Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 2: терминологическое определение слова «сахаби»
Самым точным определением понятия «сахаби» считается определение, данное имамом аль-Ираки[1] и его учеником ибн Хаджаром аль-Аскаляни[2]:
الصحابة هو من لقي النبي صلى الله عليه و سلم مؤمناً به و مات على الإسلام
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари»[3] указывает, что из различных определений то, что упомянуто нами выше, является самым достоверным определением понятия «сахаби», и это мнение, которое выбрали такие великие мухаддисы, как аль-Бухари и имам Ахмад. Одним из требований к научности любого определения является то, что оно должно включать себя ряд понятий и категорий, которые мы хотим описать и обозначить, также оно должно исключать все то, что мы не хотим обозначать этим термином.
«…верующим в него…» - этими словами исключаются те, кто встретил посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в состоянии неверия, но уверовали в него уже потом, и после никогда снова не встречались с ним, солляллаху аляйхи ва саллям.
Ибн Хаджар[5] сказал об этом:
«Даже если между этим будет акт ридды», то есть, даже если человек после того, как, будучи верующим, встретился с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, совершил ридду, а затем принял Ислам вновь, то он будет считаться сподвижником».
[1] Шарх ат-Табсира, 3\3; ат-Такиид ва аль-Идах, стр.291;
[2] Аль-Исаба, 1\7-8 и Нузхату ан-Назар, стр.55;
[3] Аль-Фатх, 7\4.
[4] Он принял Ислам во время открытия Мекки и был при прощальном Хадже. И от него передается один хадис об этом, и поэтому аль-Багъави, ибн Манда и другие упомянули его как сподвижника, но, поскольку он в период правления Умара ибн аль-Хаттаба убежал в Шам, принял христианство и там же умер, он не является сподвижником.
[5] Нузхату Назар, стр.56.
ЧАСТЬ 3: ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВА «САХАБА», ЧАСТЬ 1 Помимо определения, которое мы привели, существуют и другие определения. Они считаются слабыми, но их тоже следует знать, чтобы стремящиеся сеять смуту и недоверие к сподвижникам в умах мусульман, не использовали для этого имена великих алимов.
Перед тем как приступить к перечислению этих определений, следует сделать одно важное замечание: ранние ученые Ислама часто давали очень размытые определения каким-то явлениям, ограничиваясь описанием общего смысла, ибо его смысл был очевиден для всех, и они не заботились, чтобы с позиции логики определения отвечали всем условиям. По этой причине, зачастую, разница в определениях идет без указания на соответствие или несоответствие конкретных личностей их определениям, и, как следствие, без конкретизации о принадлежности отдельного лица к числу сподвижников или непричастности к ним. Это следует держать в уме во время чтения этих определений[1].
Определения будут перечислены согласно давности их высказывания. Первое определение
Говорит Саид ибн аль-Мусаййаб[2]: الصحابة من صحب رسول الله صلى الله عليه و سلم سنة أو سنتين أو غزا معه غزوةً أو غزوتين
Что касается этого определения, то имам ас-Суюты в «Тадриб ар-Рави»[3] пишет, что это определение передается от Саида ибн аль-Мусаййаба через недостоверный иснад[4]. Также ибн Хаджар указывает, что практика табиинов противоречит этому определению, потому что они считали тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в прощальном Хадже, сподвижниками[5]. Также, согласно этому определению, придется исключить большое количество сподвижников, которые после открытия Мекки приезжали к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, для принятия Ислама, а затем, через какое-то время возвращались к своим племенам, не принимая участия в сражениях, и пробыв с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, гораздо меньше, чем один год. И таким примером является Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, который единогласно является сподвижником, но который принял Ислам в месяце Рамадан в десятом году по хиджре. Итак, согласно достоверному мнению, продолжительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не является условием для того, чтобы считать кого-то сподвижником. Ибн Касир[6], рахимахуллах, попытался объединить данное определение ибн аль-Мусаййаба с мнением большинства, сказав, что данное определение ибн аль-Мусаййаба указывает на особый статус сподвижника, который был ближе к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, чем те, кто видел его лишь небольшой отрезок времени, и что это определение не исключает факт сподвижничества в широком смысле тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, короткое время.
Второе определение Говорит имам Али ибн аль-Мадини: من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه و لو ساعة فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم
Что касается изъянов этого определения, то в нем условием принадлежности к сподвижникам является видение посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто не мог его видеть из-за слепоты. Именно по этой причине аль-Ираки и ибн Хаджар использовали слово «встретил», что имеет более широкий смысл, чем видение, ведь, в противном случае, пришлось бы исключить Абдуллаха ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, из числа сподвижников, а он сподвижник единогласно.
И также в этом определении не приводится условие, чтобы человек умер мусульманином, что означало бы, что такие муртадды, как ибн Хаталь, тоже являлись бы сподвижниками.
[1] Для более глубокого понимания использования терминов во времена саляф и времена более поздних ученых см. книгу шейха Хатима аль-Авни «Манхадж аль-Муктарах». Несмотря на принадлежность автора к ваххабитскому течению и его попытки доказать негативное влияние науки Калам на науки по хадису, факт разницы в понимании терминов у саляф и более поздних ученых в этой книге, все же, раскрыта очень точно;
[2] «Аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 99; ибн Салях, стр. 424.
[3] «Тадриб ар-Рави», 2\209;
[4] В санаде присутствует Мухаммад ибн Умар аль-Вакиди, который описан как слабый передатчик (матрукуль хадис. См. Мизан, 3\662-666);
[5] Аль-Фатх, 7\4.
[6] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 179.
[7] Аль-Фатх, 7\4.
ЧАСТЬ 4: ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВА «САХАБА», ЧАСТЬ 2 Третье определение
Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: من صحبه سنة أو شهراً أو يوماً أو ساعة أو رآه فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم
Четвертое определение Говорит имам аль-Бухари в своем Сахих:[2] من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه من المسلمين فهو من أصحابه
Из этого определения так же исключаются те, кто не мог видеть пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты.
Пятое определение Говорит Абу Ну`айм аль-Асбахани (или аль-Исфахани) в предисловии к своей книге «Ма`рифа ас-Сахаба»:[3] من ثبتت له عن الرسول صلى الله عليه و سلم رواية أو صحت له صحبة و ولاية
К изъянам этого определения относится то, что Ислам в нем не является условием, поэтому под данное определение будет подпадать каждый, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, вне зависимости от того, был он верующим или нет. Также известно, что не все сподвижники передавали риваяты и хадисы, и посему некорректно приводить факт передачи риваята или хадиса в качестве условия сподвижничества.
Также не является условием, чтобы какой-то сподвижник находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в течение долго времени, либо чтобы посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, назначал кого-то из них руководителем или правителем, ибо многие из делегаций бедуинов возвращались к своему народу после одной встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и они не были назначены пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, правителями своего народа. Шестое определение Говорит ибн Касир: الصحابي من رأى رسول الله صلى الله عليه و سلم في حال إسلام الرائ و ان لم تطل صحبته و لم يروى عنه شيئا
Здесь ибн Касир хотел указать на неточность в определении сахаби в книгах по Усуль аль-Фикх, в которых часто приводится одним из условий длительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто, приняв Ислам, возвращался обратно к своим племенам. Также в определении ибн Касира, в отличие от многих предыдущих определений, указано, что человек должен встретиться с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, являясь мусульманином.
Но ибн Касир не указывает то, что человек также должен и умереть мусульманином, поскольку, если человек умрет на ридде, то это аннулирует его сподвижничество, как мы уже об этом писали ранее.
Седьмое определение Говорит ибн Салах: فالمعروف من طريقة أهل الحديث أن كل مسلم رأى رسول الله صلى الله عليه و سلم فهو من الصحابة
В этом определении тоже приводится условием, чтобы человек был мусульманином, но не поясняется обязательность того, чтобы человек был мусульманином в момент встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, также чтобы был мусульманином при уходе из жизни. Также в этом определении приводится условие видения пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, хотя аль-Ираки и ибн Хаджар употребляли слово «встреча», которое является более общим и корректным, чем «видение». Из определений ученых, использовавших слово «видение», не следует понимать, что они не считали сподвижниками тех, кто не мог видеть посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты. Ученые по терминологии хадиса поясняют, что слово «видение» употребляется лишь по той причине, что чаще всего встреча сопровождается видением, поэтому в данном случае часто повторяемое частное указывает на общее значение.[6]
Итак, мы рассмотрели последнее определение из тех, что хотели разобрать в данном разделе. В заключение приведем еще раз то определение понятия «сахаба», которое приводится имамом аль-Ираки и ибн Хаджаром аль-Аскаляни, и считается самым корректным определением, лишенным изъянов и неточностей:
الصحابة هو من لقي النبي صلى الله عليه و سلم مؤمناً به و مات على الإسلام
[1] «аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 69;
[2] Это определение приходит в «Сахих», в главе о достоинстве сподвижников;
[3] 1\106.
[4] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 173.
[5] Улюм аль-Хадис, стр.466;
[6] Махасинуль Истилях, стр. 423.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.056 с.) |