля».[1]

 

Имам аз-Заркаши в «аль-Бахр аль-Мухит»[2] пишет, что встреча до начала пророчества (с учетом того, что человек умер до ниспослания откровения) не делает человека сподвижником, и также указывает, что Зейд ибн Амр ибн Нуфейл не является сподвижником.

 

Также имам ас-Суюти пишет в «Тадрибу Рави»[3], что видение пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, делает человека сподвижником только в том случае, если оно произошло после начала его (солляллаху аляйхи ва саллям) пророческой миссии.

 

Также ученые уточняют, что видение должно быть наяву, а видение во сне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не делает человека сподвижником.

Говорит ибн ан-Наджар:

 

«Тот, кто увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, во сне, не становится сподвижником».[4]

 

Также на это указывают аль-Булькыни[5] и ибн Хаджар аль-Аскаляни[6].


Также ученые указывают, что видение должно происходить в земной реальности, а не в иной реальности, как например, во время исра и ми`раджа.


Говорит аль-Ираки:

 

«Не употребляется имя «сподвижник» в отношении тех ангелов, которые видели его во время Исра»[7].

 

Также на это указал аль-Булькини.[8]

 

Также имам ас-Сахави[9] пишет, что видение должно быть до ухода посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из этого мира, и поэтому те, кто видели лишь тело посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, перед похоронами, как, например, Хувейлид ибн Халид аль-Хузали, не будут считаться сподвижниками.


Что касается возраста, с которого можно кого-то считать сподвижником, то некоторые ученые выделяют требование «тамийиза», то есть понимания ребенком происходящего.

Говорит аль-Ираки:

 

«Из их слов видно, что они делали условием тамийиз, так же, как это видно из слов Ихья ибн Маина, Абу Зур`а, Абу Хатима, Абу Дауда, ибн Абдульбарра и других. Это была группа детей, которых приводили к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, для совершения тахника, чтобы пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, протер для бараката их лица, и они не входят в число сподвижников, как Мухаммад ибн Хатиб ибн аль-Харис, Абдурахман ибн Усман ат-Тейми и другие».[10]


Говорит ибн Хаджар:

 

«Ученые сказали без детализации, что тот, видел пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, является сподвижником. Но эти слова относятся к тем, кто достиг возраста тамийиза, а если же он не достиг этого возраста, то видение нельзя к нему отнести. Да, о нем можно сказать, что пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, видел его, и он является сподвижником с этой стороны, но с точки зрения риваятов он относится к табиинам».[11]


Отсюда также мы понимаем, что совершеннолетие не является обязательным условием для того, чтобы кто-то считался сподвижником, потому что иначе придется исключить тех, кто однозначно являются сподвижниками, как аль-Хасан, аль-Хусейн, Абдуллах ибн Зубайр и другие.[12]


Что касается джиннов, то они также входят в число сподвижников.


Говорит ибн Хаджар:

 

«В наши слова «верующим в него» входят все мукалляфы из числа людей и джиннов. И поэтому необходимо также упоминать всех, о ком известно, из числа уверовавших».[13]


Также сказал ибн ан-Наджар:

 

«Предпочтительно также считать их верующими, потому что они встретились с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, уверовали в него, и направились к своему народу наставляющими».[14]

 

[1] «Такиид ва идах», стр.292;

 

[2] 4\304;

 

[3] 2\209;

 

[4] «Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир», 2\469.

 

[5] Махасин аль-Истилах, стр. 423;

 

[6] Фатх аль-Бари, 7\5;

 

[7] Такиид Ва Идаах, стр. 295;

 

[8] Махасинуль Истилях, стр. 423;

 

[9] Фатх аль-Мугис, 3\77;

 

[10] Такиид ва Идах, стр.295.

 

[11] Фатх, 7\3;

 

[12] Шарх Альфия, 3\8;

 

[13] Аль-Исаба, 1\7;

 

[14] Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир, 2\472.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.012 с.)