Методики изучения интересов современных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики изучения интересов современных подростков



 

Исследуя интересы в подростковом возрасте, выделим следующие их существенные особенности: – расширение кругозора, обогащение жизненного опыта подростков способствует возникновению у них новых, самых разнообразных интересов; – интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников; – в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений

Основные методики выявляющие интересы современных подростков:

1. Методика "Направленности личности" В. Смекайл и М. Кучер. Целью данного вопросника является исследование видов направленности: на себя, на взаимодействие, на задачу;

2. "Методика выявления интересов" И. П. Шаховой. Целью вопросника является изучения структуры интересов к различным видам деятельности;

3. методика "Карта интересов" А. Е. Голомшток. Цель вопросника определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний);

3. методика "Дифференциально - диагностический вопросник ДДО". Цель методики: определение предпочтительных сфер труда по группам профессий "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знак", "человек - художественный образ.

Все методики, после их проведения, дают представление о интересах и направленности личности в юношеском возрасте.

Проанализировав все существующие в психологии методические приемы, приходим к выводу: особенности подросткового возраста наиболее полно могут быть ис­следованы клинически. Но если предме­том исследования является переживание подростка, то возникает необходимость анализировать особенности этого пережи­вания. Другими словами, необходимо со­поставлять объективные данные и то, что оказывается в поле зрения ребенка, т. е. одновременно фиксировать объект и позицию и таким образом описывать спе­цифику психологического развития подро­стков. Для этого следует обратиться к нар­ративному подходу.

Одним из наиболее масштабных иссле­дований с применением нарративного ме­тода стало психогеронтологическое иссле­дование, проведенное Дж. Бругманом. Под нарративом Дж. Бругман понимает жиз­ненное повествование, которое представ­ляет собой рассказ или историю собствен­ной жизни. Когда человек описывает себя, он ссылается как на характерные черты, так и на важные события своей жизни, це­ли, заботы. То же самое происходит в слу­чае, когда мы описываем других.

Нарративный метод да­ет возможность понять «взгляд» самого рассказчика. Использование данного под­хода представляется возможным и для ис­следования подросткового возраста.

Для разработки методики изучения иде­алов современных подростков можно обрати­тся к исследованию К.Н. Поливановой и А.И. Бурцевой (2003). Основные принципы, которыми руководствовались авторы при разработке оригинальной методики для изучения подростков, заключались, во- первых, в необходимости ограничить сфе­ру анализа, т. е. задать некоторое объек­тивное поле, во-вторых, в возможности структурировать заданное поле субъектом, его воспринимающим. Наиболее адекват­ным, по мнению К.Н. Поливановой, А.И. Бурцевой, является художественное произведение, так как оно всегда богаче сво­его сюжета и любой читатель или зритель может увидеть в нем то, что ему близко, что отвечает его интересам.

Современный человек не представляет свою жизнь без информационно-компьютерных технологий. Для подростков информационные технологии стали незаменимы: их используют в быту, в общении, в учебной деятельности, многие подростки подрабатывают, используя компьютеры и телефоны.

Именно подростковый возраст самый подходящий для освоения компьютерных и информационных технологий. Подростки быстрее взрослых увлекаясь учатся работать с техникой, понимают принцип ее функционирования. Это можно объяснить психолого­физиологическими особенностями развития подростков:

— наличие навыков по использованию компьютера, телефона и других технологий;

— сформированность знаний об истории цивилизаций, на основе которых и разрабатываются сценарии компьютерных игр;

— переход мышления из детского во взрослое;

— усложнение системы мышления подростка;

— недостаточная развитость критического мышления, готовность воспринимать ложную информацию [12, с. 78].

Роль ИКТ в жизни и увлечениях современных подростков высока. Во-первых, компьютерные технологии и мобильные приложения, Интернет, электронные книги используют в учебной деятельности.

 Также содержание компьютерного учебника включает в себя вопросы и задания для самопроверки. Он предназначен для самостоятельного изучения курсов, самостоятельной подготовки учащихся к занятиям, контрольным и итоговым работам.

Компьютерный задачник — сборник упражнений и занятий в электронном виде, предназначенный для закрепления умений и навыков решения типовых практических задач в конкретной предметной области [2, с. 65].

Компьютерные игры — дидактическое пособие, представленное в виде компьютерной разработки, для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи. Применение компьютерных игр позволяет организовать на уроке командную работу, сочетать традиционные и инновационные способы преподавания.

Преимущества этой компьютерной технологии следующие:

— их применения требует меньшей подготовки в сравнении с традиционными формами урока;

— использование компьютерных игр способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации;

— компьютерные игры позволяют учителю контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что сокращает время на специальную проверку знаний учащихся;

— при грамотной организации и проведении компьютерных игр повышается самооценка учащихся, что положительно влияет на качество успеваемости;

— компьютерные игры позволяют провести рефлексию урока, что улучшает обратную связь между учениками и учителем.

Подобные игры гораздо интереснее учащимся, чем типовые задания [22, с. 409].

В рамках информатизации современного образования ИКТ будут все больше внедряться в учебный процесс. Их применение значительно улучшает образовательный процесс, делает его более наглядным и понятным для учеников, сближает теоретические знания с реалиями современной жизни. Современные школьники проводят большое количество времени за компьютером и гаджетами. Использование компьютерных технологий в образовании сближает науку и учеников, помогает им получить необходимые знания не только об обще­образовательных предметах, но и освоить навыки работы за компьютером, что является важной задачей современного общества.

Во-вторых, использование компьютерных технологий, телефона и приложений, социальных сетей способствует развитию коммуни­кативных навыков подростков. Их круг общения не ограничен ближайшим окружением из родных, друзей и одноклассников. Современные подростки легко налаживают контакт с людьми из разных стран и городов. Они поддерживают общения с друзьями и родными, которые переехали в другой город, находят новых виртуальных друзей.

В современном обществе существует мнение, что социальные сети наносят больше вреда, чем пользы. Но это не совсем верно, потому что нельзя обобщать опыт разных пользователей Интернета. Часть из них использует социальные сети для получения информации, участия в группах по интересам, другие — для общения с друзьями и знакомыми, третьи — для самореализации. Существуют и такие, кто использует площадки для общения в целях совершения мошенничества, обмана, разжигания розней, внедрения заведомо ложной информации с целью создать определенное настроение в обществе. Каждый сам выбирает, какой социальной сетью пользоваться, с какими людьми вступать в контакт, какую информацию получать и использовать в своей жизни.

Также в социальных сетях наблюдается призыв к различным действиям: занятия спортом, хорошая учеба, помощь нуждающимся, участие в благотворительных акциях и т. д. Благодаря этому у молодого поколения формируется более активная жизненная позиция, адекватная система ценностей. Но также это может быть призыв к противоправным действиям, участиям в митингах и т. д. При возникновении подобных ситуаций молодые люди могут попасть под влияние асоциальных эле­ментов, у них может сформироваться ошибочное мировоззрение [15, с. 202].

В связи с этим, родители и педагоги должны контролировать использование ИКТ подростками для коммуникации.

В-третьих, использование информационно-компьютерных технологий помогает учащимся зарабатывать свои первые деньги. Способы подработки можно разделить на легальные и нелегальные, нечестные. Начнем с последних. Сейчас в соцсетях, где подростки проводят большую часть свободного времени, популярна реклама каперов, ставок на спорт и онлайн казино. Все эти методы являются нелегальными и нечестными, так как подросток ничего не заработает. Он лишь приносит деньги мошенникам, не имея шанса на выигрыш. К честным методам подработки можно отнести приложения, где платят деньги за выполнения заданий, удаленную работу. Например, работа с Яндекс.картой, когда ты получаешь задание проверить адреса организации, вести их на карту. Появилось много новых профессий, которыми может овладеть подросток. Например, фотограф для стока фотографий, дизайнер по аватаркам для соцсетей и т. д. С одной стороны, развитие информационно-компьютерных технологий помогает подросткам развиваться в материальном и личностном плане. С другой — выросла опасность быть обманутыми мошенниками.

Анализируя приведенный материал, можно сделать вывод, что интересы и увлечения в информационно-компьютерных технологий в жизни современного подростка ежегодно растет. Вместе с этим растет и количество подростков с зависимостью от информационно-компьютерных техно­логий. Можно выделить симптомы такой зависимости у подростка:

— большую часть свободного времени (более 5часов в день) проводит за компьютером и телефоном;

— у подростка нет реальных друзей, только виртуальные собеседники и товарищи по играм;

— ухудшение успеваемости, пропуски уроков ради игр в компьютер;

— подросток начинает обманывать родителей, проводит время не только дома за компьютером, но может посещать игровые клубы;

— подросток во время игры разговаривает с персонажами как с живыми людьми;

— в отсутствии компьютера становится агрессивным и не может ничем заняться;

— забывает про еду и личную гигиену, сон [15, с. 2020].

Если учителя или педагоги заметят у подростка названные симптомы, необходимо начать коррекционную работу с психологом, так как лечение компьютерной зависимости — долгий и трудный процесс.

Таким образом, использование компьютерных и информа­ционных технологий в подростковом возрасте имеет как плюсы, так и минусы. К основным плюсам относятся формирование мышления, быстрой реакции, концентрации внимания, умение быстро принимать решения методом проб и ошибок. К минусам можно отнести негативное влияние на здоровье подростка, формирование «клипового мышления».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.009 с.)